Жесткий судебный запрещение на въезд дизелей во Франкфурт требует от Ангелы Меркель немедленных решений, по-иному лавину не остановить. Однако ее министры резко разошлись во мнениях.
Можно по-разному относится к тому, что выходит сейчас в Германии вокруг легковых автомобилей с дизельными двигателями. Одни находят, что идет «война на уничтожение» весьма успешной технологии, другие воспринимают выходящее как «битву» за чистый воздух и здоровье людей. В любом случае в этих «военных действиях» вскоре произойдет коренной перелом.
5 сентября административный суд в столице земли Гессен Висбадене обязал воли Франкфурта-на-Майне ввести широкомасштабный запрет на въезд в город дизелей. Это решение остро обострило ситуацию и требует от правительства ФРГ незамедлительного принятия кардинальных решений на национальном степени.
«Дизельный саммит»: на что были готовы автоконцерны
Коротко суть проблемы. Во немало крупных городах Германии есть отдельные районы, где уровень загрязнения атмосферы вот уже ряд лет значительно превышает допустимые нормы. Речь идет, прежде итого, о крайне вредных для человека оксидах азота, которые в атмосферу выбрасывают основным образом автомобили с дизельными двигателями. Поэтому экологи начали сквозь суды добиваться решений, обязывающих городские власти обеспечить выполнение предписанных законом нормативов, что пуще всего предполагает введение запретов на въезд в город (или в определенные его зоны) дизелей.
5 сентября 2018 года. Суд в Висбадене рассматривает вопрос о запрещениях на въезд дизелей во Франкфурт
Подобные запреты бьют по интересам как держателей дизельных автомашин, которых лишают возможности добираться до работы (а то и до дома), так и автостроителей, у каких стремительно падают продажи автомобилей с дизельными двигателями. А ведь собственно немецкий автопром выпускает большое число таких машин, и их производство обеспечивает трудом множество людей.
Поэтому политики в интересах крупных групп избирателей и автоконцерны в заинтересованностях своих акционеров и сотрудников договорились на состоявшемся в августе 2017 года в Берлине «дизельном саммите» всеми мочами добиваться предотвращения каких-либо запретов на въезд в города. Ради достижения этой мишени автостроители начали выплачивать держателям старых дизельных автомобилей, соответственных экологическим стандартам Евро-4 и ниже, утилизационную премию при покупке ими новоиспеченных моделей, а также обязались актуализировать программное обеспечение в более новоиспеченных дизельных автомобилях стандартов Евро-5 и Евро-6.
Софт или железо?
Экологи, цельный ряд экспертов и политиков, а также немалая часть общественности резко раскритиковали решения «дизельного саммита». По их суждению, одной лишь актуализации софта, призванной сделать выхлопные газы немало чистыми, недостаточно. Нужно непременно браться за «железо», иными словами — устанавливать в автомашинах дополнительные устройства (катализаторы), способствующие очищению выхлопов.
Различные модели катализаторов
Причем, по суждению многих, оплачивать такое переоборудование бегающих по дорогам страны сравнительно новых дизелей обязаны именно автостроители. Ведь нельзя же взваливать эти затраты на автовладельцев, которых концерны до недавнего времени просто обманывали, воображая дизели куда более экологичными, чем они оказались на самом деле. Этот надувательство был разоблачен в ходе разразившегося осенью 2015 года «дизельного дебоша».
Автостроители, естественно, предъявленное требование отвергли: они не хотят тратить немалые денежки (от 1500 до 5000 евро на автомобиль) на переоснащение уже проданных машин, они заинтересованы в сбыте новоиспеченных. За прошедший после «дизельного саммита» год с небольшим позиция немецкого автопрома не изменилась. Зато кардинально изменилась ситуация в краю. Если в августе 2017 года запреты на въезд в города еще лишь маячили на горизонте как теоретическая угроза, то теперь они стали реальностью.
2018 год: города Германии начали впрыскивать запреты на въезд
Первым такой запрет в мае 2018 года ввел Гамбург. И желая городские власти по сути дела закрыли всего две улицы (на одном участке долгой в 580 метров запретили проезд легковых и грузовых дизельных автомашин, на другом, полуторакилометровом, только грузовиков), шума в Германии было весьма много.
