Кандидатка на пост президента Франции заявила о жёстком намерении вернуть в край автомобильные заводы, использовав методы главного республиканца США.
Пример Дональда Трампа заразителен. Два года назад, в самом начине избирательной кампании, будущий президент США активно критиковал Ford и General Motors за стройка заводов в Мексике. Напомним, что с 1993 года, когда Канада, США и Мексика образовали Североамериканскую пояс свободной торговли NAFTA (аналог нашего «Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана»), производители автомашин и запчастей стали потихоньку «линять» в самое южное государство NAFTA. В самом деле, по состоянию на 2015–2016 годы степень оплаты труда на мексиканских и «штатовских» заводах отличался примерно в 9,5 раз. При этом организованные в Мексике машины безо всякой пошлины идут на продажу в США.
Увлекательно, что поначалу в Ford и GM совершенно не реагировали на угрозы Трампа ввести налог 35% на организованные с целью реализации в США машины, однако, после оглашения результатов выборов, «переменили пластинку»: Ford на днях отказался от строительства завода на территории полуденного соседа, Chrysler спешно сообщил о планах по созданию дополнительных 2000 пролетариев мест на своих заводах в США. Трамп, поняв, что кнут действует безотказно, начинов прессовать зарубежных производителей, начав с Toyota.
Новая цель избрана неспроста: в 2016 году Toyota разделила второе место с Ford в войне за долю рынка США. GM остался лидером, оставив за собой 17,3% реализованных автомобилей, Ford и Toyota набрали по 14,5 и 14,0% соответственно, а Chrysler уверенно сомкнул «четвёрку» с показателем 12,6%.
Само собой, европейские политики, которые тоже пора от времени обязуются «возродить экономический подъём», но, как правило, не знают, как это сделать, взяли на вооружение метод Трампа. На днях с соответственным заявлением на телеканале France 2 отметилась Марин Ле Пен, кандидат на пост президента Франции и лидер крайней правой партии «Национальный фронт», занявшаяа прошедших президентских выборах в 2012 году третье место. Г-жа Ле Пен заявила о приверженности «экономическому патриотизму и благоразумному протекционизму». Когда же речь дошла до Трампа, кандидатка во французские президенты известила, что те меры, которые собирается внедрять главный республиканец Америки, она предлагает уже несколько лет!
Между тем, если у Трампа ещё и кушать шансы развалить NAFTA, преодолев сопротивление Конгресса, то у Марин Ле Пен, сделайся она президентом, шансов в разы меньше, ведь у неё нет фактически никаких рычагов, хоть начинай сбор подписей за FrExit! Увлекательно, что во Франции – самая низкая среди развитых экономик Старого Света плотность автомобильных производств. С одной сторонки, здесь почти нет «иномарочных» заводов, исключая небольшой конвейер Toyota в Валенсьене, где изготавливают лишь Yaris, и крохотное предприятие в окрестностях Страсбурга, где располагается убыточный «гараж» VW по выпуску Bugatti. С иной, оба французских автомобильных концерна пустили разветвленные корни на континенте.
Так, на отечеству у Renault имеется 6 заводов, в Испании – 4, в Словении – 1. Румынский завод не в счёт, тут выпускают только Dacia. У PSA Peugeot-Citroёn во Франции 5 предприятий, в Испании – 2, в Португалии, Чехии, Италии, Словакии – по 1.
Увлекательно, что популярность Трампа среди политиков Франции высока, по крайней мере, ещё двое кандидатов – на сей раз «левые» Арно Монтбур и Жан-Люк Меланшон тоже разыгрывают «карту Трампа». Они заявили, что целиком поддерживают его давление на Ford и GM. Франсуа Фийон, главный конкурент Марин Ле Пен, тоже глядит в сторону Трампа, хотя и не говорит об этом напрямую. В начале декабря в одном из интервью он заявил, что как лишь станет президентом, поднимет вопрос о продаже 20-процентного пакета акций Renault, относящегося государству. Причина – всё та же, строительство заводов за пределами страны.