Пассажиры, чудом выкарабкавшиеся из воспламенившегося электромобиля, требуют компенсацию в $1,2 миллиона. Илон Маск платить отрекается!
Одно из узких мест бизнес-модели Tesla, по мнению ведущих автоэкспертов, рослые траты на гарантийное обслуживание автомобилей. На эти цели Илон Маск расходует в 3 раза больше, чем Ford и GM, и даже чуть больше, чем Daimler. Кроме того, утилитарны все выпущенные «Теслой» автомобили уже подпадали под отзывные кампании, а иные и не по одному разу. Изрядно намучились обладатели электромобилей Model X с задними дверьми типа «крылья чайки», открывающимися в поперечной плоскости. То и дело они неплотно и не с первого раза закрываются, а зачастую замок и вовсе не срабатывает. Случается, «болезнь» перекидывается и на передние двери: известен случай, когда водитель ехал несколько десятков километров, придерживая свою дверь дланью, поскольку не смог её закрыть.
В феврале нынешнего года в Китае произошел возвратный случай – пассажиры не смогли открыть задние двери Model X, из-за чего едва-едва не сгорели заживо. И вот теперь по прошествии двух месяцев владелица автомашины Ли Тада требует у автопроизводителя компенсацию в $1,2 млн – по ночам ей постоянно грезятся кошмары!
Напомним о деталях истории. Погожим февральским днем в левой полосе на одной из автомагистралей близ Гуанчжоу Ли Тада совместно с возлюбленным ехала в принадлежащем ей Model X. Пара сидела на заднем сиденье, машиной правил личный шофер девушки. По свидетельству Ли Тада, скорость была невысокой – возле 75 км/ч, однако по непонятным причинам водитель не справился с управлением и врезался в бетонный отбойник. Model X раскатало на 180 градусов, после чего в кроссовер врезался двигавшийся вслед «Форд». Шофер «Теслы» тут же покинул электромобиль, это же собирались сделать и Ли Тада с товарищем, однако двери не отрывались. В этот момент начали взрываться ячеи высоковольтной батареи и появился запах гари – влюбленных охватила паника. По счастью, они сумели выкарабкаться через передние двери, а уже через несколько секунд машина вспыхнула и целиком выгорела.
По сей день власти и «Тесла» ведут расследование инцидента, пытаясь выяснить вина аварии. Между тем, Ли Тада на днях опубликовала открытое письмо – она спрашивает от автопроизводителя компенсацию в 8 миллионов юаней, что по нынешнему курсу, устанавливаемому Общенародным банком Китая, составляет почти 1,2 миллиона долларов. Tesla официально отозвалась отказом, сообщив, в частности, что «автомобили с традиционным ДВС воспламеняются чаще, чем электромобили». Кроме того, в Tesla на целом серьезе считают, будто жизни пассажиров ничто не угрожало.
Как ни удивительно, формально автопроизводитель прав, ведь инженеры предусмотрели аварийный механизм открывания задних дверей. Чтобы воспользоваться им, пассажиры должны демонтировать доля дверной обшивки. Однако в той версии «Инструкции по эксплуатации», которая прилагалась к Model X, приобретённой Ли Тада, информации об этом не содержалось. Именно на это упирает Ли Тада, спрашивая компенсации. Кроме того, девушка уверяет, что каждую ночь ей грезится один и тот же сон – машина вспыхивает, а вот выбраться она не успевает. Пострадал и водитель: если веровать Ли Тада, он пролежал в больнице больше месяца. У самой девушки очутился сломан нос, а на нижнюю губу врачи наложили несколько швов.
«Китайский инцидент» — не первоначальный и не последний случай возгорания автомобилей «Тесла». Более того, не вечно пожар возникал из-за механических воздействий извне. Так, 31 марта в Йоркшире на парковке занялась Model S (следствие выяснило, что за два месяца до этого машина побывала в аварии), в январе в Норвегии ещё одна Model S воспламенилась во пора зарядки на зарядной станции.
Очевидно, что в преддверии запуска Model3, своей самой дешевой модели (стоимость от $35 тыс.), с которой компания в ближайшие годы должна выйти на каждогодний выпуск в объеме 500 тыс. шт., Илон Маск должен резко улучшить качество. В противном случае, компания попросту разорится на гарантийном ремонте. Кроме того, если Ли Тада добьется выплаты компенсации, это сделается весьма опасным прецедентом и может вызвать волну исков к Tesla.