Установка в Гамбурге дорожного знака, запрещающего въезд дизелей до нормы Евро-5
Затем, в июне, суд в Ахене обязал городские воли ввести ограничения на движение дизельных автомобилей с января 2019 года, если до этого содержание окисей азота в атмосфере не будет снижено до нормы, что представляется невыполнимым. В июле суд в Штутгарте подтвердил право здешних властей ради защиты здоровья людей ограничивать движение дизелей, и сейчас в городе, где есть штаб-квартиры и головные заводы автостроителей Daimler и Porsche, готовятся к вступлению запретов с января следующего года.
И вот теперь последовало судебное решение по Франкфурту-на-Майне. Оно по сравнению с предыдущими самое масштабное и жесткое. С 1 февраля 2019 года въезд в середина города запретят дизелям экологического стандарта Евро-4 и ниже, а также престарелым автомобилям с бензиновыми двигателями стандартов Евро-1 и Евро-2. А полгода спустя, с 1 сентября 2019 года, запрещение распространится еще и на относительно новые дизели, отвечающие стандарту Евро-5.
Обладателям «невъездных» автомобилей требуется помощь
При этом ни в одном другом крупном городе ФРГ нет такого числа дизелей. Под запрет подпадут 73 тысячи старых дизельных автомашин в самом Франкфурте (четверть всех зарегистрированных легковых машин) плюс сопоставимое число автомашин, на которых на работу в финансовую столицу Германии ежедневно приезжают обитатели окрестных населенных пунктов.
Непримиримые министры: Свенья Шульце и Андреас Шойер
Так что затронуты житейские интересы сотен тысяч автовладельцев и членов из семей. Что им теперь мастерить со своими «невъездными» автомобилями? А ведь в земле Гессен, где правит коалиция рутинеров из ХДС и «зеленых», 28 октября предстоят выборы в земельный парламент.
Сейчас все взоры обращены на Берлин, на федеральное правительство: Германии явно требуется спешное общенациональное решение по дизелям. Но какое? В правящей коалиции под руководством лидера ХДС Ангелы Меркель (Angela Merkel) столкнулись две труднопримиримые позиции.
Кого поддержит канцлер в препирательствах о дизеле?
Министр охраны окружающей среды Свенья Шульце (Svenja Schulze) от имени социал-демократов спрашивает принятия закона, который обязал бы автостроителей за свой счет отозвать реализованные ранее дизельные автомобили в автомастерские и оснастить их дополнительными устройствами для очистки выхлопов. По ее суждению, только так можно защитить интересы рядовых автовладельцев, чтобы они не пострадали троекратно: их обманули по поводу экологических свойств дизелей, подержанные автомобили с такими двигателями остро упали в цене, а теперь им еще и грозят запреты на въезд во все новые и новоиспеченные города.
Свенью Шульце готовы поддержать некоторые видные политики ХДС. К тому же ее точку зрения разделяют оппозиционные партии «травяных», левых и либералов. Один из вариантов решения: переоснащать только сравнительно новые дизели, отвечающие стандарту Евро-5.
Министр транспорта ФРГ Андреас Шойер (Andreas Scheuer), воображающий баварскую консервативную партию ХСС, традиционного партнера ХДС, категорически против переоснащения. Его аргументы: неразумно заставлять автостроителей вкладывать немалые денежки в установку катализаторов на старых легковых автомобилях, тем более, что не совсем удобопонятны последствия для двигателей.
Андреас Шойер считает, что куда эффективнее для очищения атмосферы было бы переоснащение автобусов и дизельного автотранспорта городских служб, к тому же зачисленные за последний год меры по сокращению вредных выбросов еще просто не успели дать ощутимого итога, но это вскоре произойдет. Следует учитывать, что в Баварии находятся штаб-квартиры и головные заводы автостроителей BMW и Audi и что в этой федеральной земле тоже предстоят выборы, уже 14 октября, причем итоги опросов у ХСС пока не очень хорошие.
Ангела Меркель объявила, что правительство предзнаменований решение о судьбе дизельных автомобилей до конца сентября. По мнению наблюдателей, канцлер ФРГ пока склонялась к точке зрения министра транспорта Шойера. Тем порой экологическая организация Deutsche Umwelthilfe (DUH) продолжает последовательно отстаивать в кораблях свое требование о введении запретов на въезд дизелей. В данный момент она подала иски против воль 28 городов.
Смотрите также: