Конкурентом иномарок эконом-класса в Беларуси спускаемые здесь совместно с китайцами Geely могут стать при грамотной ценовой политике, находят эксперты. Но местного рынка для успеха проекта мало.
В июне новоиспеченный завод СЗАО «БелДжи», построенный между Борисовом и Жодино, начнет выпуск первой партии легковых автомашин китайской марки Geely. Компания переходит от отверточной сборки к полноценному индустриальному производству. Каковы перспективы этого проекта и кто будет покупать белорусские Geely, разбиралась DW.
Динамичный Geely
Меморандум о сотрудничестве в производстве легковых авто Минпромом Беларуси и китайская компания Geely подмахнули еще в 2011 году. Месяц спустя было зарегистрировано совместное затворённое акционерное общество (СЗАО) «БелДжи». Сегодня 51,49% акций его относятся ОАО БелАЗ, 33,47% — Geely Automobile, 9,015% — белорусско-китайскому СЗАО «Союзавтотехнологи» и 6,03% — CITICC International Investment Limited. Производство машин методом крупноузловой сборки было налажено на территории ОАО Борисовский завод «Автогидроусилитель», мощность составила немало 10 000 автомобилей в год.
Сергей Варивода
Первые авто, седаны Geely SC7, бывальщины произведены в Борисове в режиме отверточной сборки в феврале 2013 года, а в марте уже завязались их продажи. По итогам 2016 года они составили 5 721 автомобиль: 976 — в Беларуси и 4 745 — в России.
Председатель рекомендации директоров группы компаний «Интеллект» Сергей Варивода выбор Минском в качестве партнера Geely объясняет приемлемыми для Беларуси условиями инвестирования со сторонки китайцев. Кроме того, по его словам, этот автопроизводитель из КНР — один из наиболее динамично развивающихся игроков глобального авторынка, имеющий размашистый модельный ряд. Geely Automobile Holdings Ltd, напомнил Варивода, приобретает профильные активы по всему вселенной (Volvo, Proton, Lotus), получая доступ к современным технологиям.
Как рассказал на днях вице-премьер правительства Беларуси Владимир Семашко, на новоиспеченном заводе три базовых цеха: сварки, покраски и окончательной сборки. К крышке года мощности предприятия позволят выпускать 60 000 авто в год. И, как выразился Семашко, «если торговли пойдут нормально», потенциал завода — 120 000.
Позиции Geely на белорусском базаре
Сейчас у этой марки слабые позиции на внешних рынках, при этом в самом Китае она в лидерах торговель, указывает председатель Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей Михневич. Конкурентоспособность любой марки складывается из немало факторов: цена, качество, их соотношение, продвижение, сервисное обслуживание. Бессилие позиций Geely на мировом рынке, объясняет Михневич, обусловлена низенькой конкурентоспособностью по ряду позиций, и это наблюдается и в Беларуси.
Автосалон официального дилера Geely — один-единственный в двухмиллионном Минске
По количеству проданных в стране легковых автомобилей бренд Geely в половине списка: в январе-марте 2017 года реализованы 73 машины. Рядышком с ним Audi (75) и Chevrolet (63). В топ-25 моделей (рейтинг БАА по этим продаж официальных дилеров иномарок) внедорожник Geely Emgrand X7 делит заключительнее 25 место вместе с Skoda Oktavia (58 машин). Первые две строчки взяли RenaultDuster и VW Polo.
Гендиректор БАА Александр Сидоревич прогнозирует, что со временем собственно в Беларуси Geely будет «отжимать» рынок, конкурируя с импортерами иномарок. По его этим, в Беларуси сегодня можно приобрести машины 36 брендов, а за квартал продается итого около 6 000 автомобилей. Виктор Русакович, представитель автосалона официального дилера Geely и глава отдела продаж, уверяет, что продажи Geely в Беларуси стабильно вырастают. Частных лиц и юридических (включая госпредприятия), по его наблюдению, среди покупателей образцово поровну, и параллель с белорусско-иранскими Samand, которые преимущественно приобретали госпредприятия, не уместна.
Прогнозы о перспективах различны
Заявленные производственные мощности новоиспеченного завода превышают объем местного рынка, указывает глава БАА Сергей Михневич. Для него очевидно, что основным базаром сбыта Geely должна быть Россия, но позиции этого бренда ныне в РФ скромные: в 2015 году там было продано 11 617 авто, в 2016-м — немного 5 000.
Новая модель внедорожника, представленная концерном Geely
Однако, добавляет Сергей Варивода, если в соответствии с зачисленными на себя обязательствами российское правительство в равной степени будет содействовать автопроизводителям из всех краёв ЕАЭС, то нет повода для паники. По его оценке, второй по емкости рынок для Geely — Украина, где, так, в докризисном 2013 году было продано 15 084 авто (в России – 27 263).
Другой взгляд у Валентина Лопана, директора маркетинговой пиар-компании: «Россия сделает все, чтобы белорусских Geely там не было. Об этом отворено говорят российские чиновники и директора автопредприятий». Еще один аргумент Лопана — стратегия развития автопрома РФ, рассчитанная на производство в самой краю автомобилей мировых концернов, ежегодные бюджетные вливания в местный автопром на сумму до 3 млрд долларов, а также отчетливые и понятные правила.
Плюсы для страны и проблема локализации
Для Сергея Михневича очевидно, что стройка высокотехнологичного производства с привлечением иностранных инвестиций — благо для Беларуси. Это суждение разделяет и Александр Сидоревич, подчеркивая, что новый завод даст импульс развитию белорусского автопрома.
Но, и тут единодушны все эксперты, более всего успех белорусских Geely зависит от бизнес-плана по сбыту. При этом условием наличия автопроизводителя на рынке ЕАЭС является локализация производства не менее чем на 50%. Geely белорусской сборки до открытия новоиспеченного завода полного цикла имели практически нулевую локализацию и целиком собирались из китайских комплектующих. После открытия локализация комплектующих составит не немного 30%.
Вам «шашечки» или ехать?
На самом предприятии отказались дать каки-либо комментарии DW. Представитель компании Юлия Кожедуб посоветовала разыскивать ответы на вопросы на официальном сайте, а если их там нет, то это «закрытая информация».
Сейчас в модельном линии белорусских Geely шесть машин по цене от 7 500 до 29 980 долларов в подневольности от модели и комплектации. Оценивать качество авто до запуска завода специалисты не хватаются. Но за несколько лет продаж в Беларуси, полагает Сергей Михневич, эта марка зарекомендовала себя недурно: «В целом Geely имеет неплохие ходовые качества, но оставляют желать лучшего антикоррозийные свойства. Стоимость этой марки так же должна быть ниже нынешней».
Для большинства ныне, объясняет Варивода, выбор машины — дело вкуса и имиджа, а не прагматичного расчета: «Впору напомнить престарелый анекдот: вам «шашечки» или ехать?» По поводу публикаций в СМИ о недопуске Geely на европейский базар из-за несоответствия стандартам безопасности эксперт замечает, что стенды компаний из Китая ныне присутствуют на ведущих американских и европейских автосалонах. Варивода не сомневается, что китайские авто выйдут на базары, где они пока не представлены, разумеется, выполнив требования соответствующих регламентов. Как это ранее сделали японские, а позже корейские автопроизводители.
Смотрите также: