Немецкий автопром из экологических и технологических соображений провозгласил стратегический заворот в сторону электромобильности. Наиболее активно наращивать производство легковых автомашин на электрической тяге намерен крупнейший автостроитель Германии Volkswagen. Но BMW и Daimler тоже готовятся к острому увеличению выпуска электромобилей. Эксперты полностью поддерживают сделанный выбор, но предупреждают: переориентация производства обернется утратой большого числа рабочих мест.
В пять раз меньше деталей, чем в двигателях внутреннего сгорания
Основная вина: для выпуска электромоторов требуется примерно в пять раз меньше деталей, чем для сборки двигателей внутреннего сгорания (и, соответственно, меньше пролетариев рук). Поэтому в первую очередь пострадают моторостроительные заводы и их многочисленные смежники. Поставщики, специализирующиеся, произнесём, на поршнях или сальниках, или коробках передачи, лишатся многих заказов, поясняет читателям газеты Bild профессор Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer), возглавляющий Середина автомобильных исследований (CAR) при Университете Дуйсбург-Эссен. Спрос на выхлопные системы, природно, тоже упадет.
Автозаводы сокращают рабочие места из-за все немало широкого использования роботов
По подсчетам профессора, «только у поставщиков под угрозой свыше 75 тысяч пролетариев мест». Институт автомобильной промышленности (IFA) в Нюртинген-Гайслингене допускает в ближайшие годы банкротство порядка 20-30 процентов малых и средних фирм. В целом же автомобильная индустрия может потерять в Германии до 2025 года свыше 100 тысяч пролетариев мест, сообщает деловой журнал Manager Magazin.
Фердинанд Дуденхёффер в интервью телеканалу n-tv полагает, что в долгосрочной перспективе сокращения в области могут составить даже 25 процентов. «Из сегодняшних семи пролетариев мест на производстве моторов и других агрегатов останется только одно», — ратифицирует на страницах Manager Magazin председатель совета трудового коллектива концерна Daimler Михаэль Брехт (Michael Brecht).
«Труд нельзя отдавать на сторону»
При этом ни эксперты, ни профсоюзные активисты не оспаривают целесообразность постепенного несогласия от двигателей внутреннего сгорания, понимая, что альтернативные системы привода, особенно электрические, становятся сейчас магистральным курсом развития мирового автопрома. Наоборот: профессор Дуденхёффер является в Германии одним из самых твердых сторонников электромобильности.
Первая очередь завода Daimler по производству литий-ионных батарей уже работает
Так что тревогу они бьют не для того, чтобы остановить начавшуюся технологическую революцию, а для того, чтобы ускорить принятие контрмер против ее негативных последствий. Михаэль Брехт, к примеру, призывает руководство Daimler кончить выпускать электромоторы совместно с фирмой Bosch и сосредоточить производство необыкновенно на собственных мощностях. «Работу, возникающую благодаря электрификации, нельзя самодействующи отдавать на сторону», — говорит он.
У профессора Дуденхёффера — не столь узкокорпоративный подход. Он предлагает биться с угрозой потери рабочих мест путем форсированного развития новоиспеченных технологий. «Снизить риски можно будет только в том случае, если удастся наладить в Германии производство столь значительного элемента электромобилей, как батареи», — убежден эксперт. В настоящий момент базар контролируют японские, китайские и южнокорейские фирмы.
Volkswagen разрабатывает батареи вытекающего поколения
Конкуренцию им пока грозят составить лишь американцы. Производитель электромобилей Tesla Motors под руководством предпринимателя Илона Личина строит сейчас в пустыне Невады (совместно с японской компанией Panasonic) крупнейший в вселенной завод по выпуску литий-ионных аккумуляторов, который уже в 2018 году планируется вывести на проектную мощность в 500 тысяч колов в год.
А вот Германия, сокрушается профессор Дуденхёффер, разработку и производство батарей для электромобилей проспала. Впрочем, не совершенно. У концерна Daimler в городе Каменце под Дрезденом уже действует завод по выпуску литий-ионных батарей, и в октябре 2016 года тут за полмиллиарда евро началось строительство его второй очереди, которая должна быть готова к половине 2018 года.
В перспективе завод по выпуску батарей построит и Volkswagen, удостоверил в опубликованном 20 ноября в газете Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung интервью глава концерна Маттиас Мюллер (Matthias Müller). «Если в обозримом грядущем более четверти наших машин окажутся электромобилями, нам понадобятся примерно три миллиона батарей в год. В таком случае целесообразно иметь собственную фабрику», — подчеркнул он.
Но в этот момент, пояснил Мюллер, Volkswagen предпочитает покупать литий-ионные батареи «у тех, кто лучше в этом разбирается». Немецкий топ-менеджер признает: «Эту технологию немецкие автостроители, подлинно, упустили из виду». В сложившейся ситуации Volkswagen не пытается догнать вырвавшихся вперед, а целеустремленно разрабатывает батареи следующего поколения. Вот когда они будут готовы, тогда концерн, судя по высказываниям Маттиаса Мюллера, и приступит к стройке завода по их выпуску. Когда именно это произойдет и сколько рабочих пунктов обеспечит такое производство, пока абсолютно не ясно.
Смотрите также: