Не необходимо думать, что проблема обнаружилась только в столице Татарстана. Новый регламент должен был вступить в силу уже с минувшего октября, его откладывали из-за коронавируса, но с апреля завели по всей стране. И по всей стране число соискателей сразу сократилось вдвое, а успешно сдают сейчас практический экзамен не более 20 процентов учеников. Что же в нем такого особенного, в этом новом регламенте?
На первоначальный взгляд, чего-то запредельного там нет. Ну подумаешь, отменили упражнения на площадке. Ничего страшного, заезд на стоянку, разворот, старт на подъеме можно и в городе оценить. Так-то оно так, да лишь габариты тех самых площадок существенно уменьшились. Скажем, раньше нужно было заехать в бокс размером 2,8 х 5,4 м (ширина машины плюс 1 м, длина машины плюс 1 м). Сейчас он усох до 2,5 м на 5 м. Карман для параллельной парковки с 8,8 х 2,8 м (две машины в длину, машина плюс 1 м в ширину) съежился до 7,5 м на 2,5 м. Раскататься в три приема необходимо было при ширине проезжей части 8,8 м, а теперь 7 метров. Между прочим, в документе, минувшем через Минюст, фигурирует «до 5 м», хотя милицейские, придумавшие эту новеллу, утверждают, что в нее вкралась опечатка – правильно, мол, 7 метров. Но зачем вообще было менять габариты для выполнения заданий?
А затем, чтобы сделать их почти невыполнимыми. Ведь совместно с размерами изменились и штрафные баллы, начисляемые за ошибки при сдаче практического экзамена. Теперь за любую промах при парковке или развороте ученик получает 3 балла, а главное, вдвое сократился «проходной балл» с прежде допустимых 8-ми до 4-х. Так что, если на 4,5-метровой легковушке не впишетесь в 7-метровую проезжую доля в три приема, считайте, можно готовиться к переэкзаменовке; еще 2 балла – и вы свободны. «А штрафной балл в «городе» можно поставить за такую незапятнанно субъективную погрешность, как «неправильно оценил дорожную ситуацию», – возмущается председатель правления Северо-Западной ассоциации автошкол «Содействие» А.Е. Семенов. – Или «подвигался без необходимости со слишком малой скоростью», или «несвоевременно подал сигнал указателя поворота» (что такое «своевременно» – нигде не прописано, в ПДД кушать только понятие «заблаговременно»), или «неуверенно пользовался органами управления транспортного средства, не обеспечивал плавность движения». Все это определяется экзаменатором на глаз и носит незапятнанно субъективный характер. Впоследствии эти ошибки никакими видеозаписями не опровергнуть».
Но гаишники на местах новый регламент повстречали с энтузиазмом. «Беда в том, что наши автошколы не учат ездить, а натаскивают на сдачу экзамена, – объяснил замначальника экзаменационного отдела ГИБДД по Казани Динар Зарипов. – Кандидат в водители попросту заучивал особенности конкретных маршрутов. А сейчас им приходится, как в реальной жизни, считывать разметку, знаки, моментально реагировать на изменение дорожной обстановки. А их этому не научили! Самая распространенная ошибка водителей – они не включают поворотник. Два раза не включил поворотник во пора экзамена – считай, не сдал. Вторая распространенная ошибка – неуверенное пользование системами управления: если машина заглохла, если ее дергает при переключении передач, за все это снимается по баллу. Положительное ужесточение коснулось ремня безопасности: не пристегнулся – не сдал».
Разумеется, бравые реформаторы, защищая свое детище, прикрываются необыкновенно благими намерениями – дескать, они за безопасность движения, за тщательную, доскональную подготовку будущих водителей. Ой ли? Зачем же тогда кандидату в мотоциклисты на скоростном маневрировании при экстренной остановке сейчас необходимо обязательно включить нейтральную передачу и поднять вверх левую руку? Любой опытный байкер ведает, что при экстренном торможении включение нейтрали крайне нежелательно, даже опасно. «Но гаишники прекрасно понимают, что выполнение собственно этого действия при скоростном маневрировании является камнем преткновения для большинства кандидатов в водители, – замечает Семенов, – так как во многом зависит от состояния мотоцикла».
Да ведь даже в теорию, какая несколько лет назад была кристально понятной для любого ученика автошколы, теперь внесено столько нововведений, что правила дорожного движения постепенно превратились в некую каббалу, смысл из которой ненавязчиво ускользает. Путаные, мглистые формулировки, противоречащие здравому смыслу определения, постоянные изменения – думаете, все это плод слабой подготовки тех, кто составлял правила? Эти майоры и капитаны попросту русский язык плохо в школе учили и теперь не могут мысль свою внятно донести? Нет, все гораздо хуже: в заключительные годы правила специально пишутся так, чтобы запутать водителя, поставить его в положение вечно неуверенного в своих правах, знаниях, эксперименте и логике.
Новый регламент явно рассчитан на выкачивание денег у соискателей водительских прав
И экзаменационные проблемы составляются с таким расчетом. Восемьсот вопросов теоретического экзамена разбиты на 40 билетов. Если совершаешь промах, получаешь 5 дополнительных. А чтобы не ошибаться, все вопросы необходимо просто вызубрить. Ибо изрядная часть из них никакой логике не поддается. Произнесём, в каких случаях допускается буксировка двухколесных мотоциклов? Правильно, если мотоцикл трехколесный! Или 8-й вопрос 14-го билета – о левом завороте на дорогу с односторонним движением. Да ведь опытный водитель никогда не будет поворачивать по такой траектории, как предписывают правила – это попросту опасно.
Так что безопасность на дорогах интересует полицейских начальников лишь постольку, поскольку позволяет пользоваться ею как аргументом в войне за повышение собственного дохода. Что будет, если до предела закрутить гайки при сдаче экзаменов? Иссякнет поток желающих получить права? Разумеется, нет. Просто лишенные права честно сдать экзамен понесут свои кровно заработанные тем самым начальникам – в конвертах, озираясь по сторонкам, прекрасно понимая, что уже стали преступниками. А мы потом будем с удивлением смотреть в теле-экран: подумать только, у полковника полиции изъяли столько-то биллионов! Откуда у него такие деньги?! Оттуда.