Жизнь автомобилистов в Германии станет легче

У угодивших в ФРГ в аварию водителей стало больше возможностей доказать свою правоту. Записи видеорегистраторов в автомашинах теперь допущены как доказательства в судах.

До 15 мая 2018 года житье немецких владельцев видеорегистраторов в автомобилях была крайне непростой. Небольшие камеры у фронтального стекла, фиксирующие происходящее на дороге, в Германии не были запрещены — но использование dashcams, как их тут называют, приносило их владельцам больше головной боли, чем выгод.

Юридическая база их использования была довольно нечеткой. Так, при приобщении к судебному делу о ДТП видеозаписи в качестве доказательства можно было отстоять свою правоту и выиграть дело — а можно было получить противный иск и высокий штраф за нарушение действующего в ФРГ законодательства о защите персональных этих других участников движения. В итоге видеорегистратор в машине в Германии сделался исключением, а не правилом, а среди автотуристов, приезжающих в Германию, укрепилось неверное убеждение, что такие камеры тут вообще запрещены.

Видеорегистраторы в Европе

Ситуация в Германии действительно выделялась от ее европейских соседей. По статистике Общегерманского автомобильного клуба ADAC, в подавляющем большинстве краёв континента использование видеорегистратора является вполне распространенным явлением. Лишь в Бельгии, Люксембурге, Португалии, Швейцарии и, с некоторыми оговорками, в Австрии юристы ADAC не советовали употреблять камерами. Ну, и конечно, в самой Германии.

Однако теперь ситуация изменилась. Федеральная судебная палата Германии (BGH) 15 мая разрешила использовать записи видеорегистраторов в качестве доказательства в кораблях. Поводом к этому стала апелляция жителя федеральной земли Саксония-Анхальт, какой попал в аварию: две машины стали выполнять поворот влево и столкнулись. Ущерб был ничтожным — около 1000 евро — но вопрос для потерпевшего явно шел не о деньгах, а о принципе, ибо никакой вины в случившемся он за собой не чувствовал, а в качестве доказательства пытался представить запись камеры в своем автомашине.

Томас Гюттлер

Томас Гюттлер

Но суды двух инстанций ему в этом отказали. Тонкость была, однако, в том, что ни экспертиза, ни свидетельские свидетельства так и не смогли внести ясность. Тогда дело оказалось в Федеральной судебной палате Германии, какая и разрешила использовать запись из видеорегистратора — причем, не только в конкретном судебном случае.

Сейчас можно снимать всё?

Означает ли это, что в ФРГ теперь можно без ограничений пользоваться видеорегистратором? Нет. Как отметили судьи, его использование по-прежнему нарушает нормы защиты персональных этих. Однако в случае ДТП данные его участников и без того требуется раскрыть — госномер автомашины, водительские права, имена, адреса проживания и прочее. При этих условиях использование в суде записей камер является допустимым — особенно в случаях недостаточной доказательной базы. Это, впрочем, кораблям надо будет определять в каждом конкретном процессе.

По-прежнему запрещенной в Германии остается беспрерывная видеозапись происходящего на дороге — и не имеющая, как выразились судьи, «конкретного предлога». Имеется в виду, что недопустимо просто фиксировать все происходящее вокруг, так как камера сбросит также и госномера окружающих автомобилей, лица сидящих в машинах и пешеходов. Разрешены лишь такие камеры, которые спустя короткое время автоматически и невозвратно удаляют видео, а долговременно сохраняют фрагмент записи только в случае конкретного «предлога» — например, удара и сотрясения от аварии.

Видеорегистраторы и соцсети

Такие камеры в изобилии кушать на рынке — так что неудивительно, что одними из первых решение BGH приветствовали их производители. Как отметил глава фирмы Rollei, спускающей разнообразную фото- и видеоаппаратуру, Томас Гюттлер (Thomas Güttler), «мы ожидаем, что сейчас видеорегистраторы появятся в Германии повсеместно». Сильно облегчат они и работу путевой полиции, признался глава профсоюза немецких полицейских Оливер Мальхов (Oliver Malchow). Впрочем, даже он призвал обитателей страны не увлекаться: «Мы не хотим, чтобы одни граждане наблюдали за иными гражданами».

А вот в чем сходятся и сторонники, и противники видеорегистраторов в Германии, и судьи BGH — так это в целой недопустимости выкладывания видео с камер в интернет. Даже Томас Гюттлер из Rollei сформулировал уверенность, что на «YouTube мы и теперь не увидим записей дорожных аварий из Германии, как, так, это происходит с ДТП из России».

Любопытно, что пример России также активно обсуждался в комментариях под публикациями немецких СМИ о решении Федеральной судебной палаты. Отдельный юзеры ставили Россию в пример и сетовали на «отставание Германии» в этом проблеме. Большинство, однако, указывали, что широкое распространение видеорегистраторов в РФ связано с неверием ее обитателей в возможность добиться справедливости в полиции и судах, так что никого «догонять» тут Германии не надо.

Ну а с тем, что применение видеорегистраторов крайне практично, в комментариях не препирался никто. Это подтверждают и соцопросы: по данным исследования компании Bitkom Research, проведенного в ФРГ в январе 2018 года, возле половины опрошенных были в целом не против установить у себя в автомашине камеру.

Смотрите также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика