Раздел Daimler AG: почему разъезжаются легковые и грузовые “Мерседесы”

Вместо одного немецкого автостроителя впредь будут два: Mercedes-Benz и Daimler Truck. Отчего так решили акционеры и что это означает для совместного предприятия с КАМАЗ?

Немецкий автоконцерн Daimler AG прекращает свое существование в нынешнем облике. Внеочередное виртуальное собрание его акционеров практически единогласно проголосовало 1 октября 2021 года за выделение подразделения по выпуску грузовиков и автобусов в самостоятельное акционерное общество. Тем самым компания с немало чем 135-летней историей разделяется на две независимые фирмы. И обе будут выпускать “Мерседесы”. 

В немецкий биржевой индекс DAX взойдут два производителя “Мерседесов”

Одна получит название Daimler Truck Holding AG, станет крупнейшим в мире производителем грузового автотранспорта, еще в декабре 2021 года разместит свои акции на Франкфуртской бирже и уже весной, по всей видимости, будет включена в основной немецкий биржевой индекс DAX 40. Другая оставит за собой выпуск легковых автомобилей и минивэнов с мерседесовской звездой, к 1 февраля 2022 года будет переименована в Mercedes-Benz Group AG и сохранит пункт в этом индексе. 

Factory 56: новый завод по выпуску легковых Мерседесов S-класса в Зиндельфингене

“Factory 56”: новый завод по выпуску легковых “Мерседесов” S-класса в Зиндельфингене

Разукрупнение концерна произойдет по вытекающей схеме: нынешние акционеры Daimler AG на каждые две акции получат по одной ценной бумаге Daimler Truck Holding AG. В итоге они станут обладателями 65% капитала новой фирмы, но при этом продолжат владеть прежней. Будущая Mercedes-Benz Group AG покинет себе 35% акций новообразованной компании и окажется хотя и миноритарным, но все же крупнейшим ее акционером.

Такая схема выгодна акционерам, поскольку суммарная стоимость двух отдельных долей будет превышать нынешнюю рыночную капитализацию единого концерна, не сомневается известный немецкий автомобильный эксперт, директор Дуйсбургского исследовательского института CAR (CAR-Center Automotive Research) профессор Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer).

Volvo и Volkswagen тоже поделили выпуск легковых машин и грузовиков

План раздела Daimler AG разрабатывался уже давно. При этом в штаб-квартире концерна в Штутгарте наверняка учитывали эксперимент двух схожих разукрупнений в европейском автопроме. В 1999 году шведская компания Volvo продала подразделение легковых автомашин, оставив себе выпуск грузовиков.

Председатель правления Daimler AG и глава подразделения легковых автомобилей Ола Каллениус

Председатель правления Daimler AG и глава подразделения легковых автомобилей Ола Каллениус

В 2018 году немецкий концерн Volkswagen выделил в отдельную биржевую компанию под наименованием Traton Group свое подразделение по выпуску грузовиков и автобусов с брендами MAN и Scania, а сам сосредоточился на выпуске легковых автомашин. Однако Volkswagen оставил за собой 89,72% акций Traton и тем самым полный контроль над новой компанией. В Daimler AG разрешили предоставить вычлененной фирме куда больше самостоятельности.

Обосновывая перед акционерами разделение концерна на две доли, председатель правления Daimler AG и глава подразделения легковых автомобилей Ола Каллениус (Ola Källenius) упирал на то, что производство легковых и грузовых автомашин – это все же два совершенно разных направления в автопроме: “Другие клиенты, другая бизнес-модель, другие рамочные условия”.

Решающие факторы: переход на электромоторы, водород и автономное вождение

Причем сейчас, по мере ускоренного перехода всемирного автопрома на альтернативные двигатели, технологические различия будут усиливаться, считает Ола Каллениус: “У легковых автомобилей в середине внимания – аккумуляторная батарея, у грузовых важную роль играют также топливные элементы”. Иными словами, у первых магистральный линия развития – это электромоторы, тогда как у грузовиков это как электрические, так и водородные двигатели. Поэтому, подчеркнул глава Daimler AG, “у нас различные пути в будущее”.

Тестирование автономного вождения грузовика Daimler в реальных условиях в 2015 году

Тестировать автономное вождение грузовиков в реальных условиях Daimler начал в 2015 году

Профессор Дуденхёффер уверен, что еще одной темой, ускорившей решение о разделе концерна, сделалось автономное вождение. По его мнению, для грузового автотранспорта внедрение беспилотных технологий даже важнее, чем для легкового. “Грузовое подразделение необходимо трансформировать намного скорее, а при сохранении единого концерна была бы опасность, что подразделение легковых автомобилей тормозило бы его при решении важнейших задач”, – заявил эксперт телеканалу n-tv. Он находит, что в Daimler AG производство грузовиков было в известной мере отодвинуто на второй план. 

Несколько иного суждения придерживается Янне Вернинг (Janne Werning), аналитик немецкой инвестиционной компании Union Investment. До сих пор, отметил он в беседе с агентством Reuters, “подразделение грузовиков с его немощными результатами могло прятаться за спиной единого концерна”. Впредь, после выхода на биржу, за получившей самостоятельность компанией сделаются более внимательно наблюдать акционеры, аналитики и потенциальные инвесторы. А динамика курса ее акций неминуемо будет “дисциплинировать” руководство новоиспеченной компании, полагает эксперт: “Daimler Truck теперь будут напрямую сравнивать со Scania и Volvo Truck, у каких норма прибыли существенно выше”.

Совместное предприятие Daimler и КАМАЗ ждут более жесткие заявки

Так что улучшать финансовые показатели придется всем дочерним фирмам нового самостоятельного производителя грузовиков и автобусов, среди каких – Mercedes-Benz (Германия), Freightliner (США), Mitsubishi Fuso (Япония), BharatBenz (Индия). Можно исходить из того, что немало строгие требования, касающиеся рентабельности, предъявят и совместному предприятию Daimler Kamaz Rus в России.

Завод по производству грузовиков и автобусов Daimler в индийском городе Ченнаи

Завод по производству грузовиков и автобусов Daimler в индийском городе Ченнаи

СП в Набережных Челнах, в каком Daimler AG и КАМАЗ принадлежат по 50%, было создано в 2009 году и год спустя запустило производство грузовиков Mercedes-Benz методом крупноузловой сборки. Затем был налажен выпуск грузовиков Fuso, а в 2019 году вступил в построение второй завод, выпускающий каркасы кабин.

Всего за минувшее десятилетие совместное предприятие “ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС” выпустило, сообразно информации на его сайте, свыше 30 000 грузовиков и к концу 2020 года насчитывало 850 сотрудников. Для сравнения: в 2019 году, до пандемии, грузовое подразделение Daimler AG произвело по всему вселенной свыше 500 000 грузовиков и автобусов и насчитывало порядка 100 000 сотрудников.

Смотрите также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика