4 Февраля 2019, 15:31
Что сейчас? Сразу отметим, что формула расчета стоимости полиса не изменилась – пока не изменилась. Для физлиц и индивидуальных частных предпринимателей, обладателей автомобилей категории «В»/»ВЕ», она выглядит так:
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН
Синим отмечены составляющие формулы, изменившиеся с 9 января.
Первое и основополагающее изменение прикасается ставки устанавливаемого Центробанком базового тарифа, своеобразного фундамента всех последующих расчетов. Стоит отметить, что ранее с 2003-го ТБ менялась (то кушать, росла) лишь дважды, в 2014 и 2017 годах, а до этого периодическое увеличение стоимости полиса выходило за счет пересмотра повышающих коэффициентов. В 2014-м ТБ не просто увеличилась, но тогда же указанием ЦБ РФ №3384-У от 19 сентября был заведён коридор ставок базовых страховых тарифов, в рамках которого страховые компании могли уже варьировать свои ТБ. Могли, но не сделались. Пять лет назад страховые компании, ссылаясь на исключительно высокую убыточность по ОСАГО, просто взяли за основу максимально вероятное значение ТБ (2574 руб. для частных владельцев легковых автомобилей) и работали в этом едином режиме до 2017-го, когда коридор ТБ был пересмотрен в сторонку увеличения.
До 9 января 2019 г. вилка ТБ выглядела так: 3432 – 4118 руб. Вновь большинство страховых компаний брало за основу в расчетах стоимости полиса максимальное смысл ТБ, но появились и отклонения от этого правила. И понятно почему. Еще в декабре 2016 года в интервью телеканалу «Россия 24» глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что «в цельном ОСАГО – это не убыточный вид деятельности для страховых компаний, достаточно прибыльный…но ситуация очень разная по регионам». Убыточными на тот момент была треть из них. Существенная размеры, безусловно, повлиявшая на пересмотр границ коридора ТБ в 2019 г. Теперь вилка расширена на 20% вниз и на 20% наверх (2746 – 4942 руб.).
Заметно изменилась отныне и разница в стоимости полиса в зависимости от возраста и стажа. Прежде было четыре категории такого коэффициента (КВС). Пороговыми значениями для его снижения считался возраст 22 года и водительский стаж от 3 лет. Сейчас, вероятно, с учетом данных аварийности вводится 58 категорий (см. таблицу). Стоит обратить внимание вот на что: ранее тариф не мог быть меньше единицы при любом возрасте и стаже. По новым нормам у водителя старше 30 лет, имеющего стаж от 10 лет, КВС становится меньше колы и достигает 0,93 у водителей старше 59 лет со стажем от 3 лет при отсутствии аварий в этот период. Иными словами, многоопытным, аккуратным водителям полис в 2019 г. обойдется дешевле, чем более молодым. В то же время для водителей в возрасте 16-21 год КВС подрастает – с 1,8 до 1,87.
Наконец, также с 1,8 до 1,87 возрос КО для тех, кто оформляет полис на неограниченное число лиц, допущенных к управлению автомобилем.
Что же произошло с итоговым Т, стоимостью полиса? В минувшем декабре в интервью радиостанции «Комсомольская истина» директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния заявил: «По нашим оценкам, средний тариф сдвинется крайне ничтожно, в районе 1%. Но это средний показатель». Проанализированные нами данные из открытых источников показывают, что, по крайней мере в Москве, большинство страховых компаний не избрали самый жесткий вариант повышения базовой ставки тарифа, ограничившись ее увеличением примерно на 7-10%. Ничтожное число компаний даже выбрало ТБ ниже верхней планки, существовавшей до 9 января 2019 г. В итоге, в 2019 г. те самые многоопытные и аккуратные водители в столице приобретут полис ОСАГО по незначительно выросшей или даже сниженной цене.
Сходит, не так страшен черт, как его малюют? Повременим с выводами. Пока реализован лишь первый этап новой реформы ОСАГО, связанный с вступлением более гибкой тарификации. А на этапе внесения в Госдуму уже находится законопроект, предусматривающий «индивидуализацию» тарифов ОСАГО и порядочное расширение прав страховых компаний по введению собственных коэффициентов при расчете стоимости полиса. Говоря же о винах поэтапности осуществления реформы, г-н Габуния неоднократно подчеркивал: «Это делается для того, чтобы не допустить каких-то шоков». Не очутится ли 2019-й затишьем перед бурей на рынке ОСАГО?