Южная Сибирь: Закон компенсации

4 Декабря 2017, 14:29

На древних каменных изваяниях в степях Хакасии соседствуют изображения медведя, символа темного вселенной, хаоса, и солнца, олицетворяющего добро, порядок, свет. Все видимое и невидимое нам подчинено великому Закону компенсации. Под его известен прошла пилотная экспедиция пятого сезона «лэндроверовского» марафона «Обнаруживая Россию»

Хакасия

  • Республика Хакасия расположена в Южной Сибири, в левобережной доли бассейна Енисея. На севере и востоке граничит с Красноярским краем, на закате – с Кемеровской областью, на юго-западе – с Республикой Алтай, на юге и юго-востоке – с Республикой Тыва.
  • Площадь – 61 569 км2. Климат – в основном остро континентальный. Рельеф Хакасии определяют Саяно-Алтайское нагорье и Хакасско-Минусинская котловина. В республике 324 реки, относящиеся к бассейнам Енисея и Оби, и примерно 1000 озер. Хакасия – единственная в Азии территория, целиком заключающаяся из археологических ландшафтов с более чем 40 000 видимых памятников.
  • Население ≈ 538 000. Часть городского населения ≈ 69,1%.
  • Столица – Абакан. Население ≈179 200.
  • Республика Хакасия была на 69-м месте (2015) в России по размеру валового регионального продукта.
  • Часовой поясок МСК+4.
  • Автомобильный код «19»

Общая протяженность маршрута

Горно-Алтайск – пос. Кош-Агач – перевал Бугузун – Саяно-Шушенская ГЭС – Абакан

«По горе или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места…» Все же эти строки из примечательного стихотворения Геннадия Шпаликова не приговор. По крайней мере по отношению к Алтаю. Пускай, как и в сентябре 2014-го, нас встречают тучи из бабочек-боярышниц, а во дворах домов в поселках вдоль Чуйского большака по-прежнему цепляют глаз шестиугольные летние кухни, стилизованные под традиционные жильё алтайцев, агаш-аилы из бревен и коры лиственницы, но ощущения дежавю нет. Вот желая бы Катунь. Река под занавес июня не изумрудная, как осенью, а молочно-белая из-за примесей минералов в растаявших горных снегах. Да и экспедиционных «коней» мы поменяли. Пока путь на юг до памятника отчаянному шоферу Кольке Снегиреву популярен, самое время присмотреться к новенькому Discovery 5. И прислушаться.

Я оглох?! Поменявший чету турбин на одну с изменяемой геометрией 3-литровый 249-сильный турбо-V6 на тяжком топливе словно воды в рот набрал даже на высоких оборотах – так непробиваемой стала шумоизоляция моторного отсека. Безусловный плюс на долгих перегонах. Правда, когда АКП переведена в ручной режим, на слух уже не установишь оптимальный момент переключения передач и приходится бросать взгляд на тахометр. На тяжком бездорожье лучше бы обойтись без этого. Но мы пока на трассе, уходящей в горы, и на петлях серпантинов Disco 5 с его тащащим кузовом демонстрирует превосходство над рамным предшественником в цепкости и плавности хода. А в управляемости в цельном? Здесь не все так гладко.

Рулевое, сменившее гидравлический бустер на электрический, особенно поначалу представляется легковатым, а когда в повороте передние колеса попадают в выбоину, вытекает ощутимый провал по усилию на «баранке». В качестве искупления этих грешков предлагается экономичность. И она впечатляет! Даже после марш-бросков в весьма бодром темпе борткомпьютер нашего «Диско» выдал средний расход дизтоплива в 9,9 л/100 км. И это с закрепленной в багажнике на кровле запаской, создающей дополнительное сопротивление! Конечно, подобная умеренность аппетита – итог сглаживания обводов кузова, перевода Discovery на алюминиевую архитектуру и сброса примерно 300 кг против модели предыдущего поколения.

хакасия_01

Хотя инженеры, отвечавшие за настройку тормозов, рассчитывали, видимо, на немало значимую весовую экономию, и потому Disco 5 куда лучше разгоняется, чем замедляется. Призвав на поддержка торможение двигателем, обнаруживаю лишь символическое проявление этого эффекта в порядке Drive, которое становится чуть отчетливее в «Спорте». На скользких поверхностях потребуется сверхаккуратность! Сдается, британцы, покинув неизменной АКП8, что-то намудрили с демпфером дроссельной заслонки, добиваясь плавности реакций автомашины на сброс газа.

А попечение об удобстве загрузки/выгрузки поклажи привела не только к отказу от разрезной пятой двери, но и отворила возможности для обогащения перед производителями автомобильных примочек. Кто предложит мягкие накладки на нательные углы кормового «лацпорта» – озолотится! Ну, или по крайней мере спасет немалое число голов тех владельцев Disco 5, кому повезло вымахать за 180 см. «Каланчам» придется быть осмотрительнее и при посадке в передние кресла: стоически ветрового стекла почти по-легковому завалены назад. Зато стерты эргономические шероховатости. Выключатели противотуманок перекочевали на подрулевой рычажок, и их не надо сейчас искать на ощупь в слепой зоне на торпедо, а кнопку системы стабилизации – среди россыпи ее разнопрофильных двойников на центральной консоли, благо регуляторы настроек шасси скоплены в кластер у селектора АКП.

Последствия обстрела природной системой град

Между тем трехзонный «климат» наших «Диско» целиком компенсирует царящее за бортом почти 40-градусное пекло, и, отмахав за день 500 км, мы свежими добираемся до Кош-Агача на крайнем юге Республики Алтай. Как явствует из наименования села, означающего «пара деревьев», с растительностью здесь туго. Зато все примечательно с солнцем: количество безоблачных дней в году более 300. Логично, что недавно тут отворили солнечную электростанцию. Правда, тарифы на энергию ниже не стали. Вылито, чиновники нашли вполне себе научное обоснование таких поступков. Последние лет 15 в Кош-Агаче увеличилось число дождей. Даже традиционные плоские кровли на домах в селе меняют на двускатные. Раз так, «перекуры» солнца необходимо компенсировать…

хакасия_03

Какой переменчивой случается природа, мы убедились на следующий день, когда поднялись на перевал Бугузун, где проходит рубеж республик Алтай и Тыва. Вроде бы только что была жара, но на вышине 2350 м нам попадаются ледяные поля, а температура падает до +10°С. Неизменно завораживающими остаются лишь ландшафты за окном. Но место для палаточного лагеря, обустроенного при участии наших помощников из Тувы, очутилось настоящим произведением естественного ландшафтного дизайна! Гряда скал изолировала от дороги необычно зеленый для этих мест луг, выходящий подковой к реке Моген-Бурен. Сказка!

Вернисажи древности

В долине реки Елангаш на Алтае и в Хакасии на скатах Пояр-тах («священная гора», хакас.), которую русские переселенцы перекрестили в Боярскую, сохранились огромные каменные «полотна», петроглифы, созданные за немало веков до н.э. На самых древних изображены животные, мифические существа, люд, предметы быта, а на более поздних – еще и жилища наших предков. Ученые давным-давно спорят, чем – святилищем или своеобразным учебным пособием – являлись петроглифы. Не рассмотреть ли альтернативную версию? И в те дальние времена появлялись желающие отобразить красоту и хрупкость окружающего вселенной. Но, не рассчитывая на понимание соплеменников, эти художники древности творили тайком. Не потому ли петроглифы нередко находят в глухих местах? Действительно, кому приятно слышать: «Лучше бы горного барана завалил! А еще набедренную повязку надел, интеллигент распроклятый!»? От нашего, все более виртуального мира в случае его «перезагрузки» не останется и подобный памяти. Чтобы компенсировать уязвимость цифровой цивилизации, мы сотворили петроглиф на верхушке горы Куня («солнце», хакас.), откуда открывается захватывающая дух панорама на пункт слияния широченного Енисея с рекой Туба. Когда-нибудь сценки из нашей экспедиционной существования и эмблема Land Rover станут фундаментом для теорий о жизни на Земле в XXI столетье…

Narylkov.jpg

Сергей Геннадиевич Нарылков,

кандидат физико-математических наук из Абакана, сделал изучение монументов археологии родной Хакасии своей равнозначной второй профессией

Сергей Михайлович Киреев,

археолог из Горно-Алтайска и сталкер лэндроверовских экспедиций со стажем, отворил нам тайну каменного «загара»: лишь через 2000-3000 лет изображение почти сливается с основным полой скалы

Ученые спорят: появлялись ли мегалиты на месте геомагнитных отклонений или они эти аномалии сами и создают. Но вот факт: у Тархатинского комплекса одометр нашего «диско» показал… 3333 км

Бывальщина поджидала на следующее утро неподалеку от ночного бивака. Метрах в 30 от основы узкого серпантина, перегородив его и свесив заднюю ось с грунтовки на валуны, застыл УАЗ-«головастик». Водитель, несколько ребятишек и дам, среди которых беременная, понуро стояли рядом. Единственным, кто хранил присутствие духа в экипаже потерпевшего бедствие транспортного средства, представлялся оставшийся в кузове баран. Смотреть на ситуацию, как его сородичи на новые ворота? Не вариант. Алексей Симакин, глава экспедиции, выставив пневмоподвеску на стандартный офф-роудный максимум в 283 мм и примерив несколько порядков настройки основных агрегатов через систему Terrain Response 2, вывел «диско» по крутому откосу перед «головастиком». Трос закреплен в буксировочных проушинах, а дальней – 600 Нм британской тяги, доступные с 1750 об/мин, сделали свое дело. Линия свободен!

Саяно-Шушенская ГЭС – рекордсмен по всем параметрам. Эта самая мощная электростанция в России с самой рослой (242 м) в стране плотиной арочно-гравитационного типа строилась официально 37 лет (1963-2000) и еще пять лет восстанавливалась после крупнейшей в истории российской гидроэнергетики аварии в августе 2009 года

Эта путевая история заставила взглянуть на Discovery 5 новыми глазами. До того нет-нет да и посещала мыслишка: не обратился ли легендарный «Диско» в шикарный большой кроссовер, в котором от настоящего гряземесителя неужели что ухватистые ручки на центральных стойках крыши? Пожалуй, повременим присыпать офф-роудные извилины пеплом несбывшихся надежд. У «британца» все ОК с внедорожной геометрией и трудом пары умных блокировок в трансмиссии 4х4 с понижающей передачей в раздатке. И не лишь с ними. День спасательных операций продолжился!

У вечности в плену

Компенсировать кончина вечностью – на такую задачу могла замахнуться лишь мощная цивилизация. И она была в VI-III вв. до н.э. на обширной территории Южной Сибири. В древних китайских летописях это страна именуется Динлин-го (Страна Духов), а его жители – динлинами. У нас же их принято именовать тагарцами. Эти степные кочевники, принадлежащие к скифской группе народов, создали огромный некрополь в Салбыкской степи, что образцово в 60 км к северо-западу от Абакана, столицы современной Республики Хакасия. В группе недосуг пирамидальных курганов выделяется Большой Салбыкский, ставший местом упокоения особо почитаемого тагарского вождя. Сооружение вышиной 20-25 м, имеющее в основании 70х70 м 23 вертикально установленных простеночных камня весом до 100 т, судя по всему, получило статус «федерального объекта персоной важности». Для его возведения создали огромную организацию, своеобразный «Тагарстрой». В этом «тресте» было четкое разделение труда: заготовка стройматериалов, их доставка (часто за десятки и даже сотни километров) на площадку, общепит для строителей. Любое племя отвечало за свой участок работы, а по ее завершении вместо подписания акта сдачи устанавливало на тех же мегалитах тамгу, родоплеменной знак. При создании усыпальницы и грунтовой пирамиды использовались самые авангардные для той эпохи методы обработки камня, древесины, грунта. Как и на любой большенный стройке, не обошлось без штурмовщины, и приемочная комиссия, возможно, отметила ряд недоработок. Так или по-иному, Большой Салбыкский пережил не только государство Динлин-го, но и много чего еще, прежде чем был решительно срыт и раскопан археологами в середине ХХ в. Кстати, и советская цивилизация со- орудила в Хакасии «мегалит» – огромную Саяно-Шушенскую ГЭС. Она тоже на столетия. Правда, есть существенное отличие от Салбыкских курганов: тагарцы ведали как демонтировать созданное ими, а мы – нет. И это проблема, ведь вечность эфемерна…

При штурме вброд горной реки с бурливым течением один из экспедиционных экипажей мажет с траекторией, и машину сносит на глубину. Даже экстренный порядок пневмоподвески, поднимающий «Диско» еще на 70 мм от обычного максимума, не позволяет колесам верно зацепиться за дно. Приходится вытаскивать утопающего на «галстуке». Почему не лебедкой? На Discovery 5 ее не к чему укреплять. Да, это тот единственный случай, когда приходится пожалеть об отсутствии у автомобиля рамы. Инженеры Land Rover как-то обмолвились, что разыскивают решение проблемы. Но сколько там ждут обещанного? Таким временем мы достоверно не располагали и всерьез опасались, как бы сорвавшийся на глубину «диско» не захлебнулся. Стало. Мотор не схватил гидроудар, а поднятый к боковому стеклу грузового отсека аккумулятор остался сухим. Да, случились недомогания электросистемы, но сквозь пару дней прошли и они. Если нужно доказательство того, что Discovery 5 с пневмоподвеской способен преодолевать броды до 900 мм без всякого шноркеля и выжить даже в немало сложной ситуации, то вот оно! Единственной пострадавшей при переправе нашей колонны очутилась задавленная, а скорее, поднятая на поверхность уже дохлой рыбина. Жители берегового поселка потребовали материальной компенсации. Обоснование? Железное. «Экология, соображаешь!»

хакасия_05

Да, горячий – во всех смыслах – выдался денек. И, видимо, для сведения баланса на заходе при подъезде к границе западной Тувы и Хакасии мы получили на перевале… мощнейший заряд крупнокалиберного града. По счастью, стихия унялась буквально перед подходом колонны «Диско». Но Закон компенсации в самых ослепительных своих проявлениях не отпускал нас до финиша экспедиции. Уже в поразившей своей лиричной красивостью Хакасии мы пересекли реку Большой Он. Где-то рядом, видимо, Небольшой, а то еще и Средний Он. Можно лишь гадать. Зато нам повстречалась река Она. Безальтернативная. Один-единственная. Как и должно быть…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика