В Германии вновь вспыхнула дискуссия о том, стоит ли воспрещать продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с целью ускорить переход автомобильного транспорта на более экологичные альтернативные двигатели, прежде итого — электрические. Новый виток обсуждения вызван заявлениями двух влиятельных немецких политиков — и двумя знаковыми зарубежными событиями.
Калифорния запретит ДВС ради защиты климата и своих пляжей
Одно из них случилось в Калифорнии. Ее губернатор Гевин Ньюсом объявил 23 сентября, что с 2035 года калифорнийские власти запретят торговлю новых легковых машин и легких коммерческих автомобилей с ДВС. В 2045 году запрет распространится на средние и тяжкие грузовики с бензиновыми или дизельными двигателями.
Губернатор Калифорнии Гевин Ньюсом объявляет о запрете ДВС в легковых машинах с 2035 года
Воли самого большого по населению штата США пошли на такой шаг для защиты не только глобального климата, но и непосредственных заинтересованностей собственных жителей. «Из-за автомобилей не должны таять ледники и повышаться уровень мирового океана», ведь это угрожало бы пляжам и побережью Калифорнии, подчеркнул Гевин Ньюсом. К тому же, по его словам, «автомашины не должны усиливать лесные пожары». А они оказались в нынешнем году на западном побережье США чрезвычайно мощными, и губернатор открыто связывает это с глобальным потеплением.
В Германии калифорнийскую инициативу поддержал глава Федерального ведомства по охране опоясывающей среды (UBA) Дирк Месснер (Dirk Messner). «Запрет регистрации новых дизельных и бензиновых автомашин с 2035 года я считаю хорошей идеей», — заявил он изданиям медиагруппы Funke.
Но одно дело — слова государственного заступника экологии, совсем другое — высказывания премьер-министра Баварии. Кто бы ни занимал эту должность, он неизменно лоббировал в Германии заинтересованности автомобильной промышленности. Ведь в этой федеральной земле находятся штаб-квартиры и головные заводы сразу трех крупных немецких производителей легковых и грузовых автомашин — BMW, Audi и MAN, не говоря уже о многочисленных поставщиках компонентов для автопрома.
Возможный кандидат в канцлеры Маркус Зёдер подает сигнал «травяным»
Выступая 26 сентября с программной речью на состоявшемся в режиме онлайн съезде возглавляемой им консервативной баварской партии ХСС, премьер-министр Баварии Маркус Зёдер (Markus Söder) к изумлению многих подчеркнул, что он «решительно за то, чтобы мы определились с окончательной датой» отказа от ДВС. И уточнил, что, вслед за Калифорнией, находит 2035 год «очень хорошей датой».
Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер — влиятельная фигура в консервативном блоке ХДС/ХСС
Истина, в данный кризисный момент было бы правильно помочь отрасли, приняв государственную программу стимулирования торговель не только электромобилей, но и наиболее современных и экологичных автомобилей с ДВС, добавил Зёдер, который и раньше отстаивал такую точку зрения, но не смог переубедить правительство ФРГ.
Вдали не все в консервативном блоке ХДС/ХСС поддержали предложение баварского лидера о запрете ДВС к конкретной дате, хотя принципиальных противоречий против ускоренного перехода на электрические и водородные двигатели ни у кого нет. Зато инициативу Маркуса Зёдера похвалила Партия «травяных».
Тут следует учитывать, что ровно через год в Германии должны состояться выборы в бундестаг, и все явно идет к тому, что вытекающая правящая коалиция в ФРГ будет сформирована блоком ХДС/ХСС и «зелеными». Поэтому за инициативой баварского премьера вполне может стоять отчетливый внутриполитический расчет: заранее подготовить почву для успеха будущих коалиционных переговоров, подав потенциальным партнерам сигнал о готовности поддержать одно из их ключевых заявок. Тем более, что Маркус Зёдер рассматривается сейчас как один из возможных кандидатов на пост канцлера ФРГ.
Автосалон Auto China 2020: основные герои — электромобили
Так что вероятность того, что в Германии уже следующей осенью примут решение о запрете ДВС в легковых машинах к 2035 году или даже ранее, в последние дни существенно возросла. Впрочем, каким бы ни было следующее правительство ФРГ, темпы перехода немецкого автопрома на электрические двигатели будет определять вовсе не оно. Их будут задавать или даже диктовать крупнейшие экспортные базары автомобилей Made in Germany. А это США, все та же Калифорния, и Китай.
Автосалон Auto China 2020 — первый крупный отраслевой смотр в год пандемии
Причем базар Китая крупнее, динамичнее, а потому сейчас играет решающую роль. И этот рынок сделал стратегическую ставку на электромобильность, что веско подтвердило второе знаковое зарубежное событие последних дней: проходящий в Пекине с 26 сентября по 5 октября первоначальный после начала пандемии международный автосалон на планете — все остальные пришлось отменить из-за коронавируса.
Основными героями выставки Auto China 2020, указывают в сообщениях из столицы КНР немецкие СМИ, стали электромобили. Сквозь пять лет каждый четвертый продаваемый на китайском рынке автомобиль должен быть на электрической тяге. Это образцово 4 миллиона единиц. Кто их будет выпускать?
Главный экспортный рынок для автомобилей Made in Germany — Китай
В репортажах немецких СМИ с автосалона в Пекине и в комментариях экспертов в эти дни неизменно отмечалось, что пока автостроители Германии представлены на этом курсе развития мирового автопрома довольно скромно. «До сих пор у Volkswagen, Daimler и BMW лишь незначительная доля на большом китайском базаре электромобильности», — констатировала, к примеру, экономическая газета Handelsblatt. Правда, свою статью она посвятила подробному рассказу о том, как они намерены это изменить.
Зарядные станции для электромобилей в Пекине
«Китай — основной рынок электромобилей, причем c большим отрывом, и здесь очень велика опасность оказаться в хвосте», — предупредил глава Центра автомобильного менеджмента (CAM) в Бергиш-Гладбахе профессор Штефан Брацель (Stefan Bratzel). По его мнению, «уже из-за одного лишь Китая немецким автостроителям следовало бы уделять куда больше внимания электромобильности, поскольку конкуренция тут очень сильна».
Иными словами, для того, чтобы сохранить и тем более укрепить позиции на жизненно значительном для всего автопрома Германии китайском рынке, тем же баварским автостроителям BMW и Audi, как и всем остальным, придется в ближайшие годы усиленно вкладывать деньги в развитие электромобилей. И, соответственно, сокращать инвестиции в производство легковых машин с ДВС. Получается, что баварский премьер своим предложением отказаться от их выпуска с 2035 года вовсе не предал заинтересованности отрасли: немецкие автостроители сами к этому идут.
Смотрите также: