31 Января 2018, 13:37
Лед, как и возложено, тронулся по весне. Март 2017-го стал первым месяцем, когда совокупные торговли легковушек, SUV и легкого коммерческого транспорта пошли вверх. С мая процентный рост уже измерялся двухзначными числами. Стабилизация рублевки продула балластные цистерны, а рули на всплытие повернули разворачивавшиеся программы господдержки. Совместно с долго сдерживаемым, но никуда не девшимся желанием россиян дышать целой грудью это дало свой эффект. Плюс 11,9%1 продаж по итогам года вывели нас… на степень уже катастрофического 2015-го. И это, похоже, потолок, ведь реально располагаемые затраты россиян третий год катились под уклон, и оторвать автомобильный рынок от дна удалось лишь с поддержкой «домкратов» льготного кредитования, обеспечивших более 50% объема торговель.
Разворота тенденции к упрощению структуры рынка не произошло, и она все более напоминает двойную астральную систему, где вампир, низовой массовый сегмент, за счет бОльшей гравитации исподволь подъедает другое светило, premium-сегмент. Доля последнего за 2017-й усохла еще на процент, составив ≈8,9%. В «минусовой» поясу год завершили 5 из 12 крупнейших premium-брендов. Тут прямая связь с другим показателем. По этим Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2017-м введён абсолютный рекорд по числу банкротств малого и среднего бизнеса.
На классовом степени все та же сложившаяся за годы кризиса бинарная система, где рулят модели класса В/В+ и SUV/кроссоверы. Однако в сегменте компактных легковушек устойчивая, как основа атома, лидирующая шестерка с Kia Rio и Hyundai Solaris во главе аккумулирует львиную часть продаж, а маржинальность таких авто относительно низка, что сужает сферы потенциальных конкурентов. Казалось бы, плотнее населенный сегмент SUV/кроссоверов все же немало перспективен в бизнес-плане, и число новичков, желающих попытать судьбу, растет вдогонку за спросом на вседорожники, доля рынка которых за 2017-й увеличилась с 36,2 до 39,1%. Эту тенденцию лучше итого отражает политика китайских компаний, за год почти полностью очистивших свои линейки от компактных легковушек и сделавших ставку на кроссоверы. Истина, большие успехи автопроизводителям из Поднебесной лишь снятся: отсутствие славы, часто нескромные цены и туманные перспективы перепродажи – не самая выигрышная комбинация.
Линия к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный, шаг сделан
Да и вообще этап затягивания поясов – не время для экспериментов. Еще и поэтому почти каждый сегмент – солнечная система в миниатюре, где кругом признанной «звезды» вращаются куда меньшие «планеты» и крошечные «астероиды». «Варяжские» компании-лидеры, создавшие в России крупное производство, ревниво берегли стабильность такого мироздания и вели в 2017-м позиционную войну. В ТОП-10 самых популярных марок все остались при своих, да и за пределами десятки перестановки минимальны. Никто, рванув на бюсты тельняшку, с криком «Полундра!» не выскочил из обжитого окопа, чтобы взять новоиспеченную высоту. Не до жиру – быть бы живу.
Но и это не гарантировано, когда против тебя применяют ОМП. Бабах! И в декабре Минпромторг взрывает бомбу кратного увеличения утилизационного сбора в 2018-м. Сведения господдержки до программ «Первоначальный автомобиль» и «Семейный автомобиль» недостаточно? А роста всевозможных акцизов, сборов, налогов? Впрочем, еще в октябре 2015 года, сообщая на 7-й профессиональной конференции российских автодилеров о перспективах электорального 2018-го, основной экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова предупреждала: «Повышение налогового бремени на народонаселение, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к нашему базару это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомашин». Не верите? В минувшем декабре Счетная палата Российской Федерации вышла с предложением завести новые налоги в частности на моторные лодки с мощностью двигателя 5-10,88 л.с. и беспилотные штатские воздушные суда с максимальной взлетной массой до 30 кг, иначе сообщая, дроны. Российский автомобильный рынок оторвался в 2017 году от дна, достоверно не для того, чтобы, приподнявшись, пробиться на уровень ниже?
Самые популярные модели небольшого среднего класса |
|
| | I | II |
1. | Skoda Octavia A7 | 22 523(1) | +4,1 |
2. | Nissan Almera new | 15 780 | +6,1 |
3. | Kia cee’d new | 15 246 | +1,1 |
4. | Ford Focus III | 15 086 | +26,0 |
5. | Kia Cerato | 6 769 | +81,9 |
6. | Hyundai Elantra | 5 932 | -3,5 |
7. | Volkswagen Jetta | 5 041 | -34,7 |
8. | Toyota Corolla | 4 384 | +17,1 |
9. | Lifan Solano | 3 897 | +63,3 |
10. | Citroen C4 Sedan | 1 619 | -16,7 |
(1) Без учета универсала повышенной проходимости |
|
Вешний апгрейд, сопровождавшийся некоторым повышением цен, не выбил Octavia из колеи, какая, как и в 2016-м, привела «чешку» на высшую ступень пьедестала. По показателю «число автомобиля/стоимость» функциональная модель Skoda – безусловный лидер сегмента. Almera, cee’d, Focus способны вести бои лишь во втором эшелоне. Для прочих и это предел мечтаний. |
Продажи универсалов повышенной проходимости |
| | I | II |
1. | Subaru Outback | 1 152 | -2,0 |
2. | Volvo V90 Cross Country | 722 | (-) |
3. | Vw Passat Alltrack | 201 | +128,4 |
4. | Audi A4 Allroad | 167 | -29,2 |
5. | Volvo V/S60 Cross Country | 154 | -28,4 |
6. | Skoda Octavia Scout | 125 | +23,8 |
7. | Audi A6 Allroad | 98 | -38,7 |
8. | MB E-Class Allterrain | 90(1) | (-) |
(1) За 11 месяцев 2017 года |
Изумительно не то, что сменщик ХС70, V90 Cross Country, пропустил на первое место Outback. Изумительно другое: новый универсал Volvo, перешедший в 100%-но premium-сегмент, утер нос дуэту от Audi, попутно перегнав Octavia Scout с тяжеловатой для модели Skoda ценой. Похоже, покупатель находит, что прайс-лист на V90 Cross Country и характеристики модели находятся в полном соответствии. И ведь не поспоришь! |
Самые популярные модели представительского класса |
| | I | II |
1. | Mercedes-Benz S-Class | 2 603(1) | -15,0 |
2. | BMW 7 series | 1 230 | -6,5 |
3. | Porsche Panamera | 633 | +180,1 |
4. | Audi A8 | 279 | -43,9 |
5. | Genesis G90 | 205 | +345,7 |
(1) С учетом версий с кузовами седан (в том числе Mercedes-Maybach), купе и кабриолет |
S-Class, подсевший на старте года в ожидании летнего масштабного апгрейда, воспрянул после него и никого к себе вблизи не подпустил. «Бронза» Panamera – в той же мере результат оживления спроса на модель после смены поколений, как и скисания А8, какой вот-вот передаст эстафету сменщику. |
Самые популярные модели особо небольшого и малого классов |
| | I | II |
1. | Kia Rio/new | 96 689 | +10,3 |
2. | Hyundai Solaris/new | 68 614 | -24,1 |
3. | Volkswagen Polo Sedan | 48 595 | +1,9 |
4. | Renault Logan | 30 640 | +3,6 |
5. | Renault Sandero | 30 210 | +5,8 |
6. | Skoda Rapid | 29 445 | +13,6 |
7. | Datsun on-DO | 19 712 | +35,3 |
8. | Ravon Nexia R37 | 5 833 | +827,3 |
9. | Datsun mi-DO | 4 798 | +14,17 |
10. | Ravon R2 | 4 786 | +305,6 |
Первые шесть пунктов за моделями, в кризис вместе с доступными кроссоверами/SUV ставшими для сердцевины российского посредственного класса альтернативой моделям на сегмент или два выше. Но в этом ТОП-6 «кузены» Rio и Solaris вне конкуренции. На сторонке корейского дуэта, помимо отличных ходовых качеств версий с 1,6-литровыми моторами, привлекательного дизайна, размашистого выбора комплектаций, конкурентных цен и традиционной 5-летней гарантии, еще и молодость. Оба лидера сегмента в 2017-м пережили смену поколений. Узбекский R2 (модернизированный Chevrolet Spark M300), дарованием что предлагался в единственной версии, – король малышей класса «А». Довольно мощный мотор в связке с АКП и выигрышная цена сделали свое дело. А вот модели Datsun жутко далеки от планировавшихся три года назад объемов продаж на 2017-й в 120 000 автомашин. Потенциальный покупатель on-Do/mi-Do, в кризис вынужденный считать копейки, отдавал предпочтение немало доступным Lada Granta (продано 93 686) или уходил на вторичный базар. |
Самые популярные модели среднего класса |
| | I | II |
1. | Kia Optima | 12 822 | +104,0 |
2. | Mazda6 | 6 057 | +12,9 |
3. | Mercedes-Benz C-Class | 3 833(1) | +3,0 |
4. | BMW 3 series | 3 642 | -2,6 |
5. | Ford Mondeo | 2 821 | -14,8 |
6. | Hyundai i40 | 2 610 | -54,9 |
7. | Volkswagen Passat | 2 608(2) | -1,0 |
8. | Audi A4 | 2 126(3) | +12,2 |
9. | Audi A5 | 1 112(4) | +31,3 |
10. | Infiniti Q50 | 752 | +4,3 |
(1) C кузовами седан, универсал, купе, кабриолет |
(2) Без учета универсала повышенной проходимости VW Passat Alltrack (реализован 201) |
(3) Без учета универсала повышенной проходимости A4 Allroad (продано 167) |
(4) С кузовами купе, кабриолет, фастбэк |
После смены поколений в 2016-м Optima штампует другой кряду чемпионский титул. Прямым конкурентам модели Kia тоже не откажешь во внешней привлекательности, продуманности линейки версий, но в Optima этот комплект предлагается еще и по оптимальной цене. В premium-дуэли С-Class vs 3 series победитель не очевиден, поскольку маркетологи BMW размозжили семейство «трешки», превратив хэтчбек 3 GT и купе (4 series) в самостоятельные колы. Одно ясно: A4 швабско-баварскому дуэту не конкурент. Покупатели не могут отличить модель Audi от предшественницы? |
Самые популярные модели бизнес-класса |
| | I | II |
1. | Toyota Camry | 28 199 | +0,5 |
2. | Mercedes-Benz E-Class | 6 092(1) | +15,5 |
3. | BMW 5 series | 4 919(2) | +11,1 |
4. | Audi A6 | 3 049(3) | -0,7 |
5. | Skoda Superb | 1 881 | +34,9 |
6. | Lexus ES | 1 668 | -18,9 |
7. | Genesis G80 | 826 | (-) |
8. | Jaguar XF | 364 | -7,6 |
9. | Mercedes-Benz CLS | 294(4) | -41,8 |
10. | Volvo S90 | 290 | (-) |
(1) C учетом версий с кузовами седан, универсал (без учета версии повышенной проходимости Allterrain, реализовано 90), купе, кабриолет |
(2) Без учета 5 GT (продано 37) |
(3) C учетом версий с кузовами седан, универсал и без учета универсала повышенной проходимости А6 Allroad (реализовано 98) |
(4) C учетом версий с кузовами седан и универсал |
Camry уже вросла корнями в высшую ступень пьедестала, но за «серебро» сегмента шла отчаянная война между моделями-погодками, E-Class W213 и 5 series G30. В конечном итоге «шваб» взял верхотура за счет многозвенности семейства «ешек», тогда как собственно «пятерка» BMW представлена в России лишь седаном. Skoda Superb уступает грандам сегмента в статусности, зато за открытым преимуществом побеждает на ценовом поле, и награда в виде почетного пятого пункты нашла «чеха». Превращение Genesis в отдельную premium-марку, похоже, нисколько не сконфузило россиян, и бизнес-седан G80 всего за десять месяцев продаж сумел обогнуть маститых соперников. |
Самые популярные MPV |
| | I | II |
1. | Volkswagen Caddy | 1 506(1) | +50,3 |
2. | Mercedes-Benz V-Class | 1 433 | +23,8 |
3. | Toyota Alphard | 744 | -4,6 |
4. | Peugeot Partner | 617(1) | +14,9 |
5. | Citroen Berlingo | 510(1) | +15,1 |
6. | Renault Dokker | 74(1) | (-) |
(1) C учетом грузопассажирских версий |
В сегменте-призраке целый кавардак. Лидерство Caddy с тьмой вариантов и подвариантов еще объяснимо, но не «серебро» и «бронза» бизнес-вэнов Mercedes-Benz и Toyota! Обскачет ли в 2018-м дуэт «каблучков» от концерна PSA зачисливший старт в декабре 2017-го Renault Dokker? |
Самые популярные пикапы |
| | I | II |
1. | Toyota Hilux | 3 495 | -4,8 |
2. | Mitsubishi L200 | 1 642 | +8,2(1) |
3. | Volkswagen Amarok | 852 | -6,1 |
4. | FIAT Fullback | 376 | +469,7 |
5. | Foton Tunland | 151 | +115,7 |
6. | Isuzu D-MAX | 117 | +735,7 |
(1) Сравнительно модели предыдущего и текущего поколений |
В тройке лидеров идут бои здешнего значения. Вторая тройка, состоящая из недавних дебютантов, пока работает на подыгрыше. |
Самые популярные SUV/кроссоверы |
| | I | II |
1. | Hyundai Creta | 55 305 | +152,2 |
2. | Renault Duster | 43 828 | -0,4 |
3. | Toyota RAV4 | 32 931 | +7,6 |
4. | Renault Kaptur | 30 966 | +122,4 |
5. | VW Tiguan/new | 27 666 | +159,5 |
6. | Kia Sportage | 24 611 | +29,5 |
7. | Nissan X-Trail | 20 626 | +15,3 |
8. | Nissan Qashqai | 20 223 | +8,0 |
9. | Mazda CX-5 | 18 723 | +18,8 |
10. | Mitsubishi Outlander | 16 828 | +50,2 |
11. | Nissan Terrano | 13 807 | +21,2 |
12. | Toyota Land Cruiser Prado | 13 755 | -5,2 |
13. | Ford Kuga | 12 954 | +54,3 |
14. | Hyundai Tucson | 12 011 | +17,3 |
15. | Kia Soul | 10 652 | +45,2 |
16. | Hyundai Santa Fe/Grand | 9 886 | +51,6 |
17. | Lexus RX | 9 415 | +20,0 |
18. | Toyota Land Cruiser 200 | 8 376 | -34,1 |
19. | Lifan X60 | 7 371 | -3,1 |
20. | BMW X5 | 6 720 | +29,2 |
21. | Mercedes-Benz GLC/Coupe | 6 650 | +26,8 |
22. | Lexus NX | 6 638(1) | -2,1 |
23. | Mercedes-Benz GLE/Coupe | 6 258 | -11,9 |
24. | Skoda Yeti | 6 242 | -0,9 |
25. | Kia Sorento Prime | 5 932 | +75,2 |
26. | Kia Sorento | 5 348 | +44,0 |
27. | Volkswagen Touareg | 5 335 | +7,4 |
28. | Lexus LX | 5 135 | -19,8 |
29. | Lifan X50 | 4 778 | -19,7 |
30. | Ford EcoSport | 4 495 | -0,5 |
(1) C учетом «гибридной» версии 300H (реализовано 143) |
В первой дюжине – исключительно среднеразмерные модели с различной степенью локализации производства в России. Прорыв Creta на первую строчку рейтинга немного чем за полтора года впечатляет, но лидерство кроссовера Hyundai не безусловно. Образцово те же полтора года экс-чемпион, Duster, действовал в связке с Kaptur, без небольшого близнецом по технической части. Вдвоем эти «ромбоносцы» по-прежнему недосягаемы. RAV4, несмотря на годы, все еще в силах. Заработанное поколениями модели реноме работает! Отлично зачислил старт Tiguan new. X-Trail объехал родственника, Qashqai: при стилистической и технической близости моделей многие предпочитают доплатить за немало крупный кроссовер, тем более что программы утилизации и trade-in от Nissan облегчают задачу. Желая «двухсотый» Land Cruiser сбился с шага, в лагере «тяжеловесов» дуэту Toyota по-прежнему нет равновеликих. В кризис продолжают работать и другие «имена-магниты», что подтверждает «premium-сборная Германии» во главе с Х5. |
Части сегментов в объеме рынка’2017(1) |
Компактные легковые модели | 26,0% | (-3,1%) |
Компактные SUV/кроссоверы | 26,0% | (+2,3%) |
Небольшой класс | 19,0% | (+0,9%) |
Средне- и полноразмерные SUV/кроссоверы | 7,8% | (-1,5%) |
Средний и бизнес-класс | 7,3% | (-0,5%) |
Малые SUV/кроссоверы | 5,3% | (+2,1%) |
Представительский класс | 0,3% | (-0,1%) |
Другие | 1,3% | (0%) |
Легкие коммерческие модели | 7,0% | (-0,2%) |
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с учетом моделей российских марок |
Табель о рангах’2017(2) |
| I | II | III |
1. | Kia (1) | 181 947 | +21,7% |
2. | Hyundai (2) | 157 858 | +8,7% |
3. | Renault (3) | 136 682(3) | +17,0% |
4. | Toyota (4) | 94 238(3) | -0,3% |
5. | VW (5) | 91 827(4) | +20,6% |
6. | Nissan (6) | 76 000(3) | +7,9% |
7. | Skoda (7) | 62 302 | +12,5% |
8. | Ford (8) | 50 360(3) | +18,4% |
9. | Mercedes-Benz (9) | 36 808 | -0,2% |
10. | Chevrolet (10) | 32 071(5) | +5,3% |
11. | BMW (11) | 30 018 | +9,1% |
12. | Mazda (13) | 25 910 | +20,3% |
13. | Datsun (15) | 24 510 | +30,6% |
14. | Mitsubishi (17) | 24 325 | +45,1% |
15. | Lexus (12) | 23 693 | -1,8% |
16. | Lifan (16) | 16 964 | -2,8% |
17. | Audi (14) | 16 878 | -18,5% |
18. | Ravon (31) | 15 078 | +732,6% |
19. | Land Rover (18) | 8 883 | -2,6% |
20. | Volvo (21) | 7 011 | +25,5 |
21. | Subaru (20) | 6 080 | -7,8% |
22. | Chery (23) | 5 905 | +24,1% |
23. | Suzuki (24) | 5 001 | +10,6% |
24. | Infiniti (25) | 4 972 | +10,1% |
25. | Peugeot (28) | 4 931(3) | +36,9% |
26. | Porsche (22) | 4 578 | -7,7% |
27. | Citroen (27) | 4 377(3) | +15,1% |
28. | Honda (32) | 2 435 | +39,4% |
29. | FIAT (29) | 2 323(3) | +7,6% |
30. | Geely (26) | 2 234 | -50,1% |
31. | Jaguar (30) | 2 173 | +4,8% |
32. | Haval (-) | 1 894 | (-) |
33. | MINI (33) | 1 580 | +16,2% |
34. | Changan (41) | 1 411 | +161,3% |
35. | Cadillac (34) | 1 365 | +7,1% |
36. | Jeep (35) | 1 274 | +0,4% |
37. | Zotye (42) | 1 088 | +261,5% |
38. | Genesis (47) | 1 031 | +2 141,3% |
39. | smart (40) | 934 | +34,2 |
40. | DFM (36) | 913 | -20,7% |
41. | FAW (39) | 553 | -33,3% |
42. | Foton (46) | 462 | +660% |
43. | Brilliance (38) | 219 | -74,6% |
44. | SsangYong (37) | 123 | -89,2% |
45. | Isuzu (49) | 117 | +735,7% |
46. | HTM (-) | 99 | (-) |
47. | Chrysler (48) | 9 | -70,0% |
| Итого: | 1 171 444(6) | +12,4% |
| | | |
(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомашин российских марок |
(2) Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ) |
(3) С учетом легких коммерческих моделей |
(4) С учетом Amarok (852) и Caddy (1506) |
(5) C учетом ChevyNiva (31 212) |
(6) Без учета линии «малотиражных» марок |
I. Марка/место в рейтинге 2017 (2016) г. |
II. Число торговель (шт.) |
III. Динамика продаж (%) |
Похожее