31 Января 2018, 13:37
Лед, как и возложено, тронулся по весне. Март 2017-го стал первым месяцем, когда совокупные торговли легковушек, SUV и легкого коммерческого транспорта пошли вверх. С мая процентный рост уже измерялся двухзначными числами. Стабилизация рублевки продула балластные цистерны, а рули на всплытие повернули разворачивавшиеся программы господдержки. Совместно с долго сдерживаемым, но никуда не девшимся желанием россиян дышать целой грудью это дало свой эффект. Плюс 11,9%1 продаж по итогам года вывели нас… на степень уже катастрофического 2015-го. И это, похоже, потолок, ведь реально располагаемые затраты россиян третий год катились под уклон, и оторвать автомобильный рынок от дна удалось лишь с поддержкой «домкратов» льготного кредитования, обеспечивших более 50% объема торговель.
Разворота тенденции к упрощению структуры рынка не произошло, и она все более напоминает двойную астральную систему, где вампир, низовой массовый сегмент, за счет бОльшей гравитации исподволь подъедает другое светило, premium-сегмент. Доля последнего за 2017-й усохла еще на процент, составив ≈8,9%. В «минусовой» поясу год завершили 5 из 12 крупнейших premium-брендов. Тут прямая связь с другим показателем. По этим Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2017-м введён абсолютный рекорд по числу банкротств малого и среднего бизнеса.

На классовом степени все та же сложившаяся за годы кризиса бинарная система, где рулят модели класса В/В+ и SUV/кроссоверы. Однако в сегменте компактных легковушек устойчивая, как основа атома, лидирующая шестерка с Kia Rio и Hyundai Solaris во главе аккумулирует львиную часть продаж, а маржинальность таких авто относительно низка, что сужает сферы потенциальных конкурентов. Казалось бы, плотнее населенный сегмент SUV/кроссоверов все же немало перспективен в бизнес-плане, и число новичков, желающих попытать судьбу, растет вдогонку за спросом на вседорожники, доля рынка которых за 2017-й увеличилась с 36,2 до 39,1%. Эту тенденцию лучше итого отражает политика китайских компаний, за год почти полностью очистивших свои линейки от компактных легковушек и сделавших ставку на кроссоверы. Истина, большие успехи автопроизводителям из Поднебесной лишь снятся: отсутствие славы, часто нескромные цены и туманные перспективы перепродажи – не самая выигрышная комбинация.
Линия к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный, шаг сделан
Да и вообще этап затягивания поясов – не время для экспериментов. Еще и поэтому почти каждый сегмент – солнечная система в миниатюре, где кругом признанной «звезды» вращаются куда меньшие «планеты» и крошечные «астероиды». «Варяжские» компании-лидеры, создавшие в России крупное производство, ревниво берегли стабильность такого мироздания и вели в 2017-м позиционную войну. В ТОП-10 самых популярных марок все остались при своих, да и за пределами десятки перестановки минимальны. Никто, рванув на бюсты тельняшку, с криком «Полундра!» не выскочил из обжитого окопа, чтобы взять новоиспеченную высоту. Не до жиру – быть бы живу.
Но и это не гарантировано, когда против тебя применяют ОМП. Бабах! И в декабре Минпромторг взрывает бомбу кратного увеличения утилизационного сбора в 2018-м. Сведения господдержки до программ «Первоначальный автомобиль» и «Семейный автомобиль» недостаточно? А роста всевозможных акцизов, сборов, налогов? Впрочем, еще в октябре 2015 года, сообщая на 7-й профессиональной конференции российских автодилеров о перспективах электорального 2018-го, основной экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова предупреждала: «Повышение налогового бремени на народонаселение, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к нашему базару это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомашин». Не верите? В минувшем декабре Счетная палата Российской Федерации вышла с предложением завести новые налоги в частности на моторные лодки с мощностью двигателя 5-10,88 л.с. и беспилотные штатские воздушные суда с максимальной взлетной массой до 30 кг, иначе сообщая, дроны. Российский автомобильный рынок оторвался в 2017 году от дна, достоверно не для того, чтобы, приподнявшись, пробиться на уровень ниже?

Самые популярные модели небольшого среднего класса |
|
|
|
I |
II |
1. |
Skoda Octavia A7 |
22 523(1) |
+4,1 |
2. |
Nissan Almera new |
15 780 |
+6,1 |
3. |
Kia cee’d new |
15 246 |
+1,1 |
4. |
Ford Focus III |
15 086 |
+26,0 |
5. |
Kia Cerato |
6 769 |
+81,9 |
6. |
Hyundai Elantra |
5 932 |
-3,5 |
7. |
Volkswagen Jetta |
5 041 |
-34,7 |
8. |
Toyota Corolla |
4 384 |
+17,1 |
9. |
Lifan Solano |
3 897 |
+63,3 |
10. |
Citroen C4 Sedan |
1 619 |
-16,7 |
(1) Без учета универсала повышенной проходимости |
|
Вешний апгрейд, сопровождавшийся некоторым повышением цен, не выбил Octavia из колеи, какая, как и в 2016-м, привела «чешку» на высшую ступень пьедестала. По показателю «число автомобиля/стоимость» функциональная модель Skoda – безусловный лидер сегмента. Almera, cee’d, Focus способны вести бои лишь во втором эшелоне. Для прочих и это предел мечтаний. |

Продажи универсалов повышенной проходимости |
|
|
I |
II |
1. |
Subaru Outback |
1 152 |
-2,0 |
2. |
Volvo V90 Cross Country |
722 |
(-) |
3. |
Vw Passat Alltrack |
201 |
+128,4 |
4. |
Audi A4 Allroad |
167 |
-29,2 |
5. |
Volvo V/S60 Cross Country |
154 |
-28,4 |
6. |
Skoda Octavia Scout |
125 |
+23,8 |
7. |
Audi A6 Allroad |
98 |
-38,7 |
8. |
MB E-Class Allterrain |
90(1) |
(-) |
(1) За 11 месяцев 2017 года |
Изумительно не то, что сменщик ХС70, V90 Cross Country, пропустил на первое место Outback. Изумительно другое: новый универсал Volvo, перешедший в 100%-но premium-сегмент, утер нос дуэту от Audi, попутно перегнав Octavia Scout с тяжеловатой для модели Skoda ценой. Похоже, покупатель находит, что прайс-лист на V90 Cross Country и характеристики модели находятся в полном соответствии. И ведь не поспоришь! |

Самые популярные модели представительского класса |
|
|
I |
II |
1. |
Mercedes-Benz S-Class |
2 603(1) |
-15,0 |
2. |
BMW 7 series |
1 230 |
-6,5 |
3. |
Porsche Panamera |
633 |
+180,1 |
4. |
Audi A8 |
279 |
-43,9 |
5. |
Genesis G90 |
205 |
+345,7 |
(1) С учетом версий с кузовами седан (в том числе Mercedes-Maybach), купе и кабриолет |
S-Class, подсевший на старте года в ожидании летнего масштабного апгрейда, воспрянул после него и никого к себе вблизи не подпустил. «Бронза» Panamera – в той же мере результат оживления спроса на модель после смены поколений, как и скисания А8, какой вот-вот передаст эстафету сменщику. |

Самые популярные модели особо небольшого и малого классов |
|
|
I |
II |
1. |
Kia Rio/new |
96 689 |
+10,3 |
2. |
Hyundai Solaris/new |
68 614 |
-24,1 |
3. |
Volkswagen Polo Sedan |
48 595 |
+1,9 |
4. |
Renault Logan |
30 640 |
+3,6 |
5. |
Renault Sandero |
30 210 |
+5,8 |
6. |
Skoda Rapid |
29 445 |
+13,6 |
7. |
Datsun on-DO |
19 712 |
+35,3 |
8. |
Ravon Nexia R37 |
5 833 |
+827,3 |
9. |
Datsun mi-DO |
4 798 |
+14,17 |
10. |
Ravon R2 |
4 786 |
+305,6 |
Первые шесть пунктов за моделями, в кризис вместе с доступными кроссоверами/SUV ставшими для сердцевины российского посредственного класса альтернативой моделям на сегмент или два выше. Но в этом ТОП-6 «кузены» Rio и Solaris вне конкуренции. На сторонке корейского дуэта, помимо отличных ходовых качеств версий с 1,6-литровыми моторами, привлекательного дизайна, размашистого выбора комплектаций, конкурентных цен и традиционной 5-летней гарантии, еще и молодость. Оба лидера сегмента в 2017-м пережили смену поколений. Узбекский R2 (модернизированный Chevrolet Spark M300), дарованием что предлагался в единственной версии, – король малышей класса «А». Довольно мощный мотор в связке с АКП и выигрышная цена сделали свое дело. А вот модели Datsun жутко далеки от планировавшихся три года назад объемов продаж на 2017-й в 120 000 автомашин. Потенциальный покупатель on-Do/mi-Do, в кризис вынужденный считать копейки, отдавал предпочтение немало доступным Lada Granta (продано 93 686) или уходил на вторичный базар. |

Самые популярные модели среднего класса |
|
|
I |
II |
1. |
Kia Optima |
12 822 |
+104,0 |
2. |
Mazda6 |
6 057 |
+12,9 |
3. |
Mercedes-Benz C-Class |
3 833(1) |
+3,0 |
4. |
BMW 3 series |
3 642 |
-2,6 |
5. |
Ford Mondeo |
2 821 |
-14,8 |
6. |
Hyundai i40 |
2 610 |
-54,9 |
7. |
Volkswagen Passat |
2 608(2) |
-1,0 |
8. |
Audi A4 |
2 126(3) |
+12,2 |
9. |
Audi A5 |
1 112(4) |
+31,3 |
10. |
Infiniti Q50 |
752 |
+4,3 |
(1) C кузовами седан, универсал, купе, кабриолет |
(2) Без учета универсала повышенной проходимости VW Passat Alltrack (реализован 201) |
(3) Без учета универсала повышенной проходимости A4 Allroad (продано 167) |
(4) С кузовами купе, кабриолет, фастбэк |
После смены поколений в 2016-м Optima штампует другой кряду чемпионский титул. Прямым конкурентам модели Kia тоже не откажешь во внешней привлекательности, продуманности линейки версий, но в Optima этот комплект предлагается еще и по оптимальной цене. В premium-дуэли С-Class vs 3 series победитель не очевиден, поскольку маркетологи BMW размозжили семейство «трешки», превратив хэтчбек 3 GT и купе (4 series) в самостоятельные колы. Одно ясно: A4 швабско-баварскому дуэту не конкурент. Покупатели не могут отличить модель Audi от предшественницы? |

Самые популярные модели бизнес-класса |
|
|
I |
II |
1. |
Toyota Camry |
28 199 |
+0,5 |
2. |
Mercedes-Benz E-Class |
6 092(1) |
+15,5 |
3. |
BMW 5 series |
4 919(2) |
+11,1 |
4. |
Audi A6 |
3 049(3) |
-0,7 |
5. |
Skoda Superb |
1 881 |
+34,9 |
6. |
Lexus ES |
1 668 |
-18,9 |
7. |
Genesis G80 |
826 |
(-) |
8. |
Jaguar XF |
364 |
-7,6 |
9. |
Mercedes-Benz CLS |
294(4) |
-41,8 |
10. |
Volvo S90 |
290 |
(-) |
(1) C учетом версий с кузовами седан, универсал (без учета версии повышенной проходимости Allterrain, реализовано 90), купе, кабриолет |
(2) Без учета 5 GT (продано 37) |
(3) C учетом версий с кузовами седан, универсал и без учета универсала повышенной проходимости А6 Allroad (реализовано 98) |
(4) C учетом версий с кузовами седан и универсал |
Camry уже вросла корнями в высшую ступень пьедестала, но за «серебро» сегмента шла отчаянная война между моделями-погодками, E-Class W213 и 5 series G30. В конечном итоге «шваб» взял верхотура за счет многозвенности семейства «ешек», тогда как собственно «пятерка» BMW представлена в России лишь седаном. Skoda Superb уступает грандам сегмента в статусности, зато за открытым преимуществом побеждает на ценовом поле, и награда в виде почетного пятого пункты нашла «чеха». Превращение Genesis в отдельную premium-марку, похоже, нисколько не сконфузило россиян, и бизнес-седан G80 всего за десять месяцев продаж сумел обогнуть маститых соперников. |

Самые популярные MPV |
|
|
I |
II |
1. |
Volkswagen Caddy |
1 506(1) |
+50,3 |
2. |
Mercedes-Benz V-Class |
1 433 |
+23,8 |
3. |
Toyota Alphard |
744 |
-4,6 |
4. |
Peugeot Partner |
617(1) |
+14,9 |
5. |
Citroen Berlingo |
510(1) |
+15,1 |
6. |
Renault Dokker |
74(1) |
(-) |
(1) C учетом грузопассажирских версий |
В сегменте-призраке целый кавардак. Лидерство Caddy с тьмой вариантов и подвариантов еще объяснимо, но не «серебро» и «бронза» бизнес-вэнов Mercedes-Benz и Toyota! Обскачет ли в 2018-м дуэт «каблучков» от концерна PSA зачисливший старт в декабре 2017-го Renault Dokker? |

Самые популярные пикапы |
|
|
I |
II |
1. |
Toyota Hilux |
3 495 |
-4,8 |
2. |
Mitsubishi L200 |
1 642 |
+8,2(1) |
3. |
Volkswagen Amarok |
852 |
-6,1 |
4. |
FIAT Fullback |
376 |
+469,7 |
5. |
Foton Tunland |
151 |
+115,7 |
6. |
Isuzu D-MAX |
117 |
+735,7 |
(1) Сравнительно модели предыдущего и текущего поколений |
В тройке лидеров идут бои здешнего значения. Вторая тройка, состоящая из недавних дебютантов, пока работает на подыгрыше. |

Самые популярные SUV/кроссоверы |
|
|
I |
II |
1. |
Hyundai Creta |
55 305 |
+152,2 |
2. |
Renault Duster |
43 828 |
-0,4 |
3. |
Toyota RAV4 |
32 931 |
+7,6 |
4. |
Renault Kaptur |
30 966 |
+122,4 |
5. |
VW Tiguan/new |
27 666 |
+159,5 |
6. |
Kia Sportage |
24 611 |
+29,5 |
7. |
Nissan X-Trail |
20 626 |
+15,3 |
8. |
Nissan Qashqai |
20 223 |
+8,0 |
9. |
Mazda CX-5 |
18 723 |
+18,8 |
10. |
Mitsubishi Outlander |
16 828 |
+50,2 |
11. |
Nissan Terrano |
13 807 |
+21,2 |
12. |
Toyota Land Cruiser Prado |
13 755 |
-5,2 |
13. |
Ford Kuga |
12 954 |
+54,3 |
14. |
Hyundai Tucson |
12 011 |
+17,3 |
15. |
Kia Soul |
10 652 |
+45,2 |
16. |
Hyundai Santa Fe/Grand |
9 886 |
+51,6 |
17. |
Lexus RX |
9 415 |
+20,0 |
18. |
Toyota Land Cruiser 200 |
8 376 |
-34,1 |
19. |
Lifan X60 |
7 371 |
-3,1 |
20. |
BMW X5 |
6 720 |
+29,2 |
21. |
Mercedes-Benz GLC/Coupe |
6 650 |
+26,8 |
22. |
Lexus NX |
6 638(1) |
-2,1 |
23. |
Mercedes-Benz GLE/Coupe |
6 258 |
-11,9 |
24. |
Skoda Yeti |
6 242 |
-0,9 |
25. |
Kia Sorento Prime |
5 932 |
+75,2 |
26. |
Kia Sorento |
5 348 |
+44,0 |
27. |
Volkswagen Touareg |
5 335 |
+7,4 |
28. |
Lexus LX |
5 135 |
-19,8 |
29. |
Lifan X50 |
4 778 |
-19,7 |
30. |
Ford EcoSport |
4 495 |
-0,5 |
(1) C учетом «гибридной» версии 300H (реализовано 143) |
В первой дюжине – исключительно среднеразмерные модели с различной степенью локализации производства в России. Прорыв Creta на первую строчку рейтинга немного чем за полтора года впечатляет, но лидерство кроссовера Hyundai не безусловно. Образцово те же полтора года экс-чемпион, Duster, действовал в связке с Kaptur, без небольшого близнецом по технической части. Вдвоем эти «ромбоносцы» по-прежнему недосягаемы. RAV4, несмотря на годы, все еще в силах. Заработанное поколениями модели реноме работает! Отлично зачислил старт Tiguan new. X-Trail объехал родственника, Qashqai: при стилистической и технической близости моделей многие предпочитают доплатить за немало крупный кроссовер, тем более что программы утилизации и trade-in от Nissan облегчают задачу. Желая «двухсотый» Land Cruiser сбился с шага, в лагере «тяжеловесов» дуэту Toyota по-прежнему нет равновеликих. В кризис продолжают работать и другие «имена-магниты», что подтверждает «premium-сборная Германии» во главе с Х5. |
Части сегментов в объеме рынка’2017(1) |
Компактные легковые модели |
26,0% |
(-3,1%) |
Компактные SUV/кроссоверы |
26,0% |
(+2,3%) |
Небольшой класс |
19,0% |
(+0,9%) |
Средне- и полноразмерные SUV/кроссоверы |
7,8% |
(-1,5%) |
Средний и бизнес-класс |
7,3% |
(-0,5%) |
Малые SUV/кроссоверы |
5,3% |
(+2,1%) |
Представительский класс |
0,3% |
(-0,1%) |
Другие |
1,3% |
(0%) |
Легкие коммерческие модели |
7,0% |
(-0,2%) |
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с учетом моделей российских марок |
Табель о рангах’2017(2) |
|
I |
II |
III |
1. |
Kia (1) |
181 947 |
+21,7% |
2. |
Hyundai (2) |
157 858 |
+8,7% |
3. |
Renault (3) |
136 682(3) |
+17,0% |
4. |
Toyota (4) |
94 238(3) |
-0,3% |
5. |
VW (5) |
91 827(4) |
+20,6% |
6. |
Nissan (6) |
76 000(3) |
+7,9% |
7. |
Skoda (7) |
62 302 |
+12,5% |
8. |
Ford (8) |
50 360(3) |
+18,4% |
9. |
Mercedes-Benz (9) |
36 808 |
-0,2% |
10. |
Chevrolet (10) |
32 071(5) |
+5,3% |
11. |
BMW (11) |
30 018 |
+9,1% |
12. |
Mazda (13) |
25 910 |
+20,3% |
13. |
Datsun (15) |
24 510 |
+30,6% |
14. |
Mitsubishi (17) |
24 325 |
+45,1% |
15. |
Lexus (12) |
23 693 |
-1,8% |
16. |
Lifan (16) |
16 964 |
-2,8% |
17. |
Audi (14) |
16 878 |
-18,5% |
18. |
Ravon (31) |
15 078 |
+732,6% |
19. |
Land Rover (18) |
8 883 |
-2,6% |
20. |
Volvo (21) |
7 011 |
+25,5 |
21. |
Subaru (20) |
6 080 |
-7,8% |
22. |
Chery (23) |
5 905 |
+24,1% |
23. |
Suzuki (24) |
5 001 |
+10,6% |
24. |
Infiniti (25) |
4 972 |
+10,1% |
25. |
Peugeot (28) |
4 931(3) |
+36,9% |
26. |
Porsche (22) |
4 578 |
-7,7% |
27. |
Citroen (27) |
4 377(3) |
+15,1% |
28. |
Honda (32) |
2 435 |
+39,4% |
29. |
FIAT (29) |
2 323(3) |
+7,6% |
30. |
Geely (26) |
2 234 |
-50,1% |
31. |
Jaguar (30) |
2 173 |
+4,8% |
32. |
Haval (-) |
1 894 |
(-) |
33. |
MINI (33) |
1 580 |
+16,2% |
34. |
Changan (41) |
1 411 |
+161,3% |
35. |
Cadillac (34) |
1 365 |
+7,1% |
36. |
Jeep (35) |
1 274 |
+0,4% |
37. |
Zotye (42) |
1 088 |
+261,5% |
38. |
Genesis (47) |
1 031 |
+2 141,3% |
39. |
smart (40) |
934 |
+34,2 |
40. |
DFM (36) |
913 |
-20,7% |
41. |
FAW (39) |
553 |
-33,3% |
42. |
Foton (46) |
462 |
+660% |
43. |
Brilliance (38) |
219 |
-74,6% |
44. |
SsangYong (37) |
123 |
-89,2% |
45. |
Isuzu (49) |
117 |
+735,7% |
46. |
HTM (-) |
99 |
(-) |
47. |
Chrysler (48) |
9 |
-70,0% |
|
Итого: |
1 171 444(6) |
+12,4% |
|
|
|
|
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомашин российских марок |
(2) Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ) |
(3) С учетом легких коммерческих моделей |
(4) С учетом Amarok (852) и Caddy (1506) |
(5) C учетом ChevyNiva (31 212) |
(6) Без учета линии «малотиражных» марок |
I. Марка/место в рейтинге 2017 (2016) г. |
II. Число торговель (шт.) |
III. Динамика продаж (%) |
Похожее