Магистраль

Забайкальский кромка, Республика Бурятия, Иркутская область не просто соседи. Через их территорию проходит участок БАМа, без какого 15-й этап «лэндроверовского» марафона «Открывая Россию» едва ли стал бы вероятным.




 


Общая протяженность маршрута



Чита – пос.Чара – пос.Новая Чара – пос.Удокан – пос.Таксимо – Северобайкальск – Иркутск

Байкало-Амурская магистраль (БАМ)


 

  • Ее протяженность 4287 км, она вяжет Тайшет на западе с портом Советская Гавань на востоке, строилась с вящими перерывами в 1938-1984 гг.
  • Магистраль прорезает семь горных хребтов (высшая точка линии – Муруринский перевал, 1323 м над уровнем моря) и проходит через 10 тоннелей, среди них – самый большенный (15 343 м) в России ж/д тоннель, Северо-Муйский.
  • Трасса пересекает 11 крупных рек, а итого на ней построено 2230 больших и малых мостов. Станций и разъездов >200, городов и поселков вдоль магистрали >60.
  • От Тайшета до Таксимо путь электрифицирована.
  • БАМ короче Транссиба от Тайшета до морских портов:
    • Ванино – ≈на 500 км,
    • Владивостока – ≈на 200 км,
    • для грузов на Сахалин, Магадан и Камчатку – ≈на 1000 км.
  • Объём грузоперевозок за 2014 г. составил ≈12 млн. т. 



Так вот ты какая, машина поре! Занавесочки на иллюминаторах и ретро-звучание динамиков в салоне Ан-24 РБ, на котором мы часа полтора добирались от Читы до поселка Чаша, перенесли в 70-е. Даже точнее, в 1974 г. «Настя» (так в народе окрестили двухмоторник ОКБ Антонова) с бортовым номером RA-46697 – ровесница XVII съезда ВЛКСМ, где БАМ огласили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.


В поселке Таксимо в память о потерянных при разведке трассы БАМа летчиках, геологах, изыскателях установлена изготовленная в 90-е на Иркутском авиазаводе снимок самолета Г-1А. Конверсионная версия туполевского бомбардировщика ТБ-1 использовалась в 30-40 гг. для аэрофотосъемки, доставки людей и грузов


Куцый перелет стал полноправной частью экспедиции и по другой причине. В 30-е рекогносцировка трассы будущего БАМа велась с помощью нового по тем временам метода аэрофотосъемки, а в крышке 40-х и середине 60-х самолеты в этих краях вновь стали «первым делом».


Рабочая лошадка здешних авиалиний, Ан-24, доставил нас из Читы в Чару. За последний год цена на билет подскочила с образцово 5000 до почти 8500 руб. Перелет Москва-Чита обойдется всего вдвое дорогостоящей…


Появись американские спутники-шпионы серии Corona на 10 лет раньше, они бы в 1949-м запороли необычайную активность советской транспортной авиации в районе забытого Господом поселка Чара, а дешифровальщики снимков обратили бы внимание на то, что пассажиров выводят на летное поле под конвоем. Так спешно создавался в горах Кодарского хребта объект «Стрела», он же п/я 81, он же «Борлаг», проходивший в документах под грифом «Совсем секретно (особая папка)» и как Ермаковское свинцово-рудное управление.


sovet.jpg15 января 1949 г. Рекомендация Министров СССР принял постановление 172-52сс «Об организации геолого-разведочных трудов на Ермаковском месторождении свинца». С этого момента Забайкалье стало долей советского атомного проекта


Под свинцом, альбитом и иными названиями исчезал первый забайкальский уран. И хотя сталинская «Стрела» из-за неожиданно скорого истощения месторождения «летела» лишь до 1951 г., все же начинка каких-то из ранних советских «изделий» родом с Кодара. А в 1966 г. авиация зачислила активное участие в подготовке здесь первого из серии «чистых» атомных взрывов, с поддержкой которых предполагалось вскрыть крупнейшее в Союзе и третье в мире Удоканское месторождение меди, побочный продукт розыска в 1949 г. урановых руд.

Чарская аномалия


Рядом с Чарой расположен изумительный природный объект, «карманная» (5х10 км) пустыня. Если бы не ударившие заморозки, добраться до нее сквозь топкие мАри было бы крайне сложно. То же предзимье сделало полотно совершенно фантастической: припорошенные снегом барханы, а на горизонте – сияющие глетчерами горы Кодара (скала/камень, эвенк.). Как полагают ученые, Чарские пески – дно высохшего озера, вероятно, подпиравшегося ледниками. После ухода воды ветра «вылепили» специфический рельеф.


В последний момент руководство СССР все же отменило подрыв ядерного конструкции, опасаясь не столько за радиационную безопасность на своей территории, сколько реакции за рубежом и, прежде итого, в далеко не дружественном тогда Китае. В «новороссийскую» эпоху у Удокана сменилось несколько хозяев, но месторождение по-прежнему остается «заледенённым» и, если верить обнародованным планам, «оттает» лишь к 2021 г. Тогда БАМу прибавится труды.



Елизавета Ивановна Бурова, геолог-уранщик и первооткрыватель Удоканского месторождения меди. Покинутая на старость Ленинская премия обесценилась после 1991 г., и в день похорон Е.И.Буровой в 1996 г. на нее не удалось приобрести даже поминальную свечу…


В 2006 г. в поселке Удокан для переработки проб руды с месторождения выстроена опытно-промышленная установка. Изготовленная на ней медная пластинка хранится в фондах музея поселка Новоиспеченная Чара. До лучших времен…



Мне, выросшему рядом с железной дорогой, неплохо известно, как звучит загруженная магистраль. Так вот привычные ощущения приходили лишь за полночь, когда на вокзале визави гостиницы в Новой Чаре, где у нас было две ночевки, оживал громкоговоритель, слышались гудки поездов и перестук колес.



БАМ вытеснил автомашина на обочину, но самой стальной магистрали не было бы без автомобиля




Днем же – негустые составы или «бичевозы», бамовская «фишка». А ведь утверждается, будто магистраль трудится на пределе… Может, это от того, что на восток от Усть-Кута БАМ превращается в однопутку с разъездами.



Tchara stationЗдания вокзалов и жилые дома на каждой станции БАМа строились по индивидуальным проектам «родом» из крупных городов или республик СССР. Так, Новоиспеченную Чару возводили строители из Казахстана, Куанду – из Узбекистана, Северобайкальск – посланцы Нордовой столицы, а москвичам досталась Тында




В любом случае, освоение территорий вдоль железной пути, возможность прокладки которой рассматривалась Россией еще в 80-х годах XIX в., по сути, буксует. И все же неспроста «железки» называют артериями жизни. На фоне лишенных стальных магистралей колымских ширей, по которым пролег маршрут предыдущего этапа «лэндроверовского» марафона, контраст очевиден. Стоимости на топливо московского, а не «марсианского» уровня.


В поселке Таксимо РЖД для своих сотрудников на фундаменте еще советских преходящ все же строит трехэтажку. Мелочь? Расскажите это жителям города Сусуман, колымского середины золотодобычи, и вы увидите неподдельную зависть.


Правда, в последние год-два и бамовская «артерия» закупоривается. Ровные поезда из Новой Чары и Таксимо до считающегося форпостом «большой земли» Северобайкальска упразднены как нерентабельные. И с этим, держа в голове лишь дебет с кредитом, сложно препираться. Кого возить? Для оставшихся в бамовских поселках и нашедших работу все на той же магистрали зарплата в 20 000-25 000 руб. – счастье, ведь коммунальные платежи в отопительный сезон для обитателей многоквартирных домов подскакивают до 15 000 руб… Вот обитающие в балкАх преходящ постройки БАМа освобождены хотя бы от платы за капремонт, но такой экономии неприятелю не пожелаешь. 



Почти все встреченные нами на БАМе составы оказались товарняками или «бичевозами». В заключительном случае к тепловозу цепляют платформу и один-два пассажирских вагона, в каких по магистрали перемещаются в основном путейцы и искатели приключений 




А ведь людей кушать чем занять, не дожидаясь разработки многочисленных месторождений. БАМ проходит в горной места с суровыми, снежными зимами, и это держит магистраль под угрозой схода лавин. Между тем, «на БАМе нет капитальных противолавинных сооружений, а лавины могут сходить до 1 млн. кубометров, тогда как в вселенной их средняя величина – 5-10 000 кубов. На лавины пытаются воздействовать деятельно, обстреливая из пушек, устраивая газовые ловушки, но эффект этих мер 50:50.

Gold section'1984.jpg

Пункт встречи изменить нельзя?


Еще как можно! Стыковка западного и восточного участков БАМа случилась 29 сентября 1984 г. в 06 ч 08 мин. (Интернет утверждает, что в 10 ч 10 мин.) по московскому поре на 1602 км магистрали рядом с разъездом Балбухта, что по-якутски означает «стланик». Однако на этом мероприятии не было рослого начальства, поэтому 1 октября 1984 г. церемонию укладки «золотого звена» пришлось повторить на размещённой в 40 км западнее станции Куанда (место встречи, якут.), где надеющуюся в таких случаях ленточку перерезал В.И.Долгих, секретарь ЦК КПСС. Уместно, в документальном фильме 1985 г. «Золотое звено» (см. видео №1) использована хроника, сброшенная и в Балбухте, но в закадровом тексте звучит лишь название станции Куанда…  


Случались случаи, когда сшибало «паровозы», – старый, добрый лоцман экспедиций, Виктор Павлович Гулевич, начальство Центра подготовки на базе Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, как вечно, прям. –  Характерное явление для БАМа и водоснежные потоки. При потеплениях возникает перенасыщение влагой снега, что приводит к сходу таких масс. Защиты от них тоже нет. Подобные сооружения стоят умалишенных денег.»


Александр Бондарь и Иван Варшавский, Герои социалистического труда, бригадиры путеукладчиков западного и восточного участков БАМа, в день «стыковки» магистрали 29 сентября 1984 г.


Все же мы избрали правильное время, конец октября, для экспедиции: риск оказаться под снежным завалом не велик. Впрочем, в наших линиях нашлись спецы, которые противолавинное мероприятие провели своими мочами. Но это отдельная история… 




«Три автомобиля… наглухо сваривались рамами, и спереди устанавливался нож, которым с разгона срезали ледяные заструги на реках, прокладывали ледяные пути,»* – так в конце 40-х пробивали зимники к урановым месторождениям Забайкалья.



С тех пор в здешних кромках, конечно, кое-что изменилось, но отрезок пути от Новой Чары до Северобайкальска мы миновали в оффроудном режиме. С бюрократических позиций, автодороги здесь просто нет! Притрассовая грунтовка, использовавшаяся при стройке БАМа и идущая параллельно «железке», в реестре отсутствует, а значит и не ремонтируется. Путевые знаки, не говоря уже о разметке, отсутствуют начисто. Так что здесь делать «гаишникам»? Раздолье!

Нам пришлось всерьез повоевать с изменчивыми путевыми условиями и прыгающей температурой воздуха, но природа и небо Забайкалья того стоили


Но качество раздолбанного за четыре десятилетия покрытия таково, что жажда «превышать» улетучивается само собой. Хорошо еще подвыпавший снег слегка сгладил многокилометровый «вибростенд», а пневмоподвеска наших Disco, позволяющая на ходу скоро увеличить клиренс, и мощная защита картера страховали от жесткого контакта с притаившимися под белоснежным покровом каменюками.


А на уже заваленных снегом горных перевалах выручал «неглупый» привод 4х4 с блокировкой заднего дифференциала. Вот для борьбы с ледяными заберегами (мы потрафили в период ледостава) порой приходилось брать в руки пешни и топоры. Мастерить нечего: автомобильные мосты-времянки сохранились вдоль БАМа лишь частично.




Параллельно автомобильному проходит железнодорожный мост сквозь Витим. Это последний из построенных на БАМе, «золотой» мост. В 1984 г. на его фермах свои автографы покинули строители магистрали




На довольно широкой реке Куанда деревянная перевоз давно развалилась, и на случай высокой воды мы подстраховались, зафрахтовав чету «Уралов» для перевозки в их кузовах наших «британцев». Однако духи натуры оказались милостивы, и Disco преодолели Куанду в брод без риска превысить максимальную «отстой» в 700 мм. Форсировать тем же способом уже прикрытый льдом Витим нечего было и размышлять. Оставался более чем полукилометровый мост. Но какой мост! Покрытие – скользкие, нехорошо подогнанные друг к другу шпалы с кое-где выступающим крепежом, угрожающим проколами.

Примерно на середине пути – порог, который на холостых витках не возьмешь. Запас по ширине – едва ли по полметра с каждого борта Disco. Ограждений «ноль». Вышина моста с пятиэтажку. И все же нам достались, можно сказать, цветочки. Ягодки тут были (см. видео №2), по крайней мере, с 90-х и до середины «нулевых». 


Да, БАМ вытеснил автомобиль на обочину, но самой стальной магистрали не было бы без автомашины. Можно даже указать точную марку. «С «КрАЗами» мы бы БАМ не построили,» – произнёс мне Виктор, сотрудник известной московской компании такси, а в прошлом водитель-бамовец. Звание «Автомобиль-герой» пришлось бы «немцам» с дизелями воздушного охлаждения, самосвалам и грузовикам фирмы Magirus-Deutz (см. видео №1), а также спецтехнике на их шасси.


Эти необыкновенно надежные, ремонтопригодные и вместе с тем комфортабельные машины, закупленные для сибирских строек почти 10 000-м тиражом советским «Автоэкспортом» в половине 70-х по программе «Дельта», вынесли на себе – в прямом и переносном смысле – порядочную часть тяжести работ по прокладке трассы БАМа. Впрочем, почитаться славой – дело пустое. По-настоящему оживить БАМ, бамовские города и поселки – вот задача.  


*Цитируется по книжке Анатолия Снегура «Ключ Мраморный»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика