Незадолго до официальной премьеры на ширях Интернета появилось множество снимков Lada Niva Travel, и в комментариях только ленивый не упомянул о ее сходстве с иным российским бестселлером — Toyota RAV4. На фотках «Нива Трэвел» действительно здорово смахивает на японский кроссовер, но в реальности их внешнюю общность не надо преувеличивать — отечественный внедорожник выглядит вполне самодостаточно. А передняя пластиковая накладка, объединяющая в себе решетку радиатора и бампер с нательнее хромированной «губой», — которая, кстати, и является основным элементом сходства, — очень гармонично дополняет лицо новинки. Причем если в довесок к некрашеному пластику «морды» добавить такие же черные накладки на колесные арки, двери и пороги, а также шноркель, то выйдет версия Off-Road. У гражданских «Тревелов» эти накладки окрашены в цвет кузова, но пластик передка остается незапятнанным, как и на внедорожной модификации.
Кроме того, у машины показались новые фары и полностью светодиодная задняя оптика, иные капот и передние крылья. Благодаря этим ничтожным на первый взгляд внешним изменениям внедорожник заиграл по-новому, стал еще более узнаваемым и привлекательным. Неспроста на каждой фототочке нам с коллегой приходилось отвечать на вопросы многочисленных поклонников этой модели: не надо забывать, что первое знакомство с машиной проходило на самарской земле — вотчине АвтоВАЗа, где продукция завода популярна, как нигде в России.
Зато салон практически не изменился со времен последнего апгрейда «Шеви-Нивы» 2017 года, когда показался 7-дюймовый дисплей мультимедиа и комбинация приборов в стиле «Весты», регулировка водительского кресла по высоте, откидной бокс-подлокотник и студимый перчаточный ящик. Качество материалов тоже осталось прежним, непрезентабельным, как на вид, так и на ощупь. Зато сборка приметно улучшилась — зазоры между панелями стали меньше и ровнее, подгонка деталей — более аккуратной, а «сверчков» в салоне поубавилось. И еще. На дорогостоящих версиях кроме кондиционера и подголовников имеются подогревы кресел и ветрового стекла, мультимедиа с навигацией, электропривод стекол и зеркал, камера заднего облика с функцией омывания. Вполне достойный набор.
На этом изменения Travel закончились — в прочем же это прежняя «Шеви-Нива». Техническая начинка осталась нетронутой — тот же архаичный 1,7-литровый двигатель мощностью 80 сил и скромным крутящим моментом в 127,5 Нм, трудящимся в паре с 5-ступенчатой «механикой». Постоянный привод на все колеса, понижающая передача с блокировкой «центра»…
На вопрос, отчего новоиспеченный внедорожник не снабдили более мощным мотором из собственно ВАЗовского арсенала (на ту же «Весту» ставятся моторы на 113 и 122 «лошадки»), тольяттинцы разводят дланями и говорят, что тогда цена была бы уже другая и спрос упадет. Эти «четверки» рассчитаны на поперечное расположение силового агрегата, и на «Ниву Тревел» с продольно введённым двигателем придется переделывать крепления, опоры и прочее оборудование. А это все дополнительные расходы. По большому счету, так оно и кушать. Ведь был же у тольяттинцев опыт по выпуску Chevrolet Niva с опелевскими 122-сильным мотором Z18XE и коробкой передач. В итоге машина продержалась на конвейере всего 14 месяцев, после чего ее производство свернули. Невыгодно!
А что под капотом?
Техническая начинка новоиспеченной Lada Niva Travel осталась без изменений. Под капотом все тот же ВАЗовский 8-клапанный двигатель мощностью 80 сил, какой ставился еще на его предшественника ровно 20 лет назад. Тольяттинцы говорят, что любые пределки повлекут заметное увеличение стоимости, чего допустить нельзя. Ведь доступность — основной козырь модели
Со штатным же силовым агрегатом Niva Travel динамикой отнюдь не блещет. Чтобы дождаться на спидометре заветной цифры 100 км/ч, придется 19 секунд удерживать педаль газа в полу. А чтобы мягко тронуться с места надо филигранно и трепетно обращаться со сцеплением и акселератором. Тяги мотору явно не хватает. На пятой передаче можно уверенно ехать, если скорость вяще 90 км/ч, — в противном случае придется постоянно переключаться на ступень-две ниже.
Основное достоинство новинки — потрясающая проходимость вне путей
В общем, на скоростных магистралях автомобиль, скажем так, чувствует себя не в своей тарелке. Зато он просто неподражаем на бездорожье. Стоит лишь съехать с асфальта, как машина преображается. У нее, словно у бегуна-стайера после часовой гонки, открывается второе дыхание. Даже в обыкновенном режиме внедорожник уверенно двигается по проселку, разбитой грунтовке или снежной целине. А если еще задействовать понижающую передачу, то Niva и вовсе превращается в монстра бездорожья. Никакой нехватки тяги на низах: с пункты можно плавно трогаться, буквально бросая педаль сцепления, не боясь, что мотор заглохнет, да и с повышением скорости, переключаясь на высшие передачи, чувствуется еще пристойный запас крутящего момента. Кайф! С каждой минутой такого вояжа все больше убеждаешься в том, что автомобиль вне путей может все. Руки сами тянутся к рулю, и вот мы уже бороздим снежную целину в стороне от маршрута.
Наша «Нива Трэвел» уверенно подвигается вперед, разгребая капотом сугробы, не только благодаря полному приводу с понижающей передачей и блокировкой центрального дифференциала, но и небольшими свесами кузова, внушительному клиренсу в 220 мм и большими углами въезда и съезда. Правда, «количество бездорожья» даже для «Нивы» надлежит быть строго дозированным. Пока глубина снежного покрытия не очень большая, машина лезет вперед как танк. Но не проглядите момент, когда снега станет так много, что автомобиль просто повиснет на этой подложке брюхом. Если среагировать вовремя, то еще можно выкарабкаться из снежного плена задним ходом. И нам обычно это удавалось. Но некоторым коллегам, излишне увлекшимся процессом, доводилось вызывать техничку. Наверняка в этой ситуации выручила бы дополнительная блокировка заднего межколесного дифференциала. Но, увы, эти девайсы не предлагаются и за доплату.
Тем не немного проходимость новой Niva Travel приятно удивила. Теперь понятно, почему у нее столько поклонников, особенно в глубинке. Ведь за эти денежки у машины просто нет конкурентов. Поэтому в Тольятти и не спешат вносить в ее конструкцию серьезные технические изменения — это повысит стоимость и наверняка снизит спрос потенциальных клиентов.
Прайс-лист на Lada Niva Travel начинается с 747 900 рублей. За эти денежки вы получаете начальную версию Classic с центральным замком, электроприводами передних дверей и зеркал с подогревом, и аудиоподготовкой. Вариант Comfort за 804 900 руб. добавочно подразумевает задние подголовники, кондиционер и охлаждаемый перчаточный ящик с подлокотником, 15-дюймовые литые диски и хаки кожух запаски. Топовая комплектация Luxe, стоимостью 890 900, включает в себя фронтальные подушки безопасности, тонировку, обогрев ветрового стекла, камеру заднего облика, мультимедийную систему с 7-дюймовым экраном и 16-дюймовые литые диски с защитным колпаком в цвет кузова.
Пакет Off-Road с некрашеными накладками по периметру кузова и шноркелем доступен для вариантов Comfort и Luxe, какие оцениваются соответственно в 844 900 и 905 900 руб.
Как видите, ценник на новинку остался вполне гуманным. При этом автомашина стал выглядеть гораздо привлекательнее, особенно с внедорожным пакетом. Правда, техническая начинка не изменилась. Зато основные плюсы — высокая проходимость и энергоемкая подвеска, отменная ремонтопригодность и доступность в содержании — полностью сохранились. И это крепко!
Перед разработчиками стояла непростая задача — облагородить «Шеви-Ниву», которая выпускалась 20 лет, но при этом остаться в суровых рамках бюджета. И с этой задачей тольяттинцы неплохо справились. Новую Niva Travel теперь никак не перепутаешь с предшественником, да и собрана она гораздо качественнее. Хотя в техническом плане внедорожник практически не изменился.