Горячая любовь немцев к порядку, их аккуратность, педантичность, пунктуальность давно сделались стереотипами. Не будем оспаривать. Но все-таки самая большая страсть немцев — иная.
Самая большая в Европе мойка машин находится в Штутгарте. На территории в 25 тысяч кв. метров, что отвечает примерно четырем футбольным полям, вы можете помыть сами или дать помыть работникам автомойки Mr. Wash собственный дорогой (в прямом и переносном смысле) автомобиль снаружи, убрать и пропылесосить салон, отполировать кузов, почистить двигатель… В прошедшем году жители Штутгарта привозили сюда своих «четырехколесных товарищей» 430 тысяч раз!
Ритуальная процедура
Не надо думать, что каждый раз машины бывальщины действительно грязными. Нет, до грязи, до того, чтобы на кузове можно было бы перстом написать «Помой меня», житель Германии свой автомобиль никогда не доведет. Немало того: как подсчитал (не поленился же!) корреспондент газеты Süddeutsche Zeitung, образцово две трети машин, приехавших в один из дней на мойку, вообще не бедствовали в мойке, были абсолютно чистыми! И все же их хозяева решили заплатить немалые денежки (полная программа с полировкой обходится в 45 евро), чтобы, сидя на стульчике со стаканчиком кофе в длани, с наслаждением понаблюдать, как их любимец проходит ритуальную процедуру омовения.
Так входишь на боннскую выставку
Легендарный аккуратизм немцев тут идеально сочетается с их не менее легендарной страстью, имя которой — автомобиль. И посвященную этой страстности выставку в Музее истории в Бонне, название которой можно переместить как «Любимый. Необходимый. Ненавистный» («Geliebt. Gebraucht. Gehasst»), вовсе не невзначай открывает автоматическая мойка, щетки которой покрашены в цвета немецкого государственного флага — черноволосый, красный и золотой. Между ними посетитель и входит.
Сегодня автомашина — своеобразный символ страны, ее экономической мощи, высокого технологического степени, своеобразный знак качества для всей Германии. И всенародный фетиш. По образцовым немецким автобанам ездят сейчас 46 миллионов машин, зарегистрированных в краю с населением 82 миллиона человек, включая глубоких стариков и грудных малюток.
Но так было не всегда. В 1914 году в стране насчитывалось 4 миллиона коней и только 55 тысяч автомобилей. Во Франции, например, их было тогда вдвое вяще. Так что хотя именно немцы изобрели первый автомобиль с бензиновым двигателем (Карл Бенц) и первую сияю зажигания (Роберт Бош), никак нельзя утверждать, что они, так сказать, генетически являются автомобильной нацией. Даже в 1957 году, когда с конвейера сходило уже несколько тысяч знаменитых «фольксвагенов-жуков» (VW-Käfer) любой месяц, не говоря о других моделях, в Германии продавалось больше мотоциклов, чем машин.
Велосипед против «Мерседеса«
С этими неожиданными цифрами также представляет выставка в Бонне. Но самое интересное на ней, конечно, другое: культовые модели немецких автомашин. Кроме упомянутого «жука», также Volkswagen Golf — еще один из пятерки самых торгуемых автомобилей в мире, BMW, Porsche… И, например, мало известная за пределами Германии Opel Manta — навороченная спортивная модель для «пролетариата», какую обессмертила кинокомедия «Рискованные гонки» с тогда еще почти неизвестным Тилем Швайгером (Til Schweiger) в основной роли.
И, разумеется, вошедший в фольклор многих стран «мерс». Но не какой-либо, а правительственный лимузин Mercedes S 600 Pullman. На таком ездит, так, президент России Владимир Путин. Цена этого бронированного крейсера — возле миллиона евро.
А рядом организаторы выставки остроумно поставили должностной… велосипед. На одном из таких велосипедов представители партии «травяных», впервые попавшие в бундестаг, приезжали в 1983 году на заседания парламента, демонстративно протестуя, таким манером, против загрязнения окружающей среды, а заодно и против «истеблишмента».
Престарелые рекламные плакаты
С удовольствием рассматриваешь рекламные плакаты разных преходящ и самые разные автомобильные журналы, которые в немецких киосках обыкновенно занимают целые полки, — тогда как, скажем, во Франции или Швейцарии таких журналов выпускается итого пять-семь, не больше. Рядом множество популярных книг по истории ФРГ, где на обложке гордо красуется символ этой истории и этой края — автомобиль (чаще всего все тот же «жук»).
Но что же все-таки для немцев сегодня автомобиль? Статусный объект? Ключ удовольствия? Дорогая игрушка для взрослых? Символ мужской потенции? Тщеславная возможность красивостью, мощью, скоростью, саундом победить соперника? Однозначного ответа не дашь. Одно можно произнести определенно: это не просто средство передвижения. Что лишний раз подтверждает и боннская экспозиция.
Глядите также:
-
Самые известные автомобили Германии
VW Käfer (1938)
21 миллион раз он сходил с конвейера концерна Volkswagen: жукообразный Käfer, самый популярный автомобиль в мире. Выпускался с 1938 по 2003 годы в почти неизменном первоначальном облике, известном по множеству фильмов. Культовый статус приобрел своенравный Херби из одноименного диснеевского киносериала, прогремел и его немецкий аналог Дуду.
-
Самые известные автомобили Германии
VW T1 (1950)
Многоцветные микроавтобусы, выпускаемые концерном Volkswagen с 1950-х годов, стали одним из самых узнаваемых символов движения хиппи. Концерн поначалу переживал о своем имидже, но сомнительная популярность не повредила бизнесу: немало 10 миллионов микроавтобусов VW проданы на сегодняшний день, в том числе 1,8 миллиона T1. Bulli также нередко являлся на киноэкране — правда, на вторых ролях.
-
Самые известные автомобили Германии
Messerschmitt KR 200 (1953)
Три колеса, аэродинамический кузов и скорость до 90 км/ч — очевидно, что Messerschmitt спускал самолеты. После Второй мировой войны производственные цеха стояли порожними, а инженер Фриц Фенд (Fritz Fend) как раз искал партнера для своего изобретения по имени Flitzer. Сотрудничество было недолгим: с 1956 году Messerschmitt опять строил самолеты, а Фенд основал собственный бизнес.
-
Самые популярные автомобили Германии
Mercedes 300 SL (1954)
Английское прозвище Gullwing (Покрывало чайки) этот автомобиль получил из-за своих крылообразных дверей. Новинка от Mercedes-Benz, Silver Arrow 300 SL, в 1952 году сигнализировала о возвращении знаменитого концерна в мир автоспорта: после побед в гонках «24 часа Ле-Мана» и «Каррера Панамерикана» было зачислено решение вывести спортивный автомобиль через серийное производство на обыкновенные дороги.
-
Самые известные автомобили Германии
BMW Isetta (1955)
Автомобиль Isetta, пожалуй, не самый скорый гонщик, но зато с 1955 по 1962 год он был залогом финансового успеха BMW. Недорогая, экономичная, практичная и весьма компактная мотоколяска с переделанным двигателем от мотоцикла открывалась впереди — на двери размещался и руль.
-
Самые популярные автомобили Германии
Goggomobil (1955)
Goggo получил свое название в честь внука шефа спускавшей его компании Hans Glas GmbH. Мотоколяска вмещала до четырех человек. В теории, во всяком случае, потому что при длине в 1,60 метра салон был все-таки тесноват. Популярными мотоколяски бывальщины потому, что для езды на транспортных средствах с двигателями до 250 кубических сантиметров довольно было прав на вождение мотоцикла.
-
Самые известные автомобили Германии
Porsche 911 (1979)
После базарного успеха первой модели спортивного автомобиля Porsche индекс серии «911» сделался именем собственным, только цифровым. Автомобиль с незаурядными техническими характеристиками обладает также уникальной наружностью: производящееся с1964 года двухдверное купе со специфическими фарами и кузовом можно безошибочно выделить в потоке машин.
-
Самые популярные автомобили Германии
Mercedes-Benz 600 (1964)
Телефон, кондиционер и холодильник: один из самых престижных лимузинов XX столетия, выпускавшийся компанией Mercedes-Benz с августа 1963 года по май 1981 года, сделался символом роскоши и престижа своей эпохи. В списке владельцев — непрерывные знаменитости: от Джона Леннона и Элизабет Тейлор до понтифика и Брежнева. Правительство ФРГ арендовало комфорт от Daimler-Benz для зачисления особо важных гостей.
-
Самые известные автомобили Германии
Trabant 601 (1964)
На Закате — Käfer, на Востоке — Trabant. Народное транспортное средство из пластмассы производилось в ГДР с минимальными затратами и в огромных числах — и сегодня еще около 33 тысяч Trabi разъезжают по немецким путям. Знаменитой машина стала в ночь падения Берлинской стены, когда восточные немцы под экзальтированные аплодисменты поехали на своих машинах через открытую немецко-немецкую рубеж.
-
Самые известные автомобили Германии
Opel Kadett B (1965)
«Седан ли, универсал или купе, самый крутой автомашина — это Kadett B», — утверждала в свое время немецкая панк-группа Wizo. 2,7 миллиона покупателей размышляли также и сделали этот Opel одной из самых успешных моделей автостроителя из Рюссельсхайма.
-
Самые популярные автомобили Германии
Wartburg 353 (1966)
Восточногерманский легковой автомобиль Wartburg, выпускавшийся с 1956 по 1991 год на общенародном предприятии Automobilwerk Eisenach в городе Айзенах, был предназначен главным манером для экспорта. Дешевые автомобили покупали, в частности, в Венгрии и Великобритании. А вот в ФРГ покупателей утилитарны не было: сесть за руль машины из ГДР было бы равносильно политическому заявлению.
-
Самые популярные автомобили Германии
NSU Ro 80 (1967)
Крупный успех с точки зрения технологии, модель Ro 80, выпускавшаяся с 1967 по 1977 год фирмой NSU, обладала роторно-поршневым двигателем, рекордно низеньким аэродинамическим сопротивлением кузова и прочими инновациями. Удостоенный титула «Автомашина года», этот седан бизнес-класса отличался также передовым дизайном, малопонятным современникам. Но именно эта модель стала основой будущих Audi 100 и 200.
-
Самые популярные автомобили Германии
Mercedes Benz /8 (1968)
Mercedes из серии W 114/115 не мог похвастаться дизайнерскими наворотами при максимальной скорости не немало 130 км/ч, зато поражал воображение накрученными на спидометре миллионами километров. Не самая скорая, но надежная «лошадка» сходила с конвейера до 1972 года. Было реализовано 1,9 миллиона автомобилей. «Восьмерка» (/8) — по году выпуска — и по сей день одна из любимейших моделей немцев.
-
Самые популярные автомобили Германии
Opel GT (1968)
Под девизом «Лучше только летать» автопроизводитель Opel выпустил на базар свой ответ на американские маслкары — автомобиль мечты Opel GT. Стремительные извилины кузова напоминали дизайн бутылки Coca-Cola и вместе с утопленными фарами сообщали автомобилю его уникальный внешний вид. По доступной цене 10 тысяч немецких марок он находил сплавят и в США.
-
Самые известные автомобили Германии
VW Typ 181 (1969)
Изначально «курьерская» модель предназначалась для бундесвера, но уже скоро Volkswagen рекламировал внедорожник как универсальный автомашина для активного отдыха. Комфорта там было немного, но он легко превращался в кабриолет. Особенно в США именуемый The Thing автомашина пользовался спросом. В Германии эта «Вещь» стала культовой уже после завершения производства.
-
Самые известные автомобили Германии
Opel Manta (1970)
Opel желал всего лишь выпустить на рынок спортивный автомобиль среднего класса. Но Manta сделалась очень быстро популярной среди молодых немцев с большими понтами и невысоким IQ, как вытекает из крайне негативного имиджа типичного владельца этой модели в Германии, сделавшегося героем бесчисленных анекдотов и кинокомедии «Manta, Manta» («Рискованные гонки») с Тилем Швайгером в основной роли.
-
Самые известные автомобили Германии
VW Golf (1974)
В 1974 году Volkswagen выпустил на базар первую модель Golf. Этот автомобиль считается достойным преемником популярного Käfer. Для компактного авто он был весьма спортивным и весьма экономичным — немаловажный критерий во времена нефтяных кризисов. Автомобиль был рассчитан на массового потребителя, но успех удивил даже VW. Кабриолет по кличке «корзинка для клубники» приобрел культовый статус.
-
Самые известные автомашины Германии
Audi quattro (1980)
В 1980 году автостроитель Audi представил собственный новый полноприводный раллийный автомобиль quattro, а четыре года спустя его немало мощную эволюцию Audi Sport quattro (фото). Последних было скоплено всего 220 единиц, что повышает коллекционную стоимость гоночного болида. В всеобщей сложности было изготовлено11 тысяч единиц .