У угодивших в ФРГ в аварию водителей стало больше возможностей доказать свою правоту. Записи видеорегистраторов в автомашинах теперь допущены как доказательства в судах.
До 15 мая 2018 года житье немецких владельцев видеорегистраторов в автомобилях была крайне непростой. Небольшие камеры у фронтального стекла, фиксирующие происходящее на дороге, в Германии не были запрещены — но использование dashcams, как их тут называют, приносило их владельцам больше головной боли, чем выгод.
Юридическая база их использования была довольно нечеткой. Так, при приобщении к судебному делу о ДТП видеозаписи в качестве доказательства можно было отстоять свою правоту и выиграть дело — а можно было получить противный иск и высокий штраф за нарушение действующего в ФРГ законодательства о защите персональных этих других участников движения. В итоге видеорегистратор в машине в Германии сделался исключением, а не правилом, а среди автотуристов, приезжающих в Германию, укрепилось неверное убеждение, что такие камеры тут вообще запрещены.
Видеорегистраторы в Европе
Ситуация в Германии действительно выделялась от ее европейских соседей. По статистике Общегерманского автомобильного клуба ADAC, в подавляющем большинстве краёв континента использование видеорегистратора является вполне распространенным явлением. Лишь в Бельгии, Люксембурге, Португалии, Швейцарии и, с некоторыми оговорками, в Австрии юристы ADAC не советовали употреблять камерами. Ну, и конечно, в самой Германии.
Однако теперь ситуация изменилась. Федеральная судебная палата Германии (BGH) 15 мая разрешила использовать записи видеорегистраторов в качестве доказательства в кораблях. Поводом к этому стала апелляция жителя федеральной земли Саксония-Анхальт, какой попал в аварию: две машины стали выполнять поворот влево и столкнулись. Ущерб был ничтожным — около 1000 евро — но вопрос для потерпевшего явно шел не о деньгах, а о принципе, ибо никакой вины в случившемся он за собой не чувствовал, а в качестве доказательства пытался представить запись камеры в своем автомашине.
Томас Гюттлер
Но суды двух инстанций ему в этом отказали. Тонкость была, однако, в том, что ни экспертиза, ни свидетельские свидетельства так и не смогли внести ясность. Тогда дело оказалось в Федеральной судебной палате Германии, какая и разрешила использовать запись из видеорегистратора — причем, не только в конкретном судебном случае.
Сейчас можно снимать всё?
Означает ли это, что в ФРГ теперь можно без ограничений пользоваться видеорегистратором? Нет. Как отметили судьи, его использование по-прежнему нарушает нормы защиты персональных этих. Однако в случае ДТП данные его участников и без того требуется раскрыть — госномер автомашины, водительские права, имена, адреса проживания и прочее. При этих условиях использование в суде записей камер является допустимым — особенно в случаях недостаточной доказательной базы. Это, впрочем, кораблям надо будет определять в каждом конкретном процессе.
По-прежнему запрещенной в Германии остается беспрерывная видеозапись происходящего на дороге — и не имеющая, как выразились судьи, «конкретного предлога». Имеется в виду, что недопустимо просто фиксировать все происходящее вокруг, так как камера сбросит также и госномера окружающих автомобилей, лица сидящих в машинах и пешеходов. Разрешены лишь такие камеры, которые спустя короткое время автоматически и невозвратно удаляют видео, а долговременно сохраняют фрагмент записи только в случае конкретного «предлога» — например, удара и сотрясения от аварии.
Видеорегистраторы и соцсети
Такие камеры в изобилии кушать на рынке — так что неудивительно, что одними из первых решение BGH приветствовали их производители. Как отметил глава фирмы Rollei, спускающей разнообразную фото- и видеоаппаратуру, Томас Гюттлер (Thomas Güttler), «мы ожидаем, что сейчас видеорегистраторы появятся в Германии повсеместно». Сильно облегчат они и работу путевой полиции, признался глава профсоюза немецких полицейских Оливер Мальхов (Oliver Malchow). Впрочем, даже он призвал обитателей страны не увлекаться: «Мы не хотим, чтобы одни граждане наблюдали за иными гражданами».
А вот в чем сходятся и сторонники, и противники видеорегистраторов в Германии, и судьи BGH — так это в целой недопустимости выкладывания видео с камер в интернет. Даже Томас Гюттлер из Rollei сформулировал уверенность, что на «YouTube мы и теперь не увидим записей дорожных аварий из Германии, как, так, это происходит с ДТП из России».
Любопытно, что пример России также активно обсуждался в комментариях под публикациями немецких СМИ о решении Федеральной судебной палаты. Отдельный юзеры ставили Россию в пример и сетовали на «отставание Германии» в этом проблеме. Большинство, однако, указывали, что широкое распространение видеорегистраторов в РФ связано с неверием ее обитателей в возможность добиться справедливости в полиции и судах, так что никого «догонять» тут Германии не надо.
Ну а с тем, что применение видеорегистраторов крайне практично, в комментариях не препирался никто. Это подтверждают и соцопросы: по данным исследования компании Bitkom Research, проведенного в ФРГ в январе 2018 года, возле половины опрошенных были в целом не против установить у себя в автомашине камеру.
Смотрите также:
-
Превышение и наказание
За существенное превышение скорости в Германии каждогодне наказывают свыше двух миллионов водителей — штрафами и баллами в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта во Фленсбурге. Этих баллов в Германии страшатся больше денежных наказаний. Сгорают они нескоро. Набрал 8 баллов — лишился прав! Придется мастерить новые.
-
Превышение и наказание
Превышение скорости сверх разрешенной до 20 км/ч штрафных баллов за собой не влечет, потому в статистике эти нарушения не учитываются. Денежные штрафы за них составляют от 10 до 35 евро. Чересчур быстрая езда внутри населенных пунктов обходится дороже, чем за их чертой. Превышение на 21-25 км/ч — 80 евро и одинешенек балл, на 51-60 км/ч — 280 евро, 2 балла и два месяца лишения прав.
-
Превышение и кара
В населенных пунктах разрешено 50 км/ч, за их пределами на обычных дорогах — 100, если нет иных знаков. На автобанах общего ограничения скорости не существует, рекомендуемая — 130 км/ч. Можно храбро утверждать, что многие немцы считают свободу передвигаться по автобанам, до предела вмяв педаль газа в пол, почти своим конституционным правом. Дискуссии об ограничениях возбуждают бурю возмущений.
-
Превышение и наказание
Несмотря на интенсивность движения, аварии на автобанах случаются негуще, чем на других дорогах, но часто — с более серьезными последствиями. В 2015 году в Германии случилось около 305 тысяч аварий с травмами и человеческими жертвами. Из них на автобанах — возле 20 тысяч. Общее число погибших — 3459 человек, на автобанах — 414.
-
Превышение и кара
Автор этого самодельного плаката считает, что исправить или спасти лихача может лишь пересадка мозга. Превышение скорости — одна из наиболее частых вин временного запрета на управление автомобилем в Германии. В 2015 году эта мера применялась 380 тысяч раз. Решения о лишении прав выносились почти 95 тысяч раз — за превышение скорости, езду в нетрезвом облике, после приема наркотиков и т. д.
-
Превышение и наказание
Слухи о возможности вольно гонять по всем автобанам сильно преувеличены. Протяженность проезжей доли в обоих направлениях составляет около 25 тысяч километров. На 2300 участках долгой восемь тысяч километров действуют постоянные или временные ограничения скорости. Знаки устанавливают перед развязками, съездами-въездами, в опасных пунктах, для снижения шума около жилых районов, перед стройками.
-
Превышение и кара
Прейскурант за превышение скорости на автобанах можно изучить, стоя в пробке: 16-20 км/ч — 30 евро; 21-25 км/ч — 70 евро и одинешенек балл. Более чем на 70 км/ч — 600 евро, два балла, три месяца без прав. Вину может утяжелить нарушение дистанции. Кары за это нарушение составляют от 25 до 400 евро и от одного до двух баллов добавочно.
-
Превышение и наказание
Радарный контроль, согласно принципам немецких ПДД, должен осуществляться в первую очередность не для наказания, а для воспитания водителей, а также на особо опасных участках с вящим количеством аварий. Благие дорожно-педагогические намерения законодателей дают здешним властям большой простор для интерпретаций. Штрафы поступают в местные бюджеты, что стимулирует аппетиты бургомистров и казначеев.
-
Превышение и кара
Штрафы, по мнению законодателей, не должны иметь привкус наглых поборов. Кроме того, во пора замеров следует максимально избегать возникновения аварийных ситуаций. Потому на автобанах перед стационарными радарами и отрезками, где часто работают мобильные станции, возложено устанавливать соответствующие таблички — «Radarkontrolle».
-
Превышение и наказание
Предупреждения о контроле экспонируют на автобанах, так как неожиданное торможение может привести к ДТП, ведь заметив радар, многие водители начинают притормаживать, а то и попросту резко давят на тормоза, даже если едут с разрешенной скоростью. В заселенных пунктах предупреждений о радарах не требуется.
-
Превышение и наказание
В Германии введено около 3500 стационарных радаров. Впрочем, техника совершенствуется. Кушать системы, фотографирующие мотоциклы, то есть — со спины. Каждая установка обходится в несколько десятков тысяч евро. Корпус установки — своего рода сейф. Случаются случаи, когда водители пытаются взломать радар, чтобы изъять пленку, но безуспешно. Порой радары делают курьезные снимки — такие или такие…
-
Превышение и кара
Этот снимок был сделан стационарным радаром в Гамбурге. Автомобиль значился в списке угнанных, что во многом объясняет ситуацию и намерения тех, кто в нем был. Скорость машины составляла почти 110 километров в час при разрешенных 50.
-
Превышение и кара
Поступления в бюджет от каждой установки могут достигать нескольких миллионов евро в год. Одинешенек из самых известных пунктов находится на трассе A2 у Билефельда. Радарами тут контролируют каждую полосу, а вспышки срабатывают ежеминутно. Каждый другой снимок ведет к штрафу. Годовая сумма составляет 10-12 миллионов евро.
-
Превышение и кара
К ответственности удается привлекать далеко не каждого нарушителя. Во-первых, не все сделанные снимки отвечают техническим и юридическим заявкам. Во-вторых, трудно получать штрафы с водителей машин с иностранными номерами. С кое-какими странами Западной Европы соглашения существуют, но восточноевропейские граждане нередко остаются безнаказанными.
-
Превышение и наказание
Иначе дела обстоят при замерах с участием полицейских, когда нарушителей тормозят сквозь пару сотен метров после открытого или скрытого поста мобильного контроля в заселенных пунктах или на обычных дорогах. Автобаны для выявления особо наглых лихачей патрулируют на неприметных машинах, оснащенных особой техникой и системами видеозаписи. В этих случаях штрафы взимаются на пункте.
-
Превышение и наказание
Немецкие водители — большие мастера оспаривать штрафы в кораблях. Особенно это касается ситуаций, когда замеры проводятся мобильными станциями или ручными радарами. К их допуску и эксплуатации предъявляются весьма жесткие требования, а настройка на каждом новом месте фиксируется в детальных протоколах. При этом от результата в пользу водителя вычитается возможная погрешность в 3-5 процентов.
-
Превышение и кара
Штрафы за превышение скорости должны выписываться в течение трех месяцев. В противном случае исходит срок давности. Например, стационарный радар в Билефельде в сутки мастерит около 1200 снимков. Чтобы дела не устаревали, обработкой этих занимается почти 40 сотрудников городской администрации.
-
Превышение и кара
В некоторых городах местные власти устанавливают, так сказать, холостые радары, не мастерящие фотографий. На заметных издалека табло они показывают водителю сначала скорость, а затем, в подневольности от результата, соответствующий смайлик — улыбающийся или недовольный.