Наверняка многие не раз бывальщины в Италии и видели все те знаменитые на весь мир достопримечательности. Я расскажу о не менее интересных местах, а также о любопытных особенностях этой изумительной страны, где мне в этот раз посчастливилось побывать благодаря моему «американскому другу», получившему в Италии «вид на жительство».
Моего «американского товарища» в Италии уже давно все считают «своим» — ведь 5 лет назад его с радостью приняла под свой патронаж семейство Аньелли. Известные итальянские предприниматели не просто обожают автомобили, в 2014 году они стали владельцами автоконцерна FCA (Fiat Chrysler Auto), сделав ставку на легендарную марку Jeep. И как вы уже догадались, моего престарелого друга зовут «Джип», полное имя — «Джип Гранд Чероки». Он с нетерпением ждал меня в аэропорту Венеции.
Мой летний отпуск не планировался заблаговременно, и, несмотря на то, что мы прилетели всей семьей, с детьми, я не бронировал отели загодя — ведь с автомобилем получаешь максимальную степень независимости в своих планах и перемещениях и можешь построить маршрут как угодно. У нас было два базовых повода сорваться из наскучившей Москвы: приглашение на новоселье от друзей, построивших дом в местечке Форте-дей-Марми и, пользуясь случаем, показать детям грандиозные монументы Средневековья и Древнеримской эпохи, а наездившись вдоволь да насмотревшись красот, в конце концов залипнуть на пляже какого-либо итальянского курорта перед возвращением на мятежную родину.
• ВЕНЕЦИЯ • ВЕРОНА • ФОРТЕ-ДЕЙ-МАРМИ • ЧИНКВЕ-ТЕРРЕ • ФЛОРЕНЦИЯ • МОНТЕФЬОРАЛЛЕ • СИЕНА • СИЛЬВИ-МАРИНА • ПЕККИНГ • ОБЕРАММЕРГАУ • ШВАНГАУ • САН-МАРИНО • РИМ •
Наш петляющий по Италии S-образный маршрут из Венеции до Рима предварительно составил 1200 км. Но так как нам еще предстояло махнуть в Баварию, сделаться свидетелями свадебного торжества еще одних наших друзей и вернуться на юг Италии (обратный вылет был намечен из Рима), «эска» нашего линии, как значок доллара, перечеркнулась двумя вертикальными полосками — 900 км туда и 900 обратно, итого итого — 3000 км. Но разве это проблема, когда у тебя такой быстрый, комфортабельный и вместительный вседорожник?!
К выбору автомашины для нашего путешествия я подошел очень серьезно. Важно было, чтобы пять человек чувствовали себя по-настоящему комфортно в безостановочных поездках по 5-6 часов. Немало того, в багажнике обязательно должны уместиться три больших чемодана и дорожная сумка. И еще важный момент — «имиджевый», ведь мы собирались нагрянуть в Форте-дей-Марми, где накрепко обосновалась целая община соотечественников, сплошь далеко не бедных людей, и «Гранд Чероки» в этом резоне идеально соответствует и достойно выглядит среди других престижных автомобилей, несмотря на архаичный дизайн с притязанием на титул «классического», который только подчеркивает брутальность экстерьера.
От давнего «родства» с концерном Daimler AG «Гранд Чероки» получил отличную платформу от Mercedes ML — несущий кузов и независимые подвески спереди и сзади, что положительно сказалось на поведении машины на асфальте. Валкость и наклоны в поворотах — незначительны, хотя подвеска очень мягкая, причем настолько, что заставляет забыть обо всех колдобинах и позволяет уверенно и беспечно «топить», словно на воздушной подушке. Вне асфальта и путей «Гранд» по-прежнему король: отличная геометрическая проходимость, внушительный клиренс — 218 мм, мощный и тяговитый с самых низов турбодизель и три внедорожных порядка системы Selec-Terrain — «снег», «грязь/песок» и «камни» — вдобавок к «автоматическому» и «спортивному».
Итак, мы в Венеции. Особенный и уж весьма романтичный шарм этого красивейшего города на воде делает обязательной нашу прогулку по узким переулочкам и мосточкам, их связывающим, а также часовой заплыв на гондоле по каналам Венеции под рассказы и песни голосистого гондольера. Посидеть с фужером просекко или чашечкой эспрессо в легендарном кафе «Флориан» на площади Сан-Марко, где под открытым небом местные музыканты играют джаз, забежать во Дворец Дожей, отстояв очередь, а в конце дня, вернувшись обратно на крышу многоярусной парковки и заплатив 23 евро, кинуть сверху прощальный взгляд на красные крыши и на белый гигантский многоярусный круизный лайнер, сюрреалистично проплывающий над этими кровлями.
Выдвигаясь из Венеции в Форте-дей-Марми, мы делаем крюк и заезжаем в Верону — ведь здесь еще одно из обязательных для визиты мест, особенно для девочек, — «балкон Джульетты». Искусственно созданная достопримечательность манит туда, как мне показалось, девиц со всех стран и континентов — очередь на балкон не меньше, чем в венецианский Дворец Дожей! Во дворике со знаменитым балконом так же нескончаемая очередность к латунной статуе Джульетты, грудь которой «на счастье», согласно примете, усиленно трут не только девицы, но и юноши, и мужчины. Казалось бы, не мужское это дело, но сердцу не прикажешь…
Двухполосная и не очень быстрая дорога из Вероны на юг — даровая и позволяющая полюбоваться сельскими пейзажами — вскоре переходит в автомагистраль, которая, обогнув город с «говорящим именем» Парма, исподволь поднимается в горы и открывает с высоких точек панорамные виды на поросшие лесами долины. Легко победив перевал, мы быстро спускаемся к Лигурийскому побережью с широченным песчаным пляжем и заезжаем в малоэтажный, утопающий в пинах курортный городок, где нас ожидают друзья.
Форте-дей-Марми известен прежде всего как гламурный курорт с ночными клубами и пляжными VIP-вечеринками, роскошными бутик-отелями и частными виллами, ресторанами с рослой кухней и брендовыми бутиками одежды. В простом на вид уличном киоске, торгующем вином, я замер, увидев цельный ряд бутылок с ценами от 1000 евро. Именно здесь, в Форте, обосновалась русская диаспора. Элита российского бизнеса, банкиры и промышленники приобрели здесь дома, звезды российской эстрады и кино любят тут отдыхать со своими семьями. Вот и я — спасибо товарищам — уже через пару дней чувствовал себя здесь, за границей, как дома.
«НОВЫЕ РУССКИЕ», ПРИЕЗЖАЯ СЮДА, НЕ ПЬЯНСТВУЮТ, А ЗАНИМАЮТСЯ ВЕЛОСПОРТОМ!
Вопреки уложившемуся мнению, здешние «новые русские», приезжая сюда на свои «дачи», ведут активный и здоровый манер жизни. И чего уж я совсем не ожидал — повально и всерьез увлечены велоспортом! Этому благоприятствуют теплый средиземноморский климат и качество путей. К тому же велосипед позволяет подняться даже туда, куда не заберешься на автомобиле, и с тех высот увидеть совсем фантастические пейзажи с карьерами, где добывают знаменитый каррарский мрамор. Мы, к сожалению, не велосипедисты, поэтому наши товарищи предложили подняться в горы пешком, доехав до подножия горы на машине. С непривычки двухчасовой подъем по горным тропам дался мне весьма непросто. Останавливаясь время от времени для передышки, делая пару глотков ключевой воды, мы двигались к верхушкам. И знаете, покорив ближайшую, я уже испытал неописуемый восторг и бурю эмоций! А красивейшие виды на ущелья с уютными средневековыми городочками и открывающиеся морские горизонты — уже добавочные бонусы.
Кстати, недалеко отсюда, у самого моря, расположен уникальный природный заповедник Чинкве-Терре. Утилитарны висящие на отвесных скалах дома пяти древних городков, возникших тут в XI веке, и быт жителей, несмотря на все блага цивилизации, немного изменился. В центре города Монтероссо в окружении жилых домов — грядки с помидорами. Кое-где сохранились средневековые хаки сооружения от пиратов. Здесь запрещено автомобильное движение, но эти местечки соединяет однополосная железная дорога, проложенная по кромке скалистого обрыва.
Да, остаться бы здесь еще на денек, но мы уезжаем во Флоренцию — ведь этот город так же из разряда must.
Еще одинешенек обязательный пункт, особенно, по мнению женщин — аутлет The Mall, что в 30 км от Флоренции. А для меня — возможность покинуть там дам на целый день и рвануть в один из самых известных в Тоскане винных районов — Кьянти! Извилистая путь ведет через живописные холмы с лесами и виноградниками в столицу этого региона — Греве-ин-Кьянти, где установлена скульптура черного петуха — символа Кьянти. Но на пути все чаще начинают встречаться винодельческие хозяйства и дегустационные лавки, и в одной из них я надолго подвисаю, пробуя здешние вина под неизвестным мне доселе брендом Riseccoli, основанным в XIX веке. Вино вкуснейшее, а самое дорогое из линейки стоит итого 20 евро. До сих пор вина «Кьянти» мне совсем не нравились, и виной тому — те жуткие на вкус экземпляры, какие представлены в торговых сетях России. Видимо, все то винище, которое продается в России под названием «Кьянти», производится достоверно не здесь.
Недалеко отсюда расположен небольшой и очень милый городок Монтефьоралле, как сообщают, одно из самых красивых в Италии борго — небольших городков с крепостной стеной. Это старейшее в Кьянти поселение впервые упомянуто в летописях в 1085 году. В здешнем замке, принадлежавшем в разное время благородным фамилиям Тосканы, в том числе Герардини, жила Лиза Герардини, взошедшая в историю как Мона Лиза благодаря шедевральному портрету кисти Леонардо да Винчи. Также здесь, на основной и единственной улице расположен фамильный дом семьи Америго Веспуччи, где и родился великий мореплаватель и первооткрыватель Америки.
Наш «Джип» дальше везет нас в большой, но без единого современного здания город Сиену. Нам повезло, мы попали туда в день Palio — конных скачек на центральной городской площади, какие проводятся тут лишь два раза в году. Скачкам предшествует традиционный парад ряженых в средневековых костюмах, с флагами под барабанную дробь марширующих по старым улочкам, представляя собой жителей 10 районов города — контрад. В Средние века, в каждой контраде люд жили будто одной семьей, и с 1656 года устраивали конные состязания между соседями.
Увидев столько всего и набравшись впечатлений, стоит сделать передышку. Пятичасовой швырок в регион Абруццо, с западного на восточный берег Италии, — и мы в курортном городке Сильви-Марина, где отдыхают необыкновенно итальянцы. Там нет ни русских, ни гламура, и на всем Адриатическом побережье всего один 5-звездочный отель. Отель Berti разместился прямо у большого песчаного пляжа, что большая редкость для Италии, где обычно пляж через дорогу. Несколько лет назад мы невзначай обнаружили его на «букинге» и провели там свой отпуск. И нас так радушно тогда приняли, что с менеджером Нико мы подружились, и повстречаться сейчас вновь нам обоим было очень приятно. Поэтому и здесь, среди итальянцев, мы чувствовали себя как дома и покойно бы отдохнули, но… нам пора в Баварию. И на «Гранд Чероки» мы готовы легко преодолеть 800-километровый путь, причем за одинешенек день!
И представьте, какой контраст и сколько впечатлений, когда ты из 35-градусной жары и палящего солнца попадаешь в +10, cерость, мгла и дождь! После шума и гвалта отдыхающих итальянцев — абсолютная тишина и лишь позвякивание вилок и ножей во пора завтрака в одном из немецких гольф-отелей близ озера Штарнберг. Это Германия, господа. И такой контраст по цивилизации и климату стоит того, чтобы потратить весь день на дорогу. Однако свадьба друзей в баварской деревне под Мюнхеном была весьма душевна и мила, а их немецкие родственники — веселы и радушны.
На следующий день, когда выглянуло солнце, заиграли красками «пряничные» домики в красках, зазеленела аккуратно постриженная травка на газонах, бесплатные, в отличие от итальянских автомагистралей, немецкие дороги потребовали большое желание покататься по Баварии. Дети были в восторге — ведь мы заехали в красивейшую деревушку Обераммергау, давным-давно прославленную своими мастерами, резчиками по дереву. А потом доехали до сказочного замка Нойшвайнштайн и, несмотря на армию китайских туристов, все-таки отстояли очередность и попали внутрь, где походили по залам да по винтовым лестницам.
По дороге обратно мы свертели с автомагистрали и заехали в Сан-Марино. Это карликовое государство стоит посетить, поднявшись по серпантину на самый верх горы, на какой и поместилась вся эта страна, по сути, город-государство. За крепостной стеной — масса сувенирных лавок и магазинчиков с обувью и платьем. И очень много русских и украинских туристов, прилетевших отдыхать в Римини и «шопиться» в свободном от налогов Сан-Марино.
Вернувшись в Абруццо, я тоже с наслаждением поднимался в близлежащие горы, вершины которых венчали средневековые города-крепости борго — Атри, Сильви, Читта-Сент-Анджело. Тишь и спокойствие этих малолюдных городков пленяют и словно просят остановиться, забыть о проблемах и подумать о рослом, о вечном.
Наш отпуск, к сожалению, подходит к концу, и нас ждет Вечный город, где предстоит за два последних дня успеть показать детям величайшие исторические монументы, коих в Риме не счесть.
Рассматривая римские фото, вы, наверное, спросите — почему они сделаны исключительно ночью? Ответ несложен: выбраться из комфортабельных номеров роскошного отеля Rome Cavalieri Waldorf Astoria, в котором мы остановились — невозможно! Немало того, в августе в Риме довольно жарко, а здесь — огромный бассейн и великолепный SPA-комплекс. И я был невероятно потрясен обликом из лоджии своего номера, ведь отель расположен на холме, откуда с высоты птичьего полета открывается фантастическая панорама на Рим и Ватикан — попросту дух захватывает!
Отдельная ода — интерьерам отеля и антикварной мебели, создающим ощущение пребывания не в отеле, а в собственном палаццо. Подъехать ко входу на ослепительно-белом «Гранд Чероки» и отдать ключи подбежавшему швейцару, чтобы припарковал… И чтобы лето не кончалось!
В крышке путешествия я был реально потрясен тем, что «Гранд» вобрал в чрево своего багажника еще две большие сумки с покупками, несмотря на то что изначально был запуган тремя чемоданами и сумкой — итого шесть мест! При этом спинка заднего дивана была вечно отклонена назад, что обеспечивало необходимый комфорт для моих дорогих пассажиров. Долгая дорога не утомляет водителя: у «Гранда» деятельный круиз-контроль, благодаря которому за рулем отдыхаешь, сев на хвост» впередиидущему. И последний мажорный аккорд во славу «Черока» — по предлогу качества звука автомобильной акустики — «концертный зал» в «Джипе» великолепен!