Истина, выйдя в люди, фурора автомобиль не произвел. Я, признаться, ожидал большего внимания к новинке на наших путях. Ведь модель очень популярна в России, так что любое обновление не должно было остаться незамеченным. К тому же, несмотря на то что другой Rapid построен на платформе предшественника (даже колесная база осталась прежней), лицом и «филейной» долей машина существенно освежилась. Появились новые бамперы и решетка радиаторы, а фары приобрели форму треугольников, обогатившись дневными ходовыми пламенами и светодиодной оптикой (в начальных версиях светодиоды только на ближнем свете). Рельефнее стал и профиль капота. С кормы выделяются мудреной конфигурацией узкие фонари, — кстати, тоже светодиодные, — внешние края которых сходят далеко на задние крылья. Изменилась и крышка багажника с аккуратненьким антикрылом, а вместо эмблемы появилась размашистая надпись «Skoda». Сообщают, это сделано для того, чтобы повысить узнаваемость марки — ведь не каждый по значку на капоте или корме сможет установить, что перед ним именно «Шкода».
Благодаря всем этим метаморфозам автомобиль возмужал, словно бы раздался в раменах, стал взрослее и солиднее. Использование в дизайне резких линий и граней позволило даже зрительно слегка изменить пропорции. Если ранее «Рапид» выглядел непомерно узким и чрезмерно высоким, то про новую модель этого уже не скажешь. А ведь клиренс машины даже чуть возрос. При этом тонкие задние фонари делают «Шкоду» похожей на современные Audi — лестное сходство, не истина ли?
Видимо после того, что получилось, дизайнеры просто не имели права ставить на автомобиль 14-дюймовые колеса — отныне обувка «Рапида» будет лишь 15-ти и 16-дюймовой. Хотя если раньше размерность шин была 195/55 R15, то теперь устанавливают колеса чуть немало высокого профиля — 185/60. Такие шины практичнее — пусть не столь продвинуты в плане управляемости, зато немного болезненно реагируют на мелкие неровности, более комфортабельны и экономичны. Поэтому любителям погорячее советуем застопорить свой выбор на 16-дюймовых покрышках.
Ну, а теперь добро пожаловать в салон. Не зря говорят, что водитель гораздо пуще видит свой автомобиль изнутри, и от того, как воспринимается интерьер и продумана эргономика, зависит очень многое. Первое, что кидается в глаза — руль: он здесь на двух мощных спицах, выглядит стильно, да и пользоваться им удобно. Правда, в дорогостоящих версиях на «баранку» выведено чрезмерное количество кнопок и крутилок, ведающих различными функциями. Например, на левой разместились клавиши управления музыкой, а громкость регулируется эффектными хромированными цилиндриками с приятной на ощупь насечкой. Тут же примостилась кнопка включения трехрежимного (!) обогрева руля. На правую спицу с левого подрулевого рычажка переехали клавиши круиз-контроля и ограничителя скорости — компанию им составил хромированный барабанчик управления борткомпьютером. В начальных комплектациях «Рапида» — «баранка» с заглушками вместо россыпи кнопок, а в дорогостоящих версиях можно заказать спортивный трехспицевый руль с подрезанным снизу ободом.
Обновленные же приборы слегка разочаровали — старые мне нравились больше. Теперь они, вроде, понятные и логичные, но без изюминки и читаются не так легко, как хотелось бы. Зато с 8-дюймового экрана мультимедийной системы любая информация схватывается буквально на лету. Графика отчетливая и контрастная, иконки на дисплее яркие и броские, а картинка с камеры заднего вида сочная и информативная, неужели что, динамических линий разметки нет. Правда, большое табло мультимедийки доступно только на дорогих версиях. На начальных модификациях устанавливают монитор на 6,5 дюймов. В цельном же интерьер хорош и практически копирует салоны новой «Октавии». Разве что вполне приличный и даже респектабельный на вид пластик по-прежнему недорогой и жесткий — руками его лучше не трогать.
К эргономике претензий практически нет. Все органы управления под рукой, приборы в поясу досягаемости, что, в общем-то, было характерно для «Рапида» и раньше. Придраться можно только к сиденьям — по мне, они стали излишне мягкими. А все из-за того, что прежде многие обладатели жаловались на чрезмерную жесткость передних кресел: похоже, чехи учли пожелания. Впрочем, с этим еще можно смириться, но вяще волнует длина подушки. Мне с ростом 186 см она показалась коротковатой — для дальней поездки не очень удобно. Решение кушать: можно заказать спортивные кресла, доплатив всего 20 000 рублей, вот только и они мне не показались идеальными.
Зато пассажирам второго линии теперь будет удобнее благодаря увеличенному на 30 мм расстоянию перед коленями. Да и по объему багажника в 530 литров «Рапид» остается безоговорочным лидером в своем классе. Грузовой отсек можно еще повысить до внушительных 1460 л, сложив спинки задних кресел, в которых имеется весьма приличный по размерам лючок для длинномеров. Впрочем, всем этим мог похвастать и предтеча — разработчики не стали здесь ничего обновлять. Ведь хорошее менять — только портить.
Не стали мудрить и с настройками подвески. По словам чешских инженеров, в ходовую не вносили никаких изменений. Пожалуй, оно и к лучшему: «Рапид» всегда гремел точным рулем и плотно сбитой подвеской, чем по праву заслужил славу азартного в управлении автомобиля. Любопытно, что сейчас он заметно мягче на ходу, но при этом нисколько не растерял своих драйверских достоинств, а только подчеркнул собственный более высокий статус и возмужал. Автомобиль, как прежде, породисто едет, молниеносно реагирует на повороты руля, но при этом лишился жесткости, какая так раздражала водителей-сибаритов.
Под капотом ничего нового: три бензиновых мотора и столько же коробок передач. Базовая 1,6-литровая 90-сильная «четверка» сочетается лишь с 5-ступенчатой «механикой», а версия этого двигателя мощностью 110 сил — как с МКП, так и с 6-диапазонным «автоматом». Топовый турбо-мотор объемом 1,4 л (125 л.с.), как прежде, трудится в паре с 7-ступенчатой коробкой DSG с двойным сцеплением.
Самая востребованная модификация лифтбека — с 1,6-литрововой 110-сильной «четверкой» и «машиной». С таким силовым агрегатом Rapid уверенно чувствует себя как в городе, так и на шоссе. Правда, в предельных порядках голос мотора становится назойливым, но в целом шумоизоляция для доступного автомобиля очень достойная. Впрочем, как и ранее.
Прайс-лист стартует с 792 000 рублей за начальную Entry с 90-сильным двигателем и «механикой». В ней нет кондиционера и литых дисков, зато кушать светодиодная оптика и мультимедийка с 6,5-дюймовым дисплеем. В версии Active с таким же силовым агрегатом добавляется лишь «кондей» — от 829 000. Вариант со 110-сильной «четверкой» и гидромеханической АКП начинается с 933 000 руб., а связка турбо-мотора и DSG — с 1 049 000. Целиком упакованный Rapid Style поднимет цену до 1 171 000 руб.
В общем, если «Рапид» и подорожал, то ненамного, а базовая версия и вовсе сделалась дешевле. При этом любой желающий сможет подобрать комплектацию на свой вкус — количество моторов и коробок передач, а также размашистый выбор оборудования и электронных помощников позволяют. К тому же автомобиль стал не только привлекательнее снаружи и внутри, но и обзавелся новейшими технологиями, сохранив свои традиционные ценности. Другой «Рапид», что называется, возмужал.
Rapid подорожал и подешевел одновременно. Хотя базовая версия вряд ли будет употреблять большим спросом. У нас нынче в ходу хорошо оснащенные автомобили, даже в бюджетном сегменте. Поэтому за «верный Рапид» придется выложить около миллиона, а за версию с турбомотором еще больше. Но автомобиль стоит того — благодаря оптимальному соотношению стоимости, надежности, ходовых и потребительских качеств его популярность будет только расти.