Немецкие легковушки в Крыму не под санкциями

Официальные дилеры Volkswagen, Skoda и Audi в Симферополе, вопреки размашисто распространенному мнению, санкционный режим ЕС не нарушают. Но при одном условии.

В Симферополе на улице Героев Сталинграда компания «Крым-Автохолдинг» торгует автомашинами марки Volkswagen. В просторном автосалоне желающие могут приобрести или заказать возле десяти различных моделей, как сделанных на российских заводах «Фольксваген Груп Рус» в Калуге и Нательном Новгороде, так и привезенных прямо из Германии. Совсем рядом, в Audi-центре, аналогичная полотно. А в другом конце города официальный дилер продает автомобили Skoda — это еще одинешенек бренд, принадлежащий крупнейшему немецкому автостроителю.

Немецкий надзорный орган разъясняет

Что это: сознательное нарушение санкций ЕС? Демонстративный вызов, кидаемый Брюсселю непокорным гигантом немецкого бизнеса? Вовсе нет. Наивно размышлять, что один из ведущих концернов ФРГ, да еще с государственным участием, станет открыто третировать законом. Так что Наталья Костюкович, директор по внешним и внутренним коммуникациям компании «Фольксваген Груп Рус», имеет все основания заявлять: «Volkswagen Group целиком соблюдает требования введенных санкций».

Рабочий на заводе Volkswagen в Калуге

Завод Volkswagen в Калуге в 2007 году начинов собирать сначала автомобили VW, а затем и Skoda

Дело в том, что поставлять в аннексированный Россией Крым легковые автомашины Евросоюз, вопреки широко распространенному мнению, не запрещал. Это в письменном облике подтвердило DW Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля ФРГ (Bafa).

Оно напомнило, что в приложении II регламента ЕС №692/2014 от 23 июня 2014 года перечислены товары, торговля, поставка, трансфер и экспорт которых на территорию Крыма и Севастополя не разрешены. Это товары из транспортной, телекоммуникационной и энергетических сфер.

Под запрещение, указывает Bafa, подпадают, в частности, «автотранспортные средства, предназначенные для транспортирования десяти и более лиц, а также автотранспортные средства специального назначения». Другими словами, нельзя поставлять на полуостров выпущенные фирмами из ЕС автобусы, а также, к образцу, автокраны или пожарные машины.

Ничего нелегального в завозе машин сквозь Керченскую переправу нет

«Однако гражданские легковые автомобили в приложении II не показаны, так что их поставка в Крым не запрещена», — подчеркивается в письме Bafa. Логика тут довольно очевидная. Санкции ЕС призваны наказать физические и юридические лица, прямо виновные в нарушении территориальной целостности Украины, но не широкие слои народонаселения России или Крыма.

Два автовоза в Крыму

С 2014 года иномарки завозятся в Крым на автовозах сквозь Керченскую паромную переправу

Поэтому на индивидуальный автотранспорт штрафные меры не распространяются. Вытекая той же логике, ЕС не вводил никаких запретов на поставки в РФ продуктов или лекарств. Продуктовое эмбарго — это уже ответная мера российской стороны.

Поскольку продажа в России европейских легковых автомашин под санкции ЕС не подпадает, их поставка через территорию РФ в Крым тоже не запрещена, пояснило Bafa. Так что новенькие «Фольксвагены» и «Шкоды» совсем легально завозят на полуостров из России через Керченскую паромную перевоз. «В данный момент украинский импортер не имеет возможности доставлять автомашины в Крым, если ситуация изменится, мы обдумаем возможные маршруты поставок», — известила DW Наталья Костюкович.

С точки зрения украинских властей, поставки товаров на территорию Украины (Крым — ее доля) без осуществления украинского таможенного контроля являются нелегальными.

Какова емкость автомобильного базара Крыма?

На вопрос, каковы размеры этих поставок, она не ответила: «Фольксваген Груп Рус» не публикует этих по отдельным регионам РФ. Официальные автодилеры в Крыму (в том числе представители южнокорейских фирм) тоже не раскрывают информацию об объемах своих торговель. Однако неким ориентиром может служить публикация российского портала «АвтоБизнесРевю» годичной давности.

Улица в Симферополе

Обилие машин в Симферополе обманчиво: крымский базар новых автомобилей довольно маленький

По его данным, в 2015 году в Крыму было реализовано в общей сложности 5800 новых легковых машин. При этом лидером базара стал АвтоВАЗ, дилеры которого продали 1960 автомобилей «Лада», а Volkswagen взял второе место, реализовав 1225 единиц марки VW и 377 экземпляров Skoda.

В частных беседах менеджеры симферопольских автосалонов сообщают, что в 2016 году, по сравнению с 2015-м, новых автомобилей было реализовано меньше. Сказались общее снижение доходов населения и возросшее предложение подержанных машин, что сделало стоимости на них более доступными.

Поэтому можно предположить, что сбыт группы Volkswagen на полуострове составил немногим немало 1000 единиц. Если учесть, что немецкий концерн реализовал в прошедшем году по всему миру 10,3 млн автомобилей, то нетрудно посчитать: на Крым пришлось примерно 0,01 процента его продаж.

Bafa: продавать автомобили подсанкционным ликам запрещено

Видимо, именно из-за малой емкости крымского базара заниматься продажами на полуострове не хочет целый ряд других европейских автостроителей, в том числе немецкие представители премиум-сегмента BMW и Daimler. А Volkswagen придерживается за него потому, что давно сотрудничает с местными дилерами и контролирует образцово четверть всех продаж новых автомобилей. Такой долей базара не разбрасываются.

Думается, однако, что сдержанность других европейских автостроителей с санкциями ЕС частично все же связана. Надзорное ведомство Bafa, отвечая на проблемы DW, особо отметило, что «находящимся под санкциями лицам и организациям нельзя предоставлять никакие экономические ресурсы, следственно, им нельзя продавать и легковые автомобили».

Так что если у симферопольского дилера европейкой компании автомашина купит не рядовой крымчанин, а, скажем, глава Крыма Сергей Аксенов, председатель крымского парламента Владимир Константинов или находящиеся под санкциями крымские организации и предприятия, то это будет почитаться нарушением санкционного режима ЕС. В таком случае виновным фирмам угрожает большой скандал, а их менеджерам, согласно Bafa, — лишение свободы сроком до пяти лет.

Вот отчего, по всей видимости, обречены на провал нынешние попытки министерства индустрии и торговли РФ привлечь на полуостров производителей таких престижных и любимых всевозможным начальством автомашин, как BMW и Mercedes (российский портал Газета.ru писал об этом в середине апреля). Лидеры всемирного премиум-сегмента вряд ли захотят рисковать репутацией и в худшем случае — независимостью своих сотрудников ради работы на маргинальном рынке.

Смотрите также:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика