Чистое надувательство

20 Декабря 2021, 15:05

Где разыскивать и как добыть
То-Чаво-Не-может-быть?
Ведь его ж на свете нету,
Сколько землю ни копыть…

Леонид Филатов, «Про Федота-стрельца, разудалого молодца»


То-чаво-на-белом-свете-вообче-не-может-быть!

В последние пару лет автомобильные фирмы словно соревнование устроили. «Достижение углеродной нейтральности к 2050 году является основной целью группы Renault». «Kia Corporation объявляет о намерении достичь углеродной нейтральности к 2045 году». «Volvo Cars будет влечься достичь климатической нейтральности к 2040 году». И так далее и тому подобное. Даже для машин «Формулы-1» разрабатывают углеродно-нейтральное топливо. Но что такое «углеродная нейтральность»? Они что, всем коллективом дышать перестанут?

Нет, разумеется. Пока нет. Пока речь идет о том, чтобы перевести все свои заводы и все выпускаемые автомобили на углеродно-нейтральное топливо. То кушать, если верить Википедии, «топливо, которое не вызывает чистых выбросов парниковых газов или углеродного отпечатка».

Завод по переработке углекислого газа компании Carbon Recycling International в Гриндавике, Исландия, с 2011-го изготовляет топливо на основе метанола из дымовых газов электростанции Сварценги. Но при максимальной мощности 5 млн литров он выпускает лишь 2 млн литров в год

Что такое парниковые газы? До 95% в них составляет водяной пар, остальное — метан, озон и углекислый газ. Часть последнего в атмосфере Земли достигает примерно 0,04%. Но именно СО2 апологеты гипотезы о всемирном потеплении отчего-то объявили главным врагом загибающейся планеты. Ведь человечество выбрасывает в атмосферу по 30 млрд тонн углекислого газа в год. И неважно, что вклад этот не превышает 5% от естественных выбросов СО2. Землю надо спасать. Но как?

В принципе, улавливать выхлопные газы можно и ровно в автомобиле. Правда, конструкцию двигателя придется изрядно модернизировать

Прежде всего — забыть, что 46% «углеродного отпечатка» оставляет энергетика, то есть сжигание мазута и угля на электростанциях в процессе выработки электричества. Потом отбросить 19%, за какие в ответе промышленность — сталелитейная, строительная, нефтехимия. И сосредоточиться на автомобилях. К примеру, предписав их двигателям работать на топливе, какое можно производить из… диоксида углерода. «Тот, кто нам мешает, тот нам и поможет!» — как говаривал персональный водитель товарища Саахова.

«Запиши себе наименование, чтобы в спешке не забыть!»

Гениальная идея, не правда ли? Вообще говоря, углеродно-нейтральные топлива бывают двух обликов. Синтетические — те, что получают путем химического гидрирования диоксида углерода. И «биотопливо», которое производят с использованием природных процессов потребления CO2, таких как фотосинтез.

Начнем с последнего. Углекислый газ используют микроводоросли как раз в процессе фотосинтеза. Нагреваясь на солнышке, эти одноклеточные работяги преобразуют СО2 в углеводы и жиры. Которые и служат сырьем для биотоплива, такого, к образцу, как этиловый спирт. Представляете, какая прелесть — даже если при его сжигании в атмосферу будет выбрасываться углекислый газ, само топливо можно с целым правом назвать углеродно-нейтральным. Если, конечно, в целом поглощалось столько же СО2, сколько выделялось при сгорании.

В немецком Верльте Audi выстроила завод по производству сжиженного природного газа с нулевым выбросом углерода для A3 Sportback g-tron. Завод может извлекать из атмосферы 2800 тонн CO2 в год

И все было бы чудесно — разводить фитопланктон можно в бетонных бассейнах утилитарны где угодно и не забывать постоянно перемешивать биотопливный бульон, — если бы не цена. Стоит литр такого «углеродно-нейтрального» спирта три бакса. Удобопонятно, что желающих разводить водоросли не так много.

А вот сам спирт прижился. Скажем, в Бразилии на этаноле давно ездят автомашины. Получают его там преимущественно из сахарного тростника, а в США — из кукурузы. Вместо того чтобы людей кормить. Или скот. Вы помните никулинского Балбеса: «Пол-литра? Вдрызг? Да я тебя…» Тем не менее в прошлом году в мире было выпущено 200 млрд литров этанола. Лишь в процессе в атмосферу выбросили более 100 млн тонн углекислого газа. Такая вот биоэнергетика, понимаешь…

«Извиняемся, хозяйка, энто дело не про нас!»

Итак, с биотопливом пока не складывается. Значит, остается синтетическое. В принципе, из углекислого газа можно получить все что угодно: бензин, керосин, водород, аммиак, метан, диметиловый эфир, муравьиную кислоту… Необходимы только высокие температуры — 200-300 °С — и давление в 20-50 бар. И, разумеется, огромные деньги. Поэтому «технологии, обеспечивающие негативные выбросы, в настоящее время не являются экономически конкурентоспособными». Зато, добыв, скажем, водород из полученного ненастоящим путем СО2, изготовив из него метанол добавлением опять же углекислого газа, заправив спиртом автомобиль и получив при сжигании воду и новоиспеченный СО2, мы отфильтруем этот последний: вот вам самые настоящие отрицательные выбросы!

Все европейские заводы Volvo Cars на 100% используют электроэнергию из экологически незапятнанных источников. А шведские заводы в Торсланде и Шёвде уже вышли на уровень полной климатической нейтральности

Да, процесс, разумеется, архинепростой. Но ведь именно отрицательные выбросы и «считаются главным компонентом усилий по ограничению глобального потепления». А война с потеплением ведется на самом высоком уровне: вот недавно топ-26 в Глазго собирались, судили-рядили, как планету спасать будем. Куцей говоря, «государственное дело — ты ухватываешь суть?», как говорил престарелый царь-батюшка Федоту-стрельцу, отправляя его куда подальнее с безнадежным поручением.

Кроме того, выяснилась недавно еще одна тонкость. «Чтобы реализовать истинный потенциал электромобилей с точки зрения улучшения климата, необходимо гораздо увеличить объем инвестиций по добыче экологически чистой энергии» — с таким призывом обратилась к всемирным лидерам и поставщикам энергии, собравшимся на конференции ООН в Глазго, Volvo. Оказывается, забыть о тех 46 процентах «углеродного отпечатка» от электростанций не получается. Ведь если перевести автомобили на электротягу, электроэнергии понадобится еще больше. И углеродный отпечаток… Правильно, увеличится.

Генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон: «Мы не можем воплотить в жизнь переход на транспорт с нулевым степенью вредных выбросов в одиночку. Поэтому я очень рад, что здесь, в Глазго, я подписываю эту декларацию вместе с коллегами по индустрии и представителями правительств. Настало пора по борьбе с изменением климата»

Вот что подсчитали шведы. Углеродный след кроссовера ХС40 с бензиновым двигателем за весь его житейский цикл составляет 59 тонн. При зарядке электромобиля C40 Recharge «чистой энергией» выбросы CO2 снижаются до 27 тонн. Вроде бы прекрасно получается. Но если владелец будет заряжать C40 Recharge от обычной сети, то есть с использованием электроэнергии от традиционных ключей (в объеме которой примерно 60% генерируется сжиганием нефти или угля), получится 50 тонн. Немного того, при производстве электромобиля выбросы на 70% выше, чем при выпуске бензинового ХС40, — из-за энергоемкого производства аккумуляторов и порядочного увеличения доли алюминия в конструкции.

«Кабы схемку аль чертеж — мы б затеяли вертеж»

Значит, все разговоры о спасительной роли электромобилей бывальщины, мягко говоря, преувеличением? Но как оправдать гигантские траты, все эти миллиарды долларов, фунтов и евро, вложенных в заключительные годы в поголовный переход на электротягу? Списать в расход?

Ни в коем случае! Если уж начал блефовать, то надо шагать до конца — это вам любой специалист по покеру скажет. Значит, будем добывать углерод и готовить из него «углеродно-нейтральное» топливо. Каким манером? Да хоть каким!

Если заряжать Mini Cooper SE от обычной сети, общие выбросы СО2 снижаются образцово на 36% в сравнении с бензиновым «Мини». И только если электроэнергия для зарядки получена из возобновляемых источников, этот показатель увеличивается до 70%

Самый экономичный способ — выбросы дымовых газов от сжигания ископаемого топлива: получается образцово по $ 7,5 за тонну. Правда, об углеродной нейтральности речи нет — углерод просто перемещается из геосферы в атмосферу. Извлечение углерода из морской воды — такие эксперименты янки проводят на своих авианосцах — будет стоить около $ 50 за тонну. Из воздуха станет еще дороже — от $ 94 до $ 232 за тонну, потому как необходимо использовать щелочи для реакции с СО2 и образованием карбонатов, затем их расщепить и гидратировать, чтобы высвободить чистый CO2 и регенерировать щелочь… Но зачем такие сложности, если кушать УХУ?

Не подумайте дурного — это вполне нормативная лексика, аббревиатура означает «Улавливание и Хранение двуокиси Углерода». Методику разработали еще в начине двухтысячных: берется промышленное предприятие, которое выбрасывает особенно много всякой нечистой дряни, оснащается «улавливателями» СО2, какой необходимо отделить от остальных выбросов и закачать под землю — на глубину до трех километров.

В ноябре 2019 года руководство «Формулы-1» зачислило 10-летнюю программу, согласно которой в 2030-м чемпионат мира станет углеродно-нейтральным

Звучит диковато, не истина ли? И чем-то похоже на печально известную политику Большого скачка, когда Великий кормчий Мао заставил всех китайцев плавить чугун, чтобы перегнать Штаты. Но чего не сделаешь, чтобы планету спасти от страшного потепления. Можно даже начать раздувать ее углекислым газом. И не подумайте, что этот «метод чистого надувательства» существует только на бумаге. К примеру, в Японии заведена в эксплуатацию установка на базе нефтеперерабатывающего завода: собирают примерно 1100 тонн в год и страшно этим гордятся в программе «Травяная Япония» на «Евроньюс».


Выбросы СО2 в мире, млн т

  • Энергетика — 10 539
  • Дорожный транспорт — 3847
  • Производство цемента — 932
  • Нефтеочистительные заводы — 798
  • Сталелитейная индустрия — 646
  • Нефтехимическая промышленность — 379
  • Биоэтанол и биоэнергетика — 91
  • Переработка нефти и газа — 50

Ну и для чего весь этот бред, спросите вы? Как для чего — а планета? А климат? Вот и декламируем написанное черным по белому: «Помимо того что такие возобновляемые виды топлива являются углеродно-нейтральными, они могут снизить затраты на ввоз ископаемого топлива и уменьшить зависимость от него. Дополнительным преимуществом может стать отсутствие необходимости перехода автотранспорта на электропривод или водородное топливо».

Для тех, кто не постиг, объясним: мы вам разрешим ездить на автомобилях. Но не всем. А только тем, кто предъявит справку о том, что бензин или дизтопливо, залитое в его бак, верное.

Да — и стоить оно будет, ясное дело, дороже.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика