В Германии завязался судебный процесс по делу о «дизельном скандале» в автоконцерне Volkswagen. Экс-главы компании на скамье подсудимых (пока) нет. Детали — у DW.
Спустя шесть лет после «дизельного скандала», разгоревшегося вокруг крупнейшего в Европе автостроителя — немецкого концерна Volkswagen — в аграрном суде в Брауншвейге 16 сентября 2021 года начался судебный процесс. Ранее он несколько раз откладывался из-за пандемии коронавируса.
На скамье подсудимых 4 человека. Они, по суждению прокурора, в конечном итоге виновны в установке на нескольких миллионах автомобилей, проданных во всем мире, программного обеспечения, позволяющего манипулировать тестами на соответствие двигателей экологическим стандартам, Все четверо — бывшие, а также по-прежнему трудящиеся в концерне топ-менеджеры и инженеры. Их обвиняют в коммерческом мошенничестве, совершенном по предварительному сговору.
Основной, пятый винимый по этому делу — бывший руководитель концерна VW Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn) в этом процессе не участвует из-за проблем со здоровьем. После нескольких операций на ляжке 74-летний обвиняемый пока не в состоянии предстать перед судом, сообщает информационное агентство Reuters. Потому в отношении экс-шефа VW Винтеркорна будет проведен отдельный судебный процесс.
Из-за чего возник «дизельный дебош»
Шесть лет назад, 18 сентября 2015 года, американское Агентство по защите окружающей среды США (EPA) устремило письмо в адрес американского подразделения Volkswagen. В нем было указано, что существуют расхождения между показателями степени выхлопных газов во время проведения тестов дизельных автомобилей VW в США и при их обычной эксплуатации. Агентство обвинило немецкого автогиганта в нарушении государственных экологических стандартов и огласило о начале расследования в отношении VW.
Бывший глава VW Мартин Винтеркорн
Спустя несколько дней после того, сделалось известно, что расследование в отношении немецкой компании в США может грозить уголовным преследованием, несколько топ-менеджеров признали нарушения, совершенные автоконцерном. Как выяснилось, на немало чем 9 миллионах автомобилей Volkswagen, Audi, Seat, Skoda с дизельными двигателями, допущенными к эксплуатации в Европе и США, в этап с 2006 по 2015 год было установлено программное обеспечение, позволявшее обойти экологические стандарты. Речь шла о программе, предусматривающей включение системы контроля за выхлопами на целую мощность только во время проверки машины. При этом система отключалась при обычной эксплуатации автомобиля, когда содержание нездоровых веществ в выхлопах гораздо выше. В результате, по данным EPA, выброс вредных веществ автомобилей превышал введённую норму почти в 40 раз.
Чего ожидают от процесса по «дизельгейту»
Автомобильный эксперт, директор Дуйсбургского исследовательского института CAR Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer) заявил DW, что в середине нынешнего судебного процесса окажется расследование в отношении Винтеркорна, который, как надеется эксперт, «скоро предстанет перед судом». Всех пятерых подсудимых прокуратура винит в том, что они знали о манипуляциях. Но кроме обвинений в коммерческом мошенничестве, совершенном по предварительному сговору, речь идет также о противозаконной рекламе и уклонении от уплаты налогов. Только по первому обвинению подсудимым может грозить до 10 лет лишения независимости.
Фердинанд Дуденхёффер, директор Дуйсбургского исследовательского института CAR
Они, в свою очередь, не признают вины, подчеркивая, что передавали всю информацию вышестоящему начальству и не тащат ответственность за совершенное преступление, либо же вообще ничего не знали о манипуляциях. Чего, по мнению Дуденхёффера, не может произнести в свое оправдание бывший глава концерна Винтеркорн. «Маловероятно, что тот, кто находится на самом верху, абсолютно ничего не ведал». Особенно это касается Мартина Винтеркорна, «который сам техник и знает каждую гайку».
Штефан Братцель (Stefan Bratzel), директор самостоятельного исследовательского института CAM при Высшей школе экономики в Бергиш-Гладбахе в разговоре в DW подчеркивает, что был бы сильно удивлен, если бы выяснилось, что экс-глава автоконцерна ничего не ведал о манипуляциях. У Винтеркорна была цель — обогнать конкурента, японского автопроизводителя Toyota. «Он хотел найти решение, чтобы противопоставить что-то моделям Toyota с гибридным двигателем . Потому я не могу себе представить, что он не спрашивал у своих сотрудников, как они это сделали», — говорит Братцель. Он надеется, что судебный процесс по делу о «дизельном дебоше» покажет, что виноваты не только менеджеры среднего звена, но и те, «кто несет основную ответственность, и они должны быть наказаны за причиненный ущерб».
Какова роль экс-шефа VW Винтеркорна
После того, как сделался известен масштаб манипуляций, Мартин Винтеркорн ушел в отставку со своего поста. Винтеркорн сам попросил приметливый совет концерна освободить его от занимаемой должности. Глава VW объяснил, что как руководитель предприятия он берет на себя ответственность за вскрывшиеся нарушения: «Я мастерю это в интересах концерна, хотя и не считаю, что делал что-то неправильно». Его адвокат Феликс Дёрр (Felix Dörr) заявляет, что экс-шеф VW не ведал заранее об установке на некоторые модели автомобилей запрещенного программного обеспечения.
Штефан Братцель, директор самостоятельного исследовательского института CAM при Высшей школе экономики в Бергиш-Гладбахе
Дизельный скандал уже обошелся автомобильному концерну VW в 32 биллиона евро. Большая часть из них была выплачена Соединенным Штатам в качестве штрафов или компенсации за причиненный ущерб. Кроме того, с исками против компании адресовались и тысячи обманутых клиентов. В апреле 2020 года концерн сообщил о заключении мирового соглашения с 235 тысячами автовладельцев в Германии, в рамках какого им будут выплачены компенсации на общую сумму 750 млн евро.
Кто заплатит VW за причиненный ущерб
В июне 2021 года после внутреннего расследования, проведенного концерном VW, Винтеркорна обязали выплатить 11,2 млн долларов в качестве компенсации за причиненный компании ущерб. Кроме того, уже почти год проходит судебный процесс в аграрном суде Мюнхена. На скамье подсудимых — бывший шеф Audi, дочернего предприятия VW, Руперт Штадлер (Rupert Stadler), а также три топ-менеджера предприятия. У компании Audi, как ратифицируют немецкие СМИ, ссылаясь на данные следствия, была особая роль — именно там разрабатывалась программа манипуляций этими о вредных выбросах, которую потом тайно устанавливали на миллионах дизельных автомобилей марок, принадлежащих концерну Volkswagen: VW, Audi и Porsche.
Мюнхенская прокуратура винит 55-летнего Штадлера и еще одного действующего топ-менеджера концерна в том, что уже после того, как факт манипуляций стал популярен, компания продолжала торговать на европейском рынке автомобилями, в которых был встроен нелегальный софт. Сам Штадлер все обвинения в собственный адрес отрицает. От Штадлера, как и от Винтеркорна, автопроизводитель требует компенсацию за причиненный ущерб.
Смотрите также: