Цзэцзюнь Засунь, руководивший некогда российским отделением Lifan, однажды признался мне: «В Китае не ожидают прибыли от российского представительства, наш китайский офис может совершенно покойно обойтись без российских денег еще года два». С того разговора минуло уже три года, Цзэцзюнь Засунь пошел на повышение и покинул Москву, а в Китае до сих пор от российского представительства Lifan ничего не ожидают. Даже предприятие в Липецке, с конвейера которого уже в этом году должен был сойти первоначальный «Лифан», собранный по полному циклу, не построили, хотя фундамент заложили и коммуникации подвели.
Не ждет ничего от Lifan и рядовой китайский покупатель – процесс переориентации обитателей Поднебесной на кроссоверы домашних марок, который наблюдается уже почти два года, совсем не затронул Lifan. Ну, вот разве что прошлогодний дебютант MyWay взлетел в списке бестселлеров аж на 56-е пункт. Как обычно взяли ценой: за базовую версию 7-местного «Майвея» просят итого 7300 долларов. На этом фоне X60 – прямо-таки чистый «премиум», ведь без $12 000 к машине не подходи! С переводом в рубли, даже по нынешнему курсу, ценник становится скромнее, а это заклад успеха в России. А что еще кроме скромности?
На этот вопрос я впервые попытался ответить лет пять назад, взяв Х60 на зимний тест. Сквозь два дня у меня загорелась лампочка антиблокировочной системы, затем отказал стеклоподъемник, и от греха подальнее я сдал машину раньше срока. С тех пор «лифановцы» несколько подтянули надежность – по крайней мере за неделю интенсивной эксплуатации на тестовом экземпляре ничего не отвалилось, я даже не ощутил аромат фрикционных накладок мокрого сцепления бельгийской коробки, хотя порами позволял себе больше обычного. О надежности такой конструкции можно поспорить, все-таки применяют ее с мишенью удешевления – традиционный гидротрансформатор дороже. Но в любом случае ведет себя эта бесступенчатая коробка весьма оригинально.
К примеру, при сбросе газа вместо ожидаемого зависания двигателя на льющихся оборотах с дальнейшим их плавным уменьшением стрелка тахометра падает до оценки в 1000-1200 об./мин., а иногда и до холостых. Прямо как на премиальных «немцах», отключающих двигатель от самодействующей гидромеханической коробки трансмиссии! Однако, как выяснилось, сцепление на Х60 при таком поведении водителя не размыкается – колеса вечно будут находиться под тягой, правда, небольшой. При сбросе газа электроника дает команду на прекращение подачи топлива, а чтобы мотор не заглох, передаточное число вариатора становится минимальным. Мишень такого алгоритма – и расход горючего уменьшить, и оставить трансмиссию под нагрузкой, что неопаснее, чем под нейтралью, и сделать так, чтобы автомобиль проехал в таком положении максимально вдали. Можно было бы употребить термин «выбег», но, как правило, он используется для дефиниции пути машины именно под нейтралью. Инженеры Lifan посчитали, что подобный алгоритм больше подходит для езды в городе именно для неопытных водителей. Однако тут возникает один узкий момент, о чем и сообщает производитель: «При движении с пробуксовкой на небольших скоростях очень важно не отпускать полностью педаль акселератора, по-иному двигатель может остановиться». И вообще, «при управлении X60 с вариатором не рекомендуется скоро перемещать педаль газа». Вот так.
Однако и тем, кто обожает «покачать рычаг», инженеры оставили некоторую свободу. К примеру, в вариаторе есть 5 положений, имитирующих ступени ручной коробки. Выбирать их можно, как обыкновенно, селектором, при этом возможностей для торможения силовым агрегатом здесь лишь немногим меньше, чем на «ручке», – спасибо сырым сцеплениям. Lifan очень эффективно замедляется, а первая ступень, соответственная максимальному передаточному числу шкивов вариатора, включается уже при скорости 55 км/ч.
Что еще неплохого? Старый забытый гидроусилитель, так любимый автомобилистами, но ставший жертвой войны за экологию. Простенький приборный щиток и примитивное, но легко осваиваемое управление мультимедийкой. Да, попросту огромное пространство для ног пассажиров второго ряда. При моих 176 см и излюбленной мною «вертикальной» посадке между подушкой заднего сиденья и спинкой водительского осталось почти 35 см. А вот с вибрациями на руле, возникающими от любого преграды на дороге, будь то грубая выбоина в асфальте или аккуратный «лежачий полицейский», я смириться никак не могу.