Самый народный

22 Июня 2017, 16:47

Вот и генезис у этого завода самое что ни на есть рабоче-крестьянское. Когда-то, во времена Ивана Грозного, в 80 верстах к восходу от Москвы, стояла деревенька Ликино на 4 двора. Много позже рядышком, на Дулёвой пустоши выросла фарфоровая фабрика знаменитого товарищества Кузнецова. А в 1937-м в Ликино-Дулёве (городом он сделался в декабре этого же года) вышел на серийное производство продукции из ДСП ЛОЗОД – Лесохимический многоопытный завод облагораживания древесины. В 1944 году предприятие переориентировали на выпуск оборудования для заготовки леса и наименовали соответственно – Ликинский машиностроительный завод (ЛиМЗ).

Но электропилы, шпалорезные станки, передвижные электростанции ЛиМЗ спускал лишь до 1958-го, когда лесозаготовки стали менее актуальны, а на повестке дня поднялось развитие жилищного строительства. Города Союза должны были стремительно прирастать новоиспеченными микрорайонами, а связать многочисленные «черемушки» с центром и между собою призваны бывальщины автобусы. Вот тогда-то и решили реконструировать завод в Ликино-Дулёве для производства автобусов – ведь спускавший их ЗиЛ существенно нарастить производство не мог.

Уже в 1961 году первый ликинский автобус модернизировали – у модели 158В бывальщины более совершенные сцепление, коробка, тормоза. В 1969 году был выпущен 50-тысячный ЗиЛ-158В.

Перемены выходили стремительно: 31 июля 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Рекомендации Министров «О развитии жилищного строительства в СССР», а 10 января 1959-го из ворот Ликинского автобусного завода выехал первоначальный ЗиЛ-158. До конца года ЛиАЗ выпустил 213 машин, в 1963 году – уже 5419, а в 1969-м – 7045. Истина, на проектную мощность в 10 000 автобусов в год предприятие вышло только в 1975-м. Ведь модель 158 разрабатывали в половине 50-х – узкие двери, тесный проход, слишком большое число пунктов для сидения ограничивали вместимость 60-ю, максимум 70-ю пассажирами. Помните «Операцию Ы» и переполненный ЗиЛ-158 13-го маршрута? Краю нужна была новая, современная машина. За ее проектирование взялись уже в 1960-м, и в 1967 году на улицы наших городов вышла первая партия ЛиАЗ-677.

Первоначальный опытный ЛиАЗ-677 вышел из ворот завода в ноябре 1962-го. Машина сидела во всех крупных городах Советского Союза и стояла на конвейере до августа 1994 года. Итого в Ликино-Дулёве собрали почти 200 тысяч машин

Огромные окна, размашистые двери, вместительные накопительные площадки, пневматическая подвеска, автоматическая коробка передач – по тем порам это был настоящий прорыв. Вот только серийное производство затягивалось: специально под эту модель строился механосборочный комплекс с новоиспеченным главным конвейером.

11 июня 1970 года с него сошел первоначальный автобус ЛиАЗ-677. А на действующем главном конвейере вплоть до крышки 1970 года стоял ЗиЛ-158В – всего в Ликино-Дулёве собрали 62 290 таких машин.

В 2011 году в серию запущен

низкопольный городской автобус экологических стандартов Euro-5 и EEV (Euro-5+) Завод поставил в Москву 2070 таких машин

Сквозь год, в 2012-м, на заводе разработали электробус ЛиАЗ-6274 и дизельный ЛиАЗ-6213, соответственный Euro-5. В столицу поставлены 660 низкопольных машин моделей 5292 и 6213

Теплый в самую лютую зиму салон, завидная емкость – до 110 пассажиров, на удивление плавный ход, за который 677-й в народе именовали «луноходом» – благодаря этим плюсам модель пользовалась завоёванной популярностью и продержалась в производстве более четверти века. Но компоновка с размещённым сбоку от водителя прожорливым бензиновым мотором устарела уже к середине 80-х. Потому в конце 70-х в конструкторском бюро ЛиАЗа совместно со специалистами ВКЭИ «Автобуспром» (г. Львов) завязалась работа над новой машиной. В 1985-м, аккурат к перестройке, предприятие существенно реконструировали и модернизировали, и в 1986-м в серию пошел ЛиАЗ-5256 с размещённым сзади дизельным двигателем. Увы, опять вмешались проблемы – на этот раз с гидромеханической трансмиссией. Львовская коробка очутилась на редкость ненадежной, транспортники неохотно брали капризную машину, предпочитая ей престарелый добрый 677-й. Новых же ЛиАЗ-5256 выпускали немного: 409 в 1992-м, 350 в 1993-м. А тут еще пожар утилитарны уничтожил завод двигателей на КамАЗе, и ликинские автобусы остались без силового агрегата. Совместно со всей страной ЛиАЗ тяжело переживал лихие 90-е: спад производства, длинны по зарплате и налогам. Наконец в 1996 году конвейер завода поднялся. Через год предприятие объявили банкротом и перевели под внешнее управление.

лиаз_02

Но в отличие от немало советских заводов и фабрик, ЛиАЗ сумел выстоять. В трудные поры удалось сохранить территорию, корпуса и оборудование. В 2000 году завод вошел в состав «Руспромавто», а в 2005 году в итоге реструктуризации холдинга – в «Группу ГАЗ». Модернизация производства, включая современнейшую черту антикоррозионной обработки и окраски, установка ярославских двигателей и американских дизелей «Катерпиллер» и «Камминз», немецких самодействующих коробок «Фойт» позволили вдохнуть новую жизнь в ЛиАЗ-5256. Благодаря своей надежности и неприхотливости машина пользуется спросом до сих пор – а ведь выпущено немало 25 тысяч таких автобусов! Кроме того, на ЛиАЗе основывали современные модели: низкопольный 5292, полунизкопольный 5293, сочлененные 6212 и 6213. В 2010-2011 годах в ходе рестайлинга ликинские машины сделались выглядеть современно и привлекательно, нисколько не уступая зарубежным конкурентам. В 2013 году к Олимпиаде в Сочи в содружестве со «Сканией» разработан низкопольный ЛиАЗ-529230, соответственный европейским стандартам. Тогда же создана первая пригородная низкопольная машина с двигателем МАN, а на низкопольном модели 529260 впервые введён двигатель ЯМЗ, разработаны новый экстерьер и интерьер модели. В июне 2014 года в Ликино-Дулево прописались междугородние модели «Вояж», «Вояж L» и «Круиз», разработанные в Голицыно. Еще сквозь год – новый рестайлинг и запуск новых модификаций, включая новинку, 9,5-метровый 4292.

Так что теперь ЛиАЗ спускает не одну модель, как когда-то, а полную линейку автобусов длиной от 9,5 до 18 метров с дизельными, газовыми и электродвигателями, с рослым и низким полом – всего 20 ведущих моделей и около 60 модификаций. Проверить на себе, что такое низенький пол или экологический стандарт, может любой из нас. Теперь не приходится забираться в салон по лестнице – автобус услужливо приседает перед пассажирами на остановке, и нательная ступенька находится почти на уровне тротуара. В прошлое ушел сизый дым, стелющийся из выхлопных труб. А значит, ныне, как никогда прежде, ликинские автобусы близки к нам, жителям и пассажирам городов и поселков.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика