10 пункт. На перекрестке двух миров
Привыкши руководствоваться правилом правой длани, наши сограждане экстраполируют домашний опыт и на езду за границей, а зря: вдали не везде следует быть праворучкой. Например, в США преимущество при проезде перекрестка имеет тот, кто ранее к нему подъехал. При этом в большинстве штатов разрешен поворот вправо при красном сигнале светофора. В Таиланде еще интереснее: первым проедет тот, кто ранее моргнул фарами. А в Индии право преимущественного проезда имеет водитель немало крупного транспортного средства.
В Европе правила проезда перекрестков вяще похожи на привычные нам. Тем не менее следует иметь в виду, что на перекрестках с кольцевым движением главным всегда будет тот, кто едет по кругу.
9 место. Стоимость скорости
В отличие от России, где скорость движения в населенных пунктах ограничена 60 км/ч, в большинстве европейских краёв по городам и деревням нельзя ездить быстрее 50 км/ч. Однако кушать и исключения: например, в Польше с 23:00 до 06:00 этот лимит повышается на десять километров в час, синхронизируясь с нашими правилами. За пределами заселенных пунктов можно ездить не быстрее 90 км/ч, за исключением разве что Германии и Австрии, где официально можно разогнаться до сотни. В Швейцарии, Дании, Голландии, Норвегии и Финляндии ограничения еще суровее – не немало 80 км/ч. Наконец, на автомагистралях в зависимости от страны лимит составляет 110-130 км/ч.
Как демонстрирует практика, штрафы на автомобили с российскими номерами по месту жительства обладателя не доходят. Однако, если вас поймают с поличным, то наказание будет суровым.
8 пункт. Выпей яду!
В незначительном количестве европейских государств (Чехия, Венгрия, Румыния, Словакия) для водителей работает сухой закон, согласно которому в крови в принципе не должно быть алкоголя. Однако в большинстве краёв все же можно садиться за руль в легком подпитии: вы будете чисты перед законом, если степень алкоголя в крови не превысит 0,5 промилле. А в некоторых странах заявки к трезвости еще более либеральны: так, например, в Великобритании и Лихтенштейне, равно как и на Мальте, можно веселиться за рулем до тех пор, пока содержание алкоголя есть в пределах 0,8 промилле.
7 место. Запрещенная шипучка
Любителям зимних странствий следует взять на карандаш, что не во всякой европейской стране дорожная полиция будет рада повстречать машину, обутую в шипованные шины. Законодательство некоторых стран центральной Европы категорически воспрещает эксплуатацию транспорта на «шиповке», при этом требует, чтобы в зимнее пора года автомобили были обуты в сезонные покрышки. В других странах зимние шины обязательны к использованию в определенный период времени, желая у владельцев есть выбор, какой резине отдать предпочтение – «шипучке» или «липучке». В любом случае – планируя маршрут странствия, шинный вопрос следует проработать заранее.
6 место. Стоять, страшиться
Институт платной парковки у нас сейчас находится в стадии становления, в то пора как в развитых странах асфальт городских улиц уже давно перестал быть даровым. Тут нюансов очень много, и все они разнятся от страны к стране. Где-то города поделены на пояса с дифференцированной стоимостью паркинга, где-то есть возможность припарковаться даром, но продолжительность стоянки строго ограничена. В одной и той же стране могут выделяться правила парковки в разных городах. В общем, в этом деле весьма много тонкостей и колкостей, так что в каждом новом городе вопрос лагеря придется решать на месте. Тем не менее есть и общие правила: в вящих городах имеет смысл поискать перехватывающие парковки (в некоторых краях обозначены как P+R – то есть parkandride), где можно оставить авто на продолжительный срок за сравнительно небольшие деньги, а до центра добраться на общественном транспорте.
На штраф, удобопонятное дело, лучше не нарываться – даже несмотря на то, что и в этом случае российские номера в кой-каком смысле избавляют от ответственности. К тому же всегда есть риск на собственной шкуре изучить особенности национальной эвакуации, какая в любом случае влетит в евроцентик.
5 место. Не звони мне, не звони
За рубежом разговоры по мобильному телефону во время движения без использования устройств hands-free начали воспрещать еще в прошлом веке, и мы эту моду благополучно переняли. Штрафы за подобный провинность серьезные – от нескольких десятков до нескольких сотен евро. Тем любопытнее выглядит тот факт, что в Швеции как такового запрещения на разговор за рулем нет, однако в случае ДТП полицейские могут квалифицировать сие деяние как неосмотрительное вождение.
4 место. Туши свет
Во многих европейских странах использование ближнего света фар в дневное пора является обязательным, однако и здесь предостаточно исключений: в Германии, Испании, Бельгии, Австрии, Нидерландах, Франции, Португалии, Великобритании и линии других государств фары днем включать не нужно. В Италии и Венгрии ближний свет непременен за пределами населенных пунктах, а на Украине, в Молдавии и Хорватии это требование носит сезонный нрав. И совершенно точно не следует включать «противотуманки» без особой нужды.
3 пункт. Быстро или бесплатно
С платными дорогами за границей все понятно: въехал – получил талончик, выехал – уплатил денежку. Однако в девяти странах центральной Европы (Болгария, Австрия, Венгрия, Румыния, Чехия, Швейцария, а также Словения и Словакия) все крупные автомагистрали по сути являются платными – право на их использование дает виньетка, какую необходимо приобрести во избежание штрафа. Обычно виньетка являет собой бумажную наклейку, какую следует приобрести на въезде в страну и тотчас же прилепить на лобовое стекло в неплохо заметном месте. Кроме того, в Румынии и Венгрии виньетка может быть «бестелесная» – то кушать электронная. Стоимость виньетки варьируется от €3 (Румыния) до 40 CHF (Швейцария), однако штрафы дорогостоящей.
2 место. Дар радара
Во многих странах Западной Европы радар-детекторы запрещены законодательно, и если путевая полиция обнаружит в автомобиле «нехороший» прибор, то обязательно конфискует его, да еще и штраф впаяет. А во Франции могут и автомашина отобрать до кучи. В целом государства можно условно разделить на три группы: можно и владеть, и употреблять «антирадарами»; можно владеть, но запрещено пользоваться; нельзя ни владеть, ни употреблять.
1 место. Мотор и камера
В большинстве европейских стран видеорегистраторы не запрещены, однако в кой-каких из них использовать устройство фиксации окружающей действительности не рекомендуется. Объяснение довольно простое: забота о неприкосновенности частной жизни. Дальше всех в этом резоне зашла Австрия, где в 2015 году случился закон, согласно какому размещение отснятых материалов в открытом доступе влечет за собой штраф в размере €10 000. Однако!