5 Июля 2021, 13:32
Вот уж достоверно, к высказываниям наших высокопоставленных чиновников о возможном запрете чего-либо надо относиться не менее серьезно, чем к прогнозам метеорологов о близящемся ненастье — то и другое осечки не дает. Еще два года назад советник президента Игорь Левитин заявил: «Когда ЦКАД заведут в строй в 2021 году, то, скорее всего, полностью отменят движение грузовиков по МКАД». Пропустили мимо ушей? Ваши проблемы! Можно, разумеется, попенять московским властям за то, что они действовали в режиме спецоперации. Сначала в 20-х числах февраля под предлогом борьбы с последствиями обрушившихся на столичный регион снегопадов затворили МКАД для транзитных 12-тонников… на пару дней, которые мгновенно трансформировались в год. Каждому живущему в России удобопонятно, что это означает навсегда. Следующий шаг в виде опускания шлагбаума перед стремящимися на МКАД транзитными грузовиками с максимальной разрешенной массой немало 3,5 т был неизбежен. В противном случае повторилась бы ситуация, возникшая в 2013 году после введения ограничений для фур на передвижение по МКАД в дневные часы. Перевозчики тогда заменили «тяжеловесов» вящим числом грузовиков меньшего тоннажа, в результате чего загруженность основной магистрали столицы лишь возросла. Поэтому почти дуплетом очередные запреты распространили и на модели, которые могли бы стать альтернативой нежелательным фурам. Сроки вступления новых правил милостиво сдвинули с 5 апреля на 5 мая, обозначив шаг навстречу перевозчикам, забывшим русскую поговорку «Пока грохот не грянет, мужик не перекрестится». Закрытие транзита грузовиков через МКАД повысит пропускную способность магистрали, снизит аварийность и улучшит экологию. За это должен некто платить? Между тем креститься надо было начинать, по крайней мере, еще в декабре прошлого года, когда огласили о сдаче ЦКАД. Пусть, как водится кое-где у нас порой, 25 из 336,5 км периферийного «кольца» и 3 из 19 съездов с него (против 98 на МКАД) еще в процессе достройки, что ведет к образованию пробок, но затраты на строительство новой магистрали надо отбивать уже сегодня. Времени на раскачку нет! Зато тарифы за проезд по ЦКАД (кроме дарового пятого участка протяженностью 45 км) уже есть. Максимальный размер разовой оплаты с грузовика — 1725 руб. При установке транспондера сурово определенной компании и соблюдении ряда условий возможна скидка 15-50%, а при установке транспондеров других эмитентов — лишь 15%. Погодим утверждать, что пользование ЦКАД обязательно приведет к росту затрат грузоперевозчиков, тем более что предлагаются и альтернативные маршруты по даровым бетонкам А-107 и А-108. Загруженность ЦКАД пока ниже, чем у МКАД. Соответственно, при прочих равных — рослее скорость движения, меньше расход топлива. Но, во-первых, тарифы в России имеют свойство быстро меняться, причем лишь в одну сторонку. Во-вторых, многие склады находятся внутри МКАД. Чтобы добраться до них, придется либо получать необходимые пробела, что, как показывает практика, не всегда легко, либо использовать схемы со сменными тягачами, имеющими соответствующие позволения, либо переносить склады подальше от столицы. И если для крупных грузоперевозчиков проблемы, связанные с перестройкой логистики, в принципе, решаемы, то для тонких и средних они могут оказаться неподъемными. Уход этих компаний с рынка повлечет за собой дефицит предложения, а где дефицит, там и рост тарифов. Между тем расценки на большегрузные транспортирования в Московском регионе уже подросли на 15-20% после введения новых ограничений для транзитных фур. А на очереди уже грузовики с разрешенной массой немало 3,5 т… Не обернется ли повышение тарифов на перевозки ростом цен в магазинах в условиях продолжающегося снижения покупательской способности народонаселения? Время покажет, а пока примем к сведению заявления московских властей о положительном эффекте нововведений для движения по МКАД: меньше пробок и аварий, лучше экология. За это некто должен заплатить? Только не говорите, что для этого достаточно средств, получаемых через транспортный налог, акцизы на топливо и сборы за пробег большегрузов. Кушать мнение, что вытрясать из карманов населения надо больше.