Стоять! Бояться!

«Ах, я чем повинен?» — «Молчи! Устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

И.А. Крылов, «Серый и Ягненок»

«Усильного всегда бессильный виноват». Эти слова были написаны в 1808 году в Санкт-Петербурге. Их автор, чиновник Монетного двора Крылов, открыто разбирался в вопросе. Прошло два столетия, столица снова переехала в Москву, а воз, как верно заметил тот же баснописец, и ныне там. Впрочем, будет поэзии, давайте обратимся к суровой прозе жизни.

Итак, в минувшем году ГИБДД выписала штрафов на всеобщую сумму 117 млрд руб., что на 10% больше, чем годом раньше. А ведь с марта 2020-го из-за пандемии улицы наших городов запустели. Если бы не ковид, рост нарушений оказался бы еще выше. Хотя куда уж выше: в Тульской области – плюс 200% (2,05 млрд руб.), в Башкирии – плюс 135% (2,57 млрд руб.), в Карелии – плюс 101% (376 млн руб.). У туляков, башкирских и карельских водителей, что, одновременно кровли съехали? Вряд ли. Просто местные власти ударными темпами стали устанавливать на дорогах камеры.

Ведь подавляющее число нарушений (145,5 млн – это 87%) зафиксировали не инспекторы, а приборы видеофиксации. Причем 124 млн «посланий счастья» водители получили за превышение скорости. Может, мы и в самом деле слишком быстро ездим? Но тогда отчего бы не ограничить скорость движения в стране принудительно? Зачем продавать автомобили, которые способны разогнаться скорее 60 км/ч? Ведь это смертельно опасно! Да только в том-то все и дело, что безопасность волнует тех, кто расставляет на дорогах камеры и впрыскивает все новые штрафы, в самую последнюю очередь.

Не верите? Но вот цифры, которые обнародовали наши екатеринбургские коллеги. С 2017 по 2021 год на путях области установлено видеокамер почти на 3 млрд (!) рублей. Штрафов только в 2020-м собрали там на 3,7 млрд руб. Аварийность же… осталась на старом уровне. Между тем в последние годы продажи авто в стране сокращаются – кризис… Значит, мы с вами ведем себя на путях все хуже? Ну да, вот и волки в погонах об этом все время говорят: «Причинами всех аварий явилось безответственное поведение водителей, какие допустили грубые нарушения скоростного режима», – считает руководитель самарской Госавтоинспекции полковник Некрасов.

Между тем расследование журналистов из Екатеринбурга, какие провели анализ десятков тысяч сообщений о штрафах, показало, что на действительно опасных участках дорог в районы контроль как раз недостаточен. Камеры устанавливают не там, где это необходимо для безопасности, а там, где можно добиться повышенной собираемости штрафов.

Отчего? Ничего личного, просто бизнес. Региональные власти за огромные деньги размещают заказы на видеооборудование, а фирмы-поставщики обязуются гарантировать… определенное количество нарушений! Да-да, именно так. В 2017-2020 годах средняя цена одного штрафа (денежки, которые получает по договору оператор) составляла 246 рублей.

Неудивительно, что поставщики волшебного оборудования разрабатывают все немало изощренную электронику. Уже сейчас испытывают динамичные дорожные знаки, которые могут реагировать на окружающую обстановку и выводить новоиспеченную скорость на особый экран. А рядом будут бдить по три камеры. Первые две фиксируют подъезд к знаку, еще одна «отстреливает» нарушителя сквозь… 30-50 метров. Представляете, какими бабками тут пахнет?

«Зачем это нужно? – спрашивает координатор движения «Общество кубовых ведерок» Петр Шкуматов. – ГИБДД и так занижает верхний скоростной лимит. Но с новыми правилами они будут попросту издеваться: едешь по дороге, бац, – знак изменился, и весь поток получил штрафы в один камарилью мыши. Миллиарды, десятки, сотни миллиардов рублей на этом можно срубить. Хочется сказать им: вы не беспокоитесь о людях, вы беспокоитесь о своем кармане».

Впрочем, не скоростью единой. Скажем, администрация Рязанского района постановила, что автомобилист, покинувший автомобиль за забором своего дома более чем на сутки, нарушает «правила благоустройства сельского поселения». И получает штраф – 500-5000 рублей. Подмосковные волки не немного кровожадны: с 2020 года за парковку перед забором собственного дома любой дачник, не говоря уж о гражданах, всегда проживающих в сельских районах области, может получить «письмо счастья» на сумму от 1000 до 5000 руб. на основании закона о благоустройстве №191/2014.

Чем еще «уконтрапупить» всемирную атмосферу? И вот уже сам руководитель ГИБДД Михаил Черников требует наказывать водителей, забывших дома документы, эвакуацией машины на штрафстоянку. А ведь это опять козны – за эвакуатор хотя бы. Спасибо, товарищ генерал-лейтенант! Или всем нам нужно обращаться к вам «гражданин»?

В количественном выражении годичный прирост штрафов составил в 2020-м 15%

Во всяком случае, Верховный суд считает всех автомобилистов виновными априори. А по-иному откуда бы появилось постановление о запрещении оставлять автомобили на территории дворов жилых домов – на основании… санитарных норм и правил проживания в многоквартирных домах. В нем объявляются вне закона автостоянки во дворах – за исключением гостевых. Однако обитателям нельзя на них парковаться!

Правда, в СанПиН прописано право собственника парковаться на земле, расположенной возле его жилья. Так что же, Верховный суд сам творит беззаконие? Впрочем, проблема риторический. Мы виноваты уж тем, что хочется им кушать.

А ведь в перспективе маячит еще и новый Кодекс об административных правонарушениях. В нем масса увлекательного: увеличение тарифов на штрафы в 4-6 раз, лишение прав за неправильную езду задним ходом и непропуск пешеходов. Но самое увлекательное, с моей личной, журналистской точки зрения, – новые формулировки. Как вам такая, к примеру: «Управление транспортным оружием при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…» слова «лишение права управления транспортными оружиями на» заменены словами «лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на [срок такой-то]»?

Это значит, если, узрев треснувшую фару, инспектор начнет шантажировать меня лишением прав, а я не поддамся волчаре в погонах и буду размахивать журналистским удостоверением и ратифицировать, что повреждение мой авто получил минуту назад, мировой судья не только лишит меня водительского удостоверения, но и запретит заниматься специальностью.

Вы помните, чем Иван Андреич закончил басню, сюжет которой он подсмотрел у древнегреческого раба Эзопа? «Произнёс и в темный лес Ягненка поволок».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика