«Торгуйте свой дизель, пока это еще возможно». Под таким заголовком газета Die Welt опубликовала в начине марта в рубрике «Мнения» статью, вызвавшую в Германии немалый резонанс. Ее автор призвал немецких обладателей автомобилей с дизельными двигателями задуматься: а не настало ли время поскорее от них избавляться? Ведь «дизельный мыльный пузырь», по суждению журналиста, «через год-два лопнет с болезненными последствиями» для всех желающих реализовать соответствующие подержанные машины.
Столица автопрома Штутгарт запрещает въезд
Прямым поводом для такого прогноза и в целом для статьи стало нашумевшее решение, зачисленное 21 февраля правительством федеральной земли Баден-Вюртемберг, которое возглавляют представители партии «травяных». Оно постановило с 2018 года в те дни, когда в земельной столице Штутгарте концентрация взвешенных крупиц в воздухе будет превышать установленные нормы, запрещать въезд в город всем автомашинам с дизельными моторами, не отвечающими самому строгому экологическому стандарту Евро-6. Другими словами, всем дизелям, кроме самых современных.
Расположенный в низине среди холмов, Штутгарт особо мучается от загрязнения воздуха
Особую пикантность этому решению придает тот факт, что Штутгарт является своего рода автомобильной столицей Германии. Во всяком случае, тут находятся штаб-квартиры и головные заводы сразу двух знаменитых немецких автопроизводителей — Daimler и Porsche. И они, как все немецкие автостроители, до сих пор немалую доля выпускаемых легковых машин оснащали дизельными моторами. У Daimler 42 процента всех реализованных в 2016 году в Германии автомобилей были дизелями, а у BMW, к примеру, 65 процентов.
Удобопонятно, какую угрозу представляют для немецкого автопрома нарастающая дискуссия о вредности дизеля и пророчества скорого заката самой технологии. Дискуссия эта вспыхнула после того, как осенью 2015 года выяснилось, что Volkswagen оснастил по всему вселенной порядка 11 миллионов автомобилей специальным софтом, который целеустремленно занижал данные о вредных выбросах, поскольку никак иначе выполнить работающие экологические нормы автостроителю не удавалось.
К чему привел «дизельный дебош» Volkswagen
Разразившийся «дизельный скандал» не только кардинально подпортил имидж популярной технологии, почитавшейся до тех пор довольно экологичной (отсюда в ФРГ и налоговые льготы на дизельное топливо), но и изменил вектор дискуссии. Если ранее под огнем защитников окружающей среды оказывались главным образом бензиновые двигатели и выбрасываемый ими в атмосферу углекислый газ, угрожающий глобальному климату, то сейчас критики все больше внимания уделяют взвешенным частицам (PM). Они выделяются преимущественно дизельными двигателями и угрожают прямо человеку: проникая в легкие и оседая там, они вызывают приступы кашля и содействуют астме, раку, инсульту, инфаркту.
Выхлопы дизельного автомобиля особо опасны для здоровья из-за взвешенных крупиц
Согласно опросу, проведенному в начале февраля (т.е. до штутгартского решения) социологическим институтом Emnid по заказу экологической организации Greenpeace, 61 процент опрошенных обитателей Германии (66 процентов женщин и 55 процентов мужчин) одобряют запрещения на использование старых дизельных автомобилей с особо вредными выбросами в заселенных пунктах с неблагоприятной экологической обстановкой. Так что нет ничего удивительного в том, что примеру Штутгарта подумывают последовать, в частности, Берлин, Мюнхен (где, уместно, находится штаб-квартира BMW), Дюссельдорф и Кёльн (где расположен головной европейский завод корпорации Ford).
Немецкий автопром, природно, встревожен этой тенденцией и всячески пытается ей противостоять. Нельзя огульно очернять любые дизели, заявил 1 марта президент Союзы немецкой автомобильной промышленности (VDA) Маттиас Виссман (Matthias Wissmann), показав на то, что современные модели, отвечающие требованиям стандарта Евро-6, на 15-20 процентов превосходят бензиновые двигатели по таким показателям, как эффективность и выбросы углекислого газа. Да и проблема со взвешенными крупицами, заверил главный лоббист отрасли, у новых автомобилей решена.
Спрос сокращается, стоимости падают
«С технологической точки зрения у дизеля очень хорошее грядущей «, — убежден глава Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche). Потому он против административных запретов, которые считает экономически вредными. Беседуя 7 марта на Женевском автосалоне с журналистами, он подчеркнул, что торговли «Мерседесов» с дизельными моторами в Европе с осени 2015 года стабильно удерживаются на степени приблизительно в 50 процентов.
Однако новейшая статистика показывает, что на отечеству дизеля, в Германии, спрос все-таки начал снижаться. Если по итогам 2016 года часть автомобилей с дизельными двигателями в общем количестве новых легковых машин, зарегистрированных Федеральным автомобильным ведомством (KBA), составляла 45,9 процента, то в январе — 45,1 процента, а в феврале — 43,4 процента. В минувшем месяце объемы торговель по сравнению с февралем прошлого года снизились на 10,5 процента.
Пока малопонятно, окажется ли этот тренд долгосрочным. Но торговцы автомобилями уже реально встревожены. Исполнительный директор их общефедерального союзы Ансгар Клайн (Ansgar Klein) сообщил в конце февраля агентству dpa, что стоимости на дизельные автомобили «пошли вниз на 10-20 процентов». Указав на принятое в Штутгарте решение, он заявил, что «живые новости явно сказываются на рынке дизельных автомобилей».
Как новых, так и подержанных. Так что в одном автор статьи в Die Welt безотносительно прав: немецким держателям дизелей в любом случае следует задуматься о перспективах последующей торговли своих машин. Ну, а тем, кто, образно говоря, в Штутгарт ездить не собирается, пора, в свою очередность, начать мечтать о тех огромных скидках, которые будут предлагать на вторичном базаре в случае, если в больших городах Германии дело, действительно, дойдет до «бегства от дизеля».
Глядите также: