21 Июня 2019, 12:00
Эрл Харли (Earl Harley),
стилист и вице-президент GM по дизайну (1893–1969 гг). Еще «Мистэрл» – так до выхода в 1959 г. на пенсию его призывали подчиненные
Члены комиссии, возглавляемой, кстати, будущим президентом США Гувером, были поражены художественным степенью европейской мебели, посуды, декорировки жилых интерьеров, кузовов Isotta-Fraschini, Hispano-Suiza Bugatti, Delage…
Во многом благодаря этой поездке два года спустя на фирме General Motors организуется первая в вселенной служба промышленного автодизайна – студия Art&Color. В ней сын лос-анджелесского кузовщика из Earl Automobile Works and Don Lee Coach&Body Works Харли Эрл выстроил перспективу и выковал бессрочную стратегию и тактику развития автомобильной промышленности США. Но первой его работой, как сказали бы сейчас, стал… контрафакт. Рафинированная наружность Hispano-Suiza послужила клоном для ширпотреба – маленького Cadillac модели LaSalle.
Эта идея пришагала вовсе не Эрлу, а двум братьям из многочисленной семьи кузовщиков Фишер, которая строила кузова для серийной продукции GM. Одинешенек из семи братьев – Фред – плейбой и участник многих светских тусовок, был потрясен изысканностью и утонченностью манера кабриолета от английского ателье Hooper, принадлежащего его знакомому актеру Карлайлу Блэквеллу (Carlyle Blackwell). Эрла не пришлось длинно уговаривать.
Он привык в своем ателье выполнять любые прихоти «золотой молодежи» Голливуда, а еще он боготворил манера Hispano-Suiza, и впоследствии ее радиатор долгие годы провисел на стене в его кабинете. При создании LaSalle некоторые кузовные детали оригинала, так, крылья, по его указанию обмазывались пластилином, и поверхность корректировалась в основном «в плюс»… От этого LaSalle получился несколько массивнее, чем оригинальная «Hisso». Машина стала бестселлером, а Эрл, получив прозвище «Мистэрл», три десятилетия отвечал за стиль GM.
За это время он создал свою империю. В ней впервые в вселенной будущий автомобиль будет сначала вылепливаться в натуральный размер из пластилина, что позволит избежать многих просчетов и промахов. Появилась и мощная команда стилистов и скульпторов, которые, переходя на другие фирмы, подобно пчелам разносили «пыльцу» его эксперимента, его дела.
Вскоре подобные службы организуются на Chrysler и Ford. LaSalle же не уставал поражать низеньким и необычным «летящим» силуэтом, а также элегантностью, свойственной в то время дорогим европейским автомобилям. Эрл на манер классического джазмена исполнил свое прочтение темы с той лишь разницей, что она была не музыкальной, а пластической. Тогда он вряд ли осознавал, что сделался отцом метода стилизации в автомобильном дизайне. Позже это назовут «стайлингом», который поделит мировой автомобильный дизайн на американскую и европейскую школы.
Но оказалось, что руководство отделом на GM сильно отличается от работы в Голливуде, в собственном ателье, и года три Эрл утилитарны не вылезал из проблем. Его просто не понимали конструкторы и компоновщики, а некоторые технологи открыто заявляли, что без него было лучше… Ведь неужели можно отштамповать такое переднее крыло, у которого так сильно развиты боковины, а его передняя кромка утилитарны закрывает колесо и подвеску? «Нужно», – говорил Эрл. А перемещать двигатель вперед и отказываться от традиционной плоской радиаторной решетки и столь милой сердцу мещанина пробки? «Нужно», – говорил Эрл. К 1933 году его взгляды победили, и, естественно, не только благодаря упорству и принципиальности.
К этому поре в A&C уже работало около 50-ти его единомышленников, да и просто талантливых людей: лепщиков и, конечно же, стилистов, в поисках которых Эрл несколько раз посещал Европу. Наконец, в 1934 модельном году лицо марок Cadillac и LaSalle изменился наиболее существенно. Прежде всего, автомобили стали ниже. Это заслуга собственно Эрла. Именно он был самым неистовым проповедником идеи снижения высоты кузова, именно он для привлечения внимания руководства фирмы организовал настоящее шоу в конференц-зале GM, где по его сценарию была разрезана и переварена стандартная рама. В результате высота автомобиля убавилась на целых 75 мм! Рама стала именоваться «низкой» и быстро завоевала признание у стилистов. Так была создана философия стайлинга, какая поставила художественное начало во главу угла массовой автомобильной архитектуры. Отныне достоинства той или иной конфигурации станут измеряться степенью коммерческого успеха, а стиль на десятилетия вытеснит целесообразность автомобиля на второстепенные позиции. StatusArt!