Несколько событий из жизни Пермского края от сотворения мира до наших дней

Пермь — вы размышляете, это что? Наверняка думаете, что это «задняя земля», «окраина мира» от старофинского pare maa. Или название последнего геологического этапа палеозойской эры. Ну или город в Предуралье, на берегах реки Камы, ниже впадения в неё реки Чусовой, с населением в 1 млн человек. И всё это истина. Представляете, сколько событий произошло на этих землях? Не все из них запомнились, но вот некоторые из них.

1118 год


Монах Киево-Печерского монастыря Нестор (гадательно) заканчивает летопись «Повесть временных лет», где описывается библейская и русская история — это самая ранняя из русских летописей. И в ней мы находим первое упоминание слова Пермь.

1647 год


Воевода Прокопий Елизаров в переписных книжках по вотчинам Строгановых упоминает «починок на реке Каме и на речке Егошихе». И это первое документальное упоминание о поселении на территории исторического середины города.

1720 год


По приказу Петра I капитан-поручик артиллерии, управляющий Уральскими казенными заводами, известный русский историк и географ Василий Татищев, отправился в Сибирскую губернию для постройки заводов по выплавке меди и серебра. Им было избрано место около деревни Егошихи. Генерал-майор артиллерии Георг Вильгельм (Вилим Иванович) де Геннин, переменивший ученого, отметил в рукописях «Описание Уральских и Сибирских заводов»: «И по определению ево, оной завод начинов строить маия 4-го дня 1723 году и построен по январь месяц 1724-го». День начала строительства завода и почитается днем основания Перми.

1780 год


16 ноября императрица Екатерина II, княгиня Пермская, подписала именной указ о создании на основе Егошихинского завода губернского города, «наименовав оный «Пермь».

1829 год


Крестьянский мальчишка Павел Попов на прииске, промывая золото в лотке, нашел странный камешек. Он отдал его управляющему прииском минералогу Шмидту, какой и определил в камешке алмаз в 1,5 карата. Далее этот камень оказался у немца Гумбольдта, какой, как ученый, в поисках алмазов изъездил всю Россию. Он-то и преподнес удивительную находку жене императора Николая I Александре Федоровне, чем произвел невиданный фурор при дворе – до этого все алмазы были привозные. Так 192 года назад в России началась добыча алмазов. А крепостному Павлу Попову была дарована вольная.

1841 год


Сэр Мерчисон, президент Лондонского геологического общества впрыскивает термин «пермский период» и называет новую формацию Пермской. И все благодаря тому, что французский геолог Эдуард де Неизменнее провел на территории Российской империи обширные геологические исследования, в результате которых обнаружил геологическую формацию, отличную от всех популярных ранее.

Геологическая история Земли


делится на эоны, эоны на эры, эры на периоды. Пермский период начался образцово 300 миллионов лет назад, продлился 47 миллионов и ознаменовался уникальными событиями. В начале два огромных континента – Лавразия и Гондвана – соединились друг с другом, образовав огромный материк Пангею. Моря с территории Пермской районы постепенно уходили, суша медленно поднималась. Образовались равнины с континентальным климатом. Днем было весьма жарко, а ночью довольно прохладно. На востоке росли Уральские горы.

Всю Пангею, в том числе и территорию нынешнего Урала, населяли пермские звероподобные ящеры и амфибии, среди которых наибольшее распространение получили звероскулые рептилии пеликозавры, звероскулые странноголовые (или «страшноголовые») рептилии эстемменозухи, зверозубые иностранцевии, ивантозавры и др. Закончился Пермский этап самым масштабным вымиранием видов из всех, какие только знала Земля. Исчезло около 90% обликов морских организмов и 70% наземных. Одно из объяснений этого вымирания сводится к падению крупного астероида, потребовавшего существенное изменение климата. Согласно другой, более распространенной версии, вымирание было вызвано глобальным усилением вулканической активности в связи с тем, что все континенты соединились в один – единый континент Пангею.

1 июня 1934 года


на только что построенном пермском моторном заводе был организован первый авиационный мотор М-25, самый мощный и современный на тот момент, по лицензии фирмы «Кертис-Райт» (Curtiss-Wright Aviation Corporation). В этой американской фирме директор завода Иосиф Побережский еще до постройки завода организовал стажировку группе своих инженеров. Янки передали советскому заводу все чертежи, технологии и связи с поставщиками, хотя правительство США было против.

На заводе был поклонение чистоты, рабочие на сборке были в белых халатах, в цехах стояли цветы.

Численность персонала достигала 9000 человек, среди них – чуть немало ста инженеров.

Рабочие, в основном молодые люди, жили в бараках, совсем не похожих на светлые и чистые цеха новоиспеченного завода. Барак – это строение без внутренних перегородок, в котором койки или нары располагались рядом друг с товарищем – рядами. Комнат вообще не было, поэтому появлялись импровизированные перегородки из ткани. «Там грязь, там клопы, люд ругаются».

Город, в котором построили завод, сам походил на барак. В ужасающей тесноте в нем проживало около трехсот тысяч человек. В связи с острым притоком населения на одного жителя в Перми приходилось 2,75 кв. метра жилой площади. Под жилье отводились дома бывшей кирхи и синагоги, будки обходчика, помещения столовых.

В этих так называемых квартирах не было ни водоснабжения, ни канализации. Днем отключали электричество, чтобы гарантировать подачу тока на заводы. Останавливались трамваи.

Постоянные перебои с торговлей хлебом – «хвосты» перед центральным гастрономом, размещённым прямо напротив горкома, разгоняла конная милиция.

В городе был один универмаг – и тот без товаров. Стахановец, отчаявшийся отыскать ботинки для детей, обращается за помощью в Облторг в Свердловске. Оттуда отвечают: «Ты, как орденоносец,  напиши, и мы тебе вышлем».

В 1935 году пилот Коккинаки на самолете И-15 с мотором пермского завода установил рекорд высоты – 14,576 км.

В 1936 году был запущен конвейер по сборке авиамоторов, едва-едва ли не первый в мире. А чуть позже – налажен выпуск двигателя собственной конструкции. Директор Побережский был награжден орденом Ленина. Однако в 1938 году он, как и большинство инженерного состава, особенно те, кто был на стажировке в США, бывальщины репрессированы. Развитие завода затормозилось. Тем не менее во время войны завод произвел 32 тыс. самолетных моторов.

В 50-60-е годы завод освоил выпуск ракетных двигателей, вертолетных редукторов, газотурбинных двигателей. 60% штатских самолетов СССР летали на пермских двигателях. Мечта основателей исполнилась – завод стал заметным конкурентом всех всемирных производителей самолетных двигателей.

2013 год


19 июня галерист Марат Гельман уволен с поста директора Музея нынешнего искусства в Перми. Пятилетний период (2008-2013) приоритета современного искусства в пермской культуре, как и проект «Пермь – цивилизованная столица», подошел к концу.

Переехав в Пермь в 2009 году, Гельман занялся реализацией анонсированного губернатором Олегом Чиркуновым (популярного еще и тем, что он был первым губернатором в России, который отказался передвигаться по городу на автомобиле с мигалкой) проекта превращения города в цивилизованную столицу Европы. Наверное, трудно найти категорию населения, которая за это время не была обижена содержанием выставок в музее PERMM.

Православные, казаки, спортсмены, полиция – все становились объектом сатиры художников. Особенно запомнилась серия работ Григория Ющенко на тему будней стражей правопорядка «Колдовская психоделическая милиция» и инсталляции на тему христианства: православный храм из медицинских клизм, бюстгальтеры в виде куполов. Заключительнее каплей стала серия работ Василия Слонова Welcome to Sochi 2014. Ныне Гельман проживает в Черногории, а Чиркунов – во Франции.

2016 год


21 марта в Перми пресечена противозаконная торговля вязаными носками на улицах Ветлужской и Хабаровской. С начала года специалисты сектора потребительского базара на территории Дзержинского района составили 22 протокола об административном нарушении. По семи из них уже вынесены решения, в большинстве случаев назначены кары в виде штрафов. Чиновники продолжают проводить проверки территории района, выявляя нелегальные торговые точки.

2021 год


 31 мая в половине двенадцатого с юго-запада со сторонки деревни Чуваки, что на реке Усолка, группа еще не старых, но уже не очень молодых людей вышла на парковку аэропорта Большенное Савино. Пребывая в легком возбуждении, будто они добирались из Москвы пешком, а не прилетели на самолете, вся группа расселась по автомашинам с надписью на крышке багажника Panamera и двинулась в Пермь.

Возбуждение было не напрасным. Нет, у них не был запланирован поход в музей нынешнего искусства на выставку Василия Слонова, их не ждал Густав Малер с 6-й симфонией в интерпретации оркестра musicAeterna Теодора Курентзиса. Но то, что им предстояло, было способно потребовать у понимающих неподдельные эмоции. Потому что то, куда они погрузились вместе с багажом и называлось «Панамерой», было натуральным инженерным шедевром, предметом искусства авторства немецких инженеров и дизайнеров из Цуффенхаузена.

Что им предстояло? Провести цельный день внутри этого шедевра, проехать 500 км по неожиданно хорошим дорогам Пермского края. Постараться ощутить, как форсунки вящей производительности, новые шатуны и поршни обновленного восьмицилиндрового V-образного двигателя внутреннего сгорания придали ему добавочные 80 лошадиных сил. Теперь их стало 630! Как очень изысканно регулируются фазы газораспределения на впуске и на выпуске, и искривленная мощности стала больше похожа на атмосферный мотор, хотя он дважды турбированный. А в электродах свечей добавили платины, и их ресурс возрос. В турбонагнетателе изменился материал в горячей части, степень сжатия уменьшилась, и теперь, если залить 95-й бензин, детонации не будет.

Невесть, способен ли был кто-либо из группы наших счастливцев это прочувствовать. Неизвестно, способен ли был кто-либо из какой-то другой группы это прочувствовать. Но, может, этого и не требовалось. А требовалось лишь подкрепить представление тех, кто способен выложить 15 млн руб. за автомобиль, о том, что данная компания, как никакая другая, делает автомашины крутые, клевые и прикольные – настоящие шедевры. Потому что её метод – перфекционизм и непрерывная эволюция. Метод популярный, но не всяк может им воспользоваться, а лишь те, кому дается время. И ресурсы. И лишь это дает шанс угодить в скрижали истории.

Уникальность момента заключалась еще в том, что эволюция ДВС как такового вот-вот может прерваться. Что может эволюцию застопорить? Крупные метеориты, столкновение континентов, ну и электрический психоз, который охватил европейских деятелей. Действительно, зачем необходим двигатель, в котором две тысячи деталей, если можно уложиться в двадцать. Поэтому есть вероятность, что собственно данный V8 войдет в учебники инженерной истории как одна из вершин эволюции ДВС.

А у наших свидетелей данной истории шансов, что строчки, какие выйдут из-под их пера, останутся в какой-либо истории, ну хотя бы деревни Чуваки, или вдруг превратятся в одну строчку про них самих, нет никаких. Имен свидетелей никто не запоминает, помнят работающих лиц.

Они об этом догадывались, но сильно не переживали и не мучили себя грядущей судьбой ДВС и историей Пермского края. «Панамеры», разрезая волны света, неслись над хорошо заасфальтированными фанерозойскими отложениями, а те, кто был внутри, наслаждались солнечным деньком, натурой, автомобилем – собственно, моментом, что и должно быть свойственно нормальному человеку. Ведь всё равно после нас потоп. И никто не в мочах его сдержать.

Иосиф Побережский


1897 года рождения, служил в царской армии, участвовал в боях Первой всемирный войны. В феврале 1922 года вступил в рабоче-крестьянскую Красную армию. Служил в политотделе 51-й Перекопской стрелковой дивизии – инструктором, помощником начальника, начальником. Запоздалее стал членом Революционного военного совета Хорезмской группы войск. Принимал активное участие в разгроме басмаческих формирований в Посредственнее Азии, награжден орденом Красного Знамени. Участник троцкистской оппозиции, впоследствии раскаявшийся.

Из воспоминаний Побережского:

«Я участник парада 1927 года. На возвратном пути, когда мы шли с парада вместе с заместителем директора завода № 26 Абрамовым, вышли на площадь к отелю «Париж», видели толпу, шумящую на балконе. Мы обнаружили, что на балконе стояли Смилга, Мальцев (слушатель академии) и, представляется, Малюта и другие троцкисты-зиновьевцы, кричали лозунги: «Назад – к Ленину», «Да здравствуют вожди Троцкий и Зиновьев». Вход на балкон и в отелю был закрыт. Мы пробрались с Абрамовым на второй этаж. Я правой рукой разбил окно и вытащил с балкона Смилгу; Мальцев пытался сцепиться за ордена, я не давал, он выхватил маузер, я – наган, но стрельбы не было, нас своевременно развели. Я помню после этого на одном из партийных собраний нас с Абрамовым именовали сталинскими молодцами».

В 1928 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, работал в авиационной индустрии СССР. С марта 1934 года был директором моторостроительного завода №19 им. Сталина в Перми. В 1936 году был награжден орденом Ленина. В 1938 году был взят органами НКВД СССР, 26 июля Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к высшей мере кары – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 29 июля 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1955 году.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика