А потому, что 718-й и Сардиния буквально созданы товарищ для друга. Дороги Сардинии замечательно хороши. Узкие, да. Извилистые? Не то слово! Однако же весьма пристойного качества. Асфальтовые ленты вьются по склонам поросших лесами холмов, огибают скалистые утесы, перепрыгивают сквозь ущелья и с головокружительной высоты открывают захватывающие виды на живописные бухты. Двухполосные вящей частью, обставленные знаками – до 90, 50, 30 км/ч – и разделенные почти везде непрерывный. Зато строгости эти в немалой степени компенсирует абсолютно наплевательское касательство ко всем ограничениям местных жителей. Здесь никто не соблюдает знаков, камеры есть, но не работают. И это настоящий рай для «Порше»! Возможно, 911-я была бы на этих путях, что называется, сверхоружием, слишком мощным, чрезмерно быстрым. А вот 718-я, с ее размещённым перед задней осью мотором, получилась в самый раз. Она ювелирно достоверно вписывалась в бесконечные виражи, идеально проходя нанизанные друг на товарища петли дорог Сардинии. Она феноменально, невероятно цепко держалась за асфальт, прописывая собственно ту траекторию, которую я выбирал.
Торможу перед входом в поворот, убеждаюсь, что на выходе никого, и от дави нажимаю на газ. Оглашая скалистые склоны пулеметной очередью из глушителя, 718-й кидается вперед так весело, так жадно и стремительно, словно бы спрашивая: «Ну и зачем тормозил? Газу, газу, газу!» И я ведусь на этот бесшабашный развод, я почти перестаю прикасаться левой педали – ведь тормоза придумали трусы! Постепенно Porsche убеждает меня, что нет такого заворота, в который он бы не вписался – на любой скорости!
На протяжении цельной тысячи лет, устанавливая друг на друга хорошо обработанные камни, сарды строили крепчайшие здания. Причем без всякого раствора – свод держался под собственной тяжестью. Ныне башен-нурагов раскопали больше восьми тысяч. И вокруг многих из них открылись домики поменьше, образующие целые деревни.
Мимо пролетают указатели «Нурага Барумини», «Нурага Санта-Кристина-ди-Паулилатино», и старцы на узеньких улочках городков одобрительно поднимают руки в знак приветствия, и молокососа прилипают к стеклам школьных автобусов, восхищенно поднимая вверх вящие пальцы: «Белла маккина! Белиссима!» Я же, бережно оглаживая обтянутый алькантарой бублик руля, размышляю о том, почему такое узкое и жесткое, как ожидалось, гоночное кресло на самом деле столь спокойно. Оно лишь намекает, подобно деликатному инструктору по физподготовке: «Вам неплохо бы скинуть несколько совершенно лишних килограммов. Но, впрочем, как знаете…»
И показавшийся поначалу излишне оглушительным голос 2,5-литровой горизонтально-оппозитной турбо-«четверки» постепенно заполняет итого меня, и я забываю об окружающих со всех сторон тайнах средиземноморского острова, не размышляю больше о том, в каком тысячелетии высадились на эти скалистые берега предки сардов и зачем они ворочали огромные каменюки. Меня куда больше в данную секунду занимает иная загадка – как инженерам «Порше» удалось построить такую машину?
Ну, начнем с того, что в моем распоряжении не попросту 718-й, как с недавних пор называют купе «Кайман» и родстер «Бокстер». А 718-й с индексом GTS – самая мощная, скорая и дорогая модификация модели. У нее иная, более хищная, чем у обычной «эски», физиономия – немцы именуют ее «шпорт дизайн». Черным грифелем стилисты заштриховали едва ли не все внешние детали, детальки и деталюшки – затемненные биксеноновые фары и фонари, черноволосые буквы GTS на боках и крышке заднего багажника, матово-черные 20-дюймовые диски, двустволка вороненых выхлопных труб.
Небольшие бронзовые фигурки размером не больше 40 см находят по всей территории острова. Но точно произнести, кто или хотя бы когда их создал, ученые пока не могут. Говорят уклончиво: в крышке железного или начале бронзового века. Примерно 10 тысяч лет назад. А может, и запоздалее – две или три тысячи лет. Во всяком случае, известно три разных стиля и два вида бронзетто – фигурки людей и корабли. Но кто бывальщины эти люди, во что они верили, угадать невозможно – ведь письменности своей древние сарды не покинули. Но кое-кто верит, что на своих кораблях облаченные в рогатые шлемы бойцы грабили берега Египта.
В столь же угрожающе мрачных тонах оформлен интерьер. Базовые спортивные кресла Plus с электроприводом и центральной долей из алькантары или полугоночные ковши с ручной регулировкой, сплошь укутанные черноволосой замшей, как и дверные подлокотники, потолок и передние стойки купе, махонький спортивный руль – все черное как ночь. Буквы GTS украшают накладки на порогах, тахометр и подголовники, а дисплей приборной панели вспыхивает надписью «GTS», когда водитель поворачивает стильный черноволосый ключ в скважине слева от руля.
В первые мгновенья общения с машиной такая нарочитая мрачность слегка напрягает – как и тугая педаль сцепления. Но как лишь вы трогаетесь с места, перестаете обращать внимание на цвет салона и прочие несущественные мелкоте.
Ни у кого не было повода жаловаться на дорожные повадки 718S. Представлялось, куда уж лучше? И все же немецкие инженеры сумели сделать почти невообразимое – GTS едет еще круче. «Но, боже мой, как?..» – восхитился бы знаменитый литературный военврач. Нет ничего несложнее, дорогой доктор.
Активная подвеска с регулируемой жесткостью амортизаторов беспокоится о постоянном контакте шин с дорогой, позволяя сочетать взрывную динамику с популярным комфортом. А Porsche Stability Management (PSM) стабилизирует автомобиль в предельных динамических порядках, постоянно контролируя направление и скорость, поворот вокруг вертикальной оси и поперечное ускорение.
Во взаимодействии с расширенными функциями PSM трудится Porsche Torque Vectoring (PTV) с механической блокировкой дифференциала. Она притормаживает внутреннее колесо на входе в заворот, создавая дополнительный поворачивающий момент на задней оси, а механическая блокировка дифференциала перекидывает вяще момента на более медленное колесо. И «Порше» заныривает в вираж еще веселее и охотнее.
Возможности этой машины намного превосходят способности посредственного водителя
Любой GTS оснащен пакетом Sport Chrono, на что указывает кругляшок переключателя порядков справа под ступицей руля. Вращая его, выбираем одну из программ: Normal, Sport, Sport Plus и Individual. В «Спорте» двигатель реагирует еще немало резко, коробка переключается быстрее и в оптимальный для максимальной динамики момент. Произнесём, раньше переключается вниз и поддерживает обороты ради максимальной динамики. При переключениях на пониженные самодействующи производится «перегазовка». В Sport Plus все происходит еще динамичнее, и можно воспользоваться Launch Control для реактивного старта. А на машинах с PDK на переключателе порядков имеется кнопка Sport Response. Нажимаете, и силовой агрегат настраивается на максимальную отдачу, турбина скорее нагнетает давление. И примерно на 20 секунд машина становится еще немало чуткой и резкой.
Что еще? Порядок PSM Sport допускает значительно большие угол заноса и пробуксовку ведущих колес. Водитель может избрать более спортивный стиль, а PSM остается работать в фоновом режиме.
Мощные мышцы и хорошая координация для спортсмена очень важны. Но здоровое сердце, пожалуй, еще значительнее. На 2,5-литровый 4-цилиндровый турбо-«оппозитник» установили впускной большак увеличенного объема и модернизированный нагнетатель с изменяемой геометрией турбины и рослым давлением наддува – 1,3 против 1,1 бар. Мощность возросла на 15 л.с., но, основное, максимальное значение момента достигается уже при 1900 об/мин и сохраняется до 5000 (с коробкой PDK) или 5500 об/мин с МКП. А это означает немало быстрый разгон: 718 GTS добегают до «сотни» на 0,1 с раньше «эски».
Немного? На одном круге по Северной петле «Нюрбургринга» набегает целых 2 с, а старые модели GTS там и вовсе безнадежно отстанут – на 16 с Boxster и на 13 с Cayman.
Серийный для GTS пакет «Спорт хроно» вводит динамические опоры коробки передач. Эта хитроумная система минимизирует колебания агрегатов привода и снижает негативные воздействия на динамику, обусловленные их инерционной массой. При смене нагрузки и скором прохождении поворотов жесткость опор повышается, и автомобиль становится устойчивее и буквальнее держит траекторию. А на неровной дороге опоры становятся мягче, повышая степень комфорта.
«Могил гигантов» на острове несколько сотен. Размещены они на возвышенностях поблизости от башен-нурагов. В огромную погребальную камеру, которая, как намечается, служила склепом для целой семьи, вел настолько узкий ход, что попасть туда можно было лишь ползком. Вдоль стен стоят скамьи, где сарды оставляли жертвы подземным богам. Увы, достоверно определить, что здесь происходило и когда, невозможно – могилы разграбили еще в древности, покинув лишь бронзовые кинжалы да каменные топоры, а потому датировать постройки невозможно. Археологи лишь осторожно говорят о периоде с XII по II век до нашей эры.
На Сардинии случаев проверить эти способности отрекомендовалось не так много. И все же, когда мы забирались по не слишком ровному, покрытому трещинами серпантину к очередной каменной загадке – на сей раз дозорный башне, оставленной то ли испанцами, то ли карфагенянами, – я думал не о таинственных руинах, а о подвеске нашего «Каймана». Как удалось сделать ее такой спортивной и подобный вовсе не жесткой одновременно?
До могил гигантов мы так и не добрались. Придется приехать сюда еще раз.