Восьмого апреля 1947 года первые полосы всех всемирных изданий вышли в траурной окантовке. Накануне в своём поместье в Дирборне, что в предместье Детройта, штат Мичиган, удалился из жизни единственный и неповторимый, знаменитый и суперуспешный автомобильный промышленник Генри Форд. Детройтская газета известила кратко — сегодня умер отец автомобиля. И это отнюдь не преувеличение. Если бы не этот долговязый амбициозный выдумщик, автомашина сегодня если и был бы, то был бы совершенно другим.
Прячьте от него игрушки!
Ford Motor Company — одна из тех планет, какие вращаются не вокруг коллектива единомышленников, а вокруг одного человека. Ныне такое едва ли возможно, но сто лет назад именно несгибаемая и целеустремленная личность выстроила целую империю со своими правилами и кодексами. Личность родилась летом 1863 года в Мичигане, в небольшом городишке, в семейству выходцев из Ирландии. Здорово поднявшись на лесозаготовках, Уильям Форд мог гарантировать семью и восьмерых всем необходимым, хватало даже на дорогие механические игрушки.
К ним старший сын Уильяма чувствовал маниакальную тягу. Генри разбирал их до винтика, чтобы узнать, как же оно там трудится, чем вызывал негодование остальных братьев и сестер. Когда Генри подрос, от него впору было запрятывать часы, но в этом деле юноша был асом. Он разбирал и собирал самые сложные механизмы скорее, чем мы перезагружаем компьютеры, но настоящий интерес к серьезной технике у юноши обнаружился только впечатляющей встречи с самодвижущимся паровым автомобилем. Он понял, что натуральная его страсть — это транспортное средство.
Эдисон, квадроцикл и звездная болезнь
Четко наметив житейские горизонты, пятнадцатилетний Форд бросает школу и уезжает в Детройт. Это был лишь начинающий развиваться промышленный и деловой центр, а Генри решил, что с его талантами и амбициями он непременно реализует себя. Реализовал, но не так быстро, как ему хотелось. Пришлось поработать за копейки в вагоносборочном предприятии, запоздалее — в мастерской по ремонту гидравлического оборудования, но поворотным моментом в его карьере была труд в компании гениального Эдисона, правда, в качестве смотрителя линий. Но параллельно Форд трудился над конструкцией собственного двигателя внутреннего сгорания и строил свой первоначальный автомобиль в угольном сарае, переоборудованном в мастерскую. Когда мотор заработал, пришагало время устанавливать его на шасси, которое он сам и сконструировал.
Первая машина была выстроена в 1896 году и изобретательный Генри с женой и сыном вояжировал улочками Детройта, изумляя публику и распугивая ездовых лошадей. Двигатель мог выдавать четыре лошадиные силы и разгонял квадроцикл до 30 км/ч. О самодвижущемся экипаже Форда узнал его начальство и пригласил как-то на званый ужин, где присутствовал Томас Эдисон собственной персоной. Гениальный изобретатель и Форд длинно обсуждали конструкцию самодвижущейся коляски, в итоге Эдисон очень лестно отозвался об идее массового внедрения бензиновых двигателей и росло оценил работу Генри. Форд воспринял его слова слишком вблизи к сердцу и, слегка переоценив свои силы, пытался работать в Детройтской автомобильной компании на посту гендиректора, но его пыл скоро остудили неудачи, вызванные неумелым менеджментом.
Вскоре его попросили с поста, поскольку интерес автогонками и постройкой спортивных моделей не состыковывалось с понятиями инвесторов об автомобильном бизнесе. Препираться с ирландцем — бесполезно, это поняли уже многие инвесторы и один за другим отказывали Форду в финансировании его проектов. Однако благодаря угольному магнату Малколмсону и во многом с подачи самого Томаса Эдисона, Генри Форду удалось скопить нужную сумму, чтобы открыть собственное предприятие, Ford Motor Company.
Первоначальный в мире Форд, шанс на удачу
Рисковать Генри не мог, не имел права. В случае краха можно было бы забыть о карьере автопроизводителя навсегда, поскольку слава у начинающего промышленника была не слишком пушистой. Как бы там ни было, первая модель, Ford А, была готова к выпуску летом 1903 года. Её собирала дюжина наемных слесарей в арендованном ангаре. Это был простейший двухместный отворённый автомобильчик с двухцилиндровым мотором мощностью четыре лошади. Поначалу сборочный цех трудился только на склад, но уже в середине июля Форд получил первый заказ. До крышки 1903 года компании удалось продать больше 200 автомашин и это был явный успех. Чувствуя, что дела идут в гору, Форд наращивает штат сотрудников до 150 человек и уже за первые 18 месяцев существования Ford Motor Company было реализовано 1800 машин.
Собственно, таких компаний в Америке того поре были десятки, но Форд сумел не соблазниться выпуском дорогущих автомашин, на которых можно было быстро разбогатеть. Он продолжал разрабатывать концепцию максимально недорогого, надёжного и долговечного, простого в ремонте и неприхотливого в повседневной жизни. Собственно эта концепция и её воплощение сделало компанию Форда особенной. Именно подобный подход позволил уже в 1906 году сделать Ford Motor Company крупнейшим автопроизводителем в США, причём стоимость дебютной модели со спартанским оснащением, Ford N, была всего 500 долларов. Тяни тираж, а это почти девять тысяч машин, раскупили мгновенно. Концепция сработала. Необходимо было просто её поддерживать.
Жестянка Лиззи, которая покорила мир
Не стоит переоценивать роль модели N. Она была итого лишь примитивным и дешёвым транспортным средством. Вся инженерная команда Форда ринулась поправлять конструктивные косяки, каких было предостаточно — двухместный салон, слабая рама, слабенький мотор и жёсткий ход. Но за такие денежки публика прощала недостатки модели. Следующий автомобиль, по убеждению Форда, должен был целиком укрепить лидерство компании на рынке не только ценой, но и качеством. Под таким девизом на свет показалась та самая тэшка, знаменитый Ford Т, Жестянка Лиззи, как любовно именовали её американцы.
Да, в автомобиле не был реализован революционный дизайн и технологические инновации, но конструкция машины была продумана до микроскопических мелочей.
Четырехцилиндровый мотор с двадцатью мочами, пятиместный салон, пневмоколеса, рама из ванадиевого сплава и цена в 850 долларов. Это и кушать прототип идеального бюджетного автомобиля, актуального во все времена.
Весь модельный ряд нынешнего концерна, конечно, не придерживается, да и не должен придерживаться концепции самого доступного автомашины «по Генри Форду», зато в арсенале фирмы появились практически все колёсные транспортные оружия — автобусы и грузовики, микроавтобусы и минивэны, внедорожники и лимузины, компактные сити-кары и огромные пикапы. Но основное, что доказала черная, как деготь, Жестянка Лиззи, что голубой овал однозначно обещает качество и миллионный пробег.
Изящный, почти премиальный и весьма стильный седан появился в России сразу после презентации в Детройте 2012 года. По сути, это была одна из первых попыток концерна унифицировать свои модели, а буквальнее — не создавать для каждого отдельного рынка отдельную модель, что упростило бы ремонт и сервис, а также поставки качественных запчастей. Мондео строился американским подразделением компании и для американского рынока. Результат же порадовал публику по всему миру и это притом, что европейский и американский седаны заключительного поколения очень незначительно отличаются друг от друга.
Цены 2016 года на Ford Mondeo начинаются от 1,4 млн рублей за комплектацию с бензиновым 149-сильным мотором и самодействующей трансмиссией. Кстати, все Мондео последнего поколения идут с 6-ступенчатой АКПП. Самый дорогостоящий Ford Mondeo с турбированным бензиновым двухлитровым мотором стоит у официального дилера в Москве 2 040 000 рублей. Мощность топового седана — 240 коней. Кроме кузова седан автосалоны в России предлагают лифтбек и универсал.
Летом прошедшего года официальное представительство Форд в РФ презентовало новую Фиесту в кузове седан, наверное, пойдя по пути Фольксвагена с его Поло. Цена на автомобиль продиктована рослым уровнем локализации сборки в России и самый недорогой Ford Fiesta в кузове седан можно приобрести уже за начальных 630 000 рублей. За эти деньги доступен 1,6-литровый мотор в чете с механической коробкой передач. На нашем рынке представлены ещё два варианта 1,6-литрового мотора с мощностью 105 и 120 сил. Самый дорогостоящий седан с двухдисковым сцеплением и коробкой передач Power Shift, с целым набором средств комфорта в салоне и на литых 15-дюймовых дисках станет покупателю в 999 000 рублей и это одно из лучших предложений на рынке бюджетных машин. Открытая реинкарнация Форда модели Т.
Фактически тот же комплект двигателей и коробок предлагается для Ford Fiesta в кузове хэтчбек российской сборки. Стоимости на пятидверный автомобиль начинаются от 720 000 рублей, а самый дорогой хэтч с мотором мощностью 120 сил будет стоить не немного 960 000 рублей. Фиесты собирают на заводе группы Соллерс в Татарстане, собственно поэтому цены на линейку компактных машин достаточно тёплые. Фиеста прошла адаптацию к условиям РФ, спокойно переваривает 92-й бензин, ей увеличили клиренс и перенастроили подвеску. Кроме того, внесли изменение в электрооборудование и установили АКБ повышенной ёмкости. В салоне введён полный электропакет, тёплые сиденья спереди, электрические стеклоподъемники по сфере как опция и кондиционер.
Фордовский седан третьего поколения, живой для российского рынка, стал в своё время бестселлером и до сих пор удерживает довольно солидный процент небогатых покупателей, которые ценят качество и комфорт. Автомашина представлен в четырёх комплектациях, а кроме этого, каждую из них можно оборудовать пакетом опций. Самый недорогой Ford Focus в кузове седан станет без учёта акций в 989 000 рублей. На этом автомобиле будет введён 1,6-литровый бензиновый мотор мощностью 105 сил и пятиступенчатая механика. Самый дорогостоящий Фокус в комплектации Титаниум доступен по цене от 1,3 млн, однако при жажде автомобиль можно доукомплектовать некоторыми дополнительными системами.
Ford Focus (Форд Фокус) Универсал
Третье поколение Ford Focus Универсал собирается во Всеволожске, а это значит, что машина не будет чересчур требовательна ни к достатку хозяина, ни к качеству топлива. Багажник универсала покойно вмещает 480 литров багажа, а со сложенными спинками заднего дивана он запросто может конкурировать с небольшими фурами — объем груза может вырасти до 1800 литров. Все универсалы не выделяются по техническим характеристикам от седанов, за исключением расхода топлива. 125-сильный универсал будет упрашивать около 7 литров в среднем режиме эксплуатации. Цена на автомобиль у официальныхдиоеров — от 990 000 до 1 220 000 рублей.
Появление в России третьего поколения популярного хэтча потребовало серьёзный ажиотаж. Автомобиль изменился серьёзно внешне, а технические характеристики и ходовую доля инженеры подкорректировали под российские условия эксплуатации. На автомобиль Всеволожского производства устанавливаются 1,6-литровые моторы мощностью от 85 до 150 сил. Собственно, как и возложено базовой модели семейство Фокус, он имеет массу комплектаций и можно приобрести минимальный хэтч за 834 тысячи рублей, а за 1 200 000 тысяч дилеры предложат топовый пятидверный автомашина с бензиновым мотором мощностью 150 сил и автоматической КПП.
Это одинешенек из немногих автомобилей, которые похожи на американские джипы, продающийся в России. Пятое поколение без видных изменений стояло на конвейере концерна добрых пять лет, пока в 2015 году руководство не решилось на модернизацию. Кроссовер получил новоиспеченную решётку радиатора, новую головную оптику, откорректированные задние фонари и спойлер. Типический большой представительный кроссовер с мощным мотором, высоким статусом по умолчанию и соответственнее ценой. Дилеры предлагают Ford Explorer последнего поколения в рестайлинговой версии по стоимости от 2,9 млн за штуку. В РФ все комплектации имеют бензиновый 3,5-литровый мотор мощностью 249 сил, кроме топового паркетника. Ему возложен 345-сильный наддувный двигатель и максимально богатаякомплектация. Привод у всех Эксплойреров лишь полный, а цена топовой версии не ниже 3 654 000 рублей.
Среднеразмерный кроссовер с клиренсом 197 мм — это открытый городской житель. В Штатах продаётся под именем Эскейп. По сравнению с первым поколением 2011 года автомашина изменился незначительно, но габариты несколько подросли, что позволило сделать просторнее салон и поместительнее багажник. Теперь он может запросто вместить 442 литра клади, не заставляя разбирать спинки. Паркетник может продаваться как с полным, так и с передним приводом, а стоимости начинаются от 1,5 млн рублей. За эти деньги предложат купить переднеприводный автомашина с 2,5-литровым 150-сильным мотором и АКПП. Топовый кроссовер опустошит бюджет на 2 050 000 рублей, но это будет автомашина с турбированным 182-сильным мотором, подключаемым полным приводом и шестиступенчатым машиной.
Стильный и недорогой кроссовер, ориентированный на деятельную молодую аудиторию. Несмотря на скромную начальную цену в 969 тысяч, автомашина оснащён 122-сильным мотором и хорошим оборудованием. В салоне в базе уже введён кондиционер и большинство систем безопасности, включая ABS и ESP. Более запакованный Ford EcoSport в комплектации Титаниум Плюс за 1,3 млн порадует мощным 140-сильным мотором, целым приводом, а для любителей изучить внедорожный стиль езды в этой комплектации предложили ещё и механическую КПП на 5 ступеней. Адаптивное рулевое, манёвренность, крмпактные размеры и достаточная мощность позволят получать наслаждение от кроссовера как в городе, так и на просёлке.
Третье поколение пятидверного минивэна дебютировало в 2015 году. Это совсем другой автомобиль, даже отдаленно ненапоминающий тот семейный автобус, какой вышел в 95-м. Инженеры сделали огромный шаг в сторону комфорта и безопасности, вылито, эра семейных минивэнов продолжается. Салон автомобиля полностью перекроен и он отвечает самым рослым стандартам безопасности — установлены системы обнаружения пешеходов, система удержания полосы, интеллектуальное ограничение скорости, введены мультиконтурные кресла с массой регулировок. Новый Ford Galaxy доступен в автосалонах дилеров от 1,3 млн рублей с 2-литровым дизелем и 2 и 2,3-литровым бензиновыми моторами.
Ford S-MAX (Форд Эс-Макс) Минивэн
Компактный семейный автомашина класса L. Актуальную на сегодня версию показали в Париже в 2014 году. Сурово консервативная модель и его дизайн изменили ровно настолько, чтобы привязать к всеобщей корпоративной стилистике. Кроме внешних изменений, автомобиль получил усиленную шумоизоляцию, гораздо меньший степень вибраций, перенастроенную подвеску и рулевое управление. Среди двигателей, какие селят под капоты минивэна, появился новичок — 1,5-литровый 120-сильный турбодизель. С ним конкурируют бензиновые моторы 1,0 л/150 л.с. и 1,5 л/180 л.с., а кроме этих моторов покинули и пару дизелей мощностью 140 и 163 силы. Цена Ford S-MAX в России начинается от 900 000 рублей.
Видео: Генри Форд. История успеха
Генри Форд во многом был прав, учитывая собственно то, что выгодно публике, поэтому масса моделей с овалом на решетке сделались действительно знаменитыми по обе стороны океана. Автомобили Форд — это и коммерческий Транзит, и полицейский Кроун Виктория, и мускул-кар Мустанг, и культовый пикап F-150, и грузовики Карго. Компания и дальней следует даже в самых экстремальных моделях линии отца нынешнего автомобиля, единственное, что смогло откорректировать время, так это цвет машин марки Форд. Они могут быть уже не лишь чёрными.