Ведущие автопроизводители вселенной ускоренными темпами наращивают инвестиции в производство электромобилей: всего за год они практически удвоились. В то же время капиталовложения в модернизацию и расширение производства автомашин с традиционными двигателями внутреннего сгорания (ДВС) быстро сокращаются.
Итог года: 8,4 миллиарда евро и 26 проектов
К такому выводу пришагали эксперты немецкого отделения британской консалтинговой компании Ernst & Young (EY) в исследовании, опубликованном 3 июня во Франкфурте-на-Майне. Они проанализировали опубликованные эти 16 крупнейших немецких, японских, французских, американских и южнокорейских автомобильных компаний. Китайские автостроители из-за недоступности необходимой статистики не учитывались.
Китайские компании по производству электромобилей в изысканье EY не учитывались
Согласно исследованию, в 2018 году автостроители трех континентов объявили по всему миру о начине 118 инвестиционных проектов в традиционном автостроении на общую сумму в 22,4 млрд евро. Это на 16 процентов меньше, чем годом ранее.
В то же время капиталовложения в создание новых и расширение действующих мощностей по выпуску электромобилей фактически удвоились: они вытянулись на 97 процентов до 8,4 млрд евро и были направлены на 26 проектов. В эту сумму не включены оружия на научные исследования и конструкторские разработки.
Для сравнения: в 2015 и 2016 годах, по данным EY, инвестиции в выпуск автомашин на электрической тяге составляли всего по 1 млрд евро, причем речь шла тогда соответственно о 2 и 3 проектах.
Немецкий автопром — основной инвестор, Китай — главный получатель
Активнее всех в 2015-2018 годах в развитие электромобильности вкладывался немецкий автопром. Он выделил за четыре года 11,065 млрд евро на 29 проектов. На втором пункте с большим отрывом идут французские автопроизводители (1,275 млрд), затем японские (862 млн), южнокорейские (848 млн) и американские (632 млн).
Зарядные станции для электромобилей в Китае
Однако основным получателем инвестиций стала не Германия, а Китай. Политическое руководство КНР еще несколько лет назад взяло курс на форсированное внедрение электромобилей и сейчас деятельно стимулирует их выпуск и продажи внутри страны. Так что значительная часть капиталовложений немецкого автопрома идет в Китай. Среди пяти крупнейших инвестиционных проектов прошедшего года — начало строительства новых китайских заводов компаний BMW и Daimler, которые будут выпускать автомашины как с ДВС, так и на электрической тяге.
В Китае 16 западных и азиатских автокомпаний вложили в развитие производства электромобилей в 2015-2018 годах в всеобщей сложности 6,130 млрд евро. В Германию были направлены инвестиции на 4,370 млрд евро, затем шагают Франция (1,610 млрд), США (1,111 млрд) и Индия (848 млн). Получателями существенно более скромных сумм сделались также, согласно исследованию, Италия, Словакия, Таиланд, Польша, Япония, Швеция, Бельгия, Великобритания.
Американские корпорации начинают наверстывать пропущенное
Таким образом, к производству электромобилей и компонентов к ним подключились уже не менее полутора десятка стран, но мировыми серединами по их выпуску становятся Китай и Германия, а также Франция, потеснившая США. Действительно, отмечается в сообщении EY для прессы, в заключительные годы в Америке мало инвестировали в электромобильность: авторы исследования зафиксировали лишь 8 проектов.
В отличие от компании Tesla, гиганты американского автопрома отошли в области электромобильности
Однако, пишет далее EY, в 2019 году ситуация в США начинает меняться. Так, Ford огласил, что вложит в пересчете 900 млн евро в реконструкцию автозавода в штате Мичиган, чтобы начать там выпуск электромобилей. General Motors в том же штате Мичиган потратит 270 млн евро для налаживания черты по производству автомобилей на электрической тяге.
Авторы исследования компании Ernst & Young предупреждают, что быстрое наращивание инвестиций в электромобильность при одновременном сокращении капиталовложений в прочие проекты сделается в мировом автомобилестроении доминирующим трендом ближайших лет.
Эксперты EY предупреждают: грядут пертурбации
«Многие производители устанавливают сейчас все на одну карту. Они направляют миллиардные суммы на развитие и расширение производства электромобилей и усиленно экономят на иных направлениях», — отмечает соавтор исследования Константин Галь (Constantin M. Gall), возглавляющий в немецком EY отдел автомашин и транспорта.
Тем самым, полагает эксперт, они «заключают весьма смелое и дорогостоящее пари: они делают ставку на скорый и мощный рост продаж электромобилей, несмотря на такие по-прежнему сохраняющиеся проблемы, как недостаточно развитая инфраструктура для подзарядки, весьма высокие розничные цены и низкая норма прибыли».
Налаживание массового производства электромобилей обойдется автостроителям в кратко- и среднесрочной перспективе в огромные суммы и снизит их прибыльность, уверен эксперт по автомобильному базару EY и другой автор исследования Петер Фус (Peter Fuß). Поэтому, считает он, в Европе и Америке компании будут влечься выпускать на имеющихся мощностях автомобили как с электромоторами, так и с ДВС, тогда как заводы для выпуска только электромобилей будут строить преимущественно в Китае.
В любом случае, «автомобильной индустрии следует настроиться на тощие годы», подчеркивает он и предупреждает: «Мы еще увидим крупномасштабные реструктуризации и меры по сокращению издержек вплоть до закрытия цельных заводов».
Конкретных прогнозов авторы исследования не дают, но можно предположить, что грядущие пертурбации в отрасли затронут и российский автопром. Собственно, частичное сворачивание корпорацией Ford производства в Европе и, в частности, закрытие заводов в России является долей набирающего силу процесса. Тем более, что лидеры американского автопрома отстали в области электромобильности и сейчас должны наверстывать пропущенное.
Да и недавнее предложение Fiat Chrysler объединиться с Renault во многом продиктовано желанием приобщиться к уже довольно состоятельному опыту этой компании в деле выпуска электромобилей. С этой точки зрения, контролируемый французским концерном российский завод АвтоВАЗ представляется не весьма привлекательным и перспективным активом.
_____________
Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram | WhatsApp
Глядите также: