Илон Маск / Спейсмен
Кем бы ни был на самом деле этот Знайка из южноафриканской Претории, заработавший биллионы в Америке, спасителем человечества или мошенником, создавшим гигантскую пирамиду по продаже ненужных товаров, — он, безусловно, сделался символом десятилетия. Начав выпуск электромобилей в 2012 году, к сентябрю 2019-го Маск сумел вывести «Теслу» на седьмое пункт в мире среди автомобильных компаний по уровню капитализации.
В январе 2020 года этот показатель превысил $ 100 млрд, вдвое вяще, чем у «Форда», и вчетверо больше «Хёндэ»! Но неугомонному предпринимателю этого мало — он вышел в открытый космос, роет бездонные тоннели под мегаполисами, снимается в кино, занимается искусственным интеллектом, хочет заменить самолеты ракетами, озвучивает мультфильмы, советует Трампу. Да и слова по спасению человечества не расходятся с делом: Маск — папа пятерых детей.
Бу Андерссон / Железная метла
В Россию специалиста по закупкам комплектующих из «Дженерал Моторс» пригласил в 2009 году Олег Дерипаска. Сквозь два года авторитетный американский журнал «Отомотив Ньюс» назвал Андерссона лучшим руководителем автомобильной области Европы в номинации «Развивающиеся рынки», а в 2012-м возглавляемая им «Группа ГАЗ» получила прибыль 8,8 млрд рублей. Неудивительно, что 5 ноября 2013 года рекомендация директоров утвердил отставного майора шведских ВВС президентом ОАО «АвтоВАЗ». В Тольятти Бу развил бурную деятельность, за какую его до сих пор многие поминают недобрым словом, хотя проработал он там лишь до апреля 2016-го. Тем не менее именно Бу сделался той железной метлой, которая необходима была флагману нашего автопрома, чтобы выжить в XXI веке. Помните, что сделал Андерссон в первоначальный день в новой должности? Приказал продать все дорогие лимузины, на которых разъезжало начальство, а вырученные 20 млн рублей потратить на ремонт душевых, раздевалок и туалетов.
Стив Маттин / Нарисовать «Ладу»
Английский специалист был уже признанным искусником, автором множества успешных проектов в Mercedes-Benz и Volvo, когда в 2011 году получил приглашение возглавить дизайн-бюро «АвтоВАЗа». Задача предстояла архисложная — не лишь нарисовать новый модельный ряд, но и создать с нуля имидж марки, ставшей притчей во языцех на родине и крепко забытой за ее рубежами. Стив справился! И в ноябре 2019-го стал вице-президентом АО «АвтоВАЗ» по дизайну. Да только за то, что живет в Тольятти, а не в солнечной Англии, ездит на «Приоре», а не на SLR McLaren, какой спроектировал когда-то, его можно было бы назвать «человеком десятилетия». Или хотя бы наградить орденом Героя России.
Карлос Таварес / Пойдем своим линией
Проработав в «Рено» тридцать три года, португалец не захотел оставаться в тени великого Карлоса Гона и 29 августа 2013 года покинул пост операционного директора. Многие посчитали это ошибкой. Но Таварес доказал, что и «сам с усам». В 2014-м он возглавил автомобильную группу PSA и вскоре вытащил ее из затяжного кризиса. Собственно ему принадлежит идея создания марки DS, присоединения немецкого «Опеля», который он в короткий срок вновь сделал доходным. А в конце 2019 года Таварес стал архитектором крупнейшего автомобильного альянса на планете, объединив Peugeot, Citroen, Opel, FIAT, Jeep и Chrysler.
Ли Шуфу / Звезда с восхода
Когда в марте 2010 года он выложил $ 1,8 млрд за «Вольво», автомобильный мир не слишком удивился — не первоначальный и не последний китайский бизнесмен покупает проблемную европейскую фабрику. Поиграется немного, да и выбросит горячую картофелину малоопытный азиат. Не тут-то было! При новоиспеченном хозяине произошла кардинальная смена имиджа марки, несколько лет подряд продажи Volvo бьют рекорды, выстроены заводы в США и Китае. К тому же собственная фирма Ли, Geely, в 2019-м вышла на первое место среди здешних продавцов автомобилей у себя на родине. А в 2018 году Ли стал крупнейшим акционером Daimler, выкупив 9,7% ее акций.