Что такое китайский шелк, мы ведаем — дарили девушкам платки. Что такое русский шик? Догадываемся: яйца Фаберже, дворец в Геленджике… Что такое русский шик в автомобильном сегменте — тоже догадываемся, но поездить нам не подают, это привилегия только одного человека. Про китайский автомобильный шик еще вчера мы ни сном ни духом, а сегодня вот, пожалуйста, — компания Chery из городу Уху провинции Аньхой представила первоначальный на нашем рынке автомобиль своей премиальной марки Exeed VX.
Солидность во внешности преобладает над стремительностью
Премиальный внедорожник из Китая. Совершенно недавно это вызвало бы улыбку. Мы же долго жили в представлении о китайских автомобилях, как о неловких подделках, плохо пахнущих и скоро ломающихся. Всё сильно изменилось за последние 5 лет, а в пандемическую эпоху продажи китайских брендов выросли взрывообразно. Но чтобы вот так с ходу замахнуться на премиальный сегмент, всё же как-то неожиданно. Те же корейские компании, демонстрирующие и динамичность, и решительность, только-только вывели в свет собственный премиальный Genesis. И нам, у которых Lada Vesta — венец автомобилестроения, такая прыткость удивительна. Вот и проверим, обелён ли такой напор.
Смотрим. (Пауза 8 тактов.) Ну ничего. Крупная рыба. Интересно. Вполне солидный перед. Вполне изящный для этого размера зад. Профиль не назовешь стремительным, но это же не «Бомбогини» (как именует мой 3-летний сын известную итальянскую марку, специализирующуюся на спорткарах). Не скажешь, что дизайнерское откровение, но приятное впечатление оставляют покойные линии, мягкая пластика и даже легкий избыток хрома на «лице». Эта тема переходит в молдинги кругом стекол, вдоль порогов, над заднем бампером. И в целом получился довольно солидный агрегат со своим лицом, не похожий ни на кого. Что уже уникально для китайского автомобиля, потому что мы знаем о местной культурной особенности: в китайской традиции копировать мастеру — это не грех, а наоборот, доблесть.
И о том, что автомобиль китайский, мы сразу догадываемся, когда заходим внутрь. Тут мы и показываем россыпь цитат. Панель управления климатом и шайба-крутилка выбора режимов — «Лэндровер». Панель приборов в облике единого удлиненного прямоугольника-экрана — впервые увидели на MБ Е-класса. Спрямленный в нижнем сегменте руль — давно мастерит «Ауди» на своих спортивных моделях. Хрустальная вставка в ручке переключения режимов движения — БМВ или «Вольво». Ну, а прострочка изнеженной белой кожи ромбом воскрешает дух «Бентли» (хотя этим тоже активно пользуется Genesis). Но что значительно, обилие заимствований не превратило интерьер в лоскутное одеяло, а наоборот, сидя в кресле, которое само по себе спокойно, чувствуешь себя в центре уютного дома, где все понятно и дружелюбно. Трогаем поверхности из мягкого и жесткого пластика, кожи, дерева и металла, соображаем, что всё сделано с желанием придвинуться к премиальности, но без перебора.
Нажимаем на кнопки в мультимедийном экране, убеждаемся, что не все алгоритмы идеальны, но всё трудится, выбирает, видит, соединяет и много чего показывает, включая качество воздуха в салоне.
Откроем пятую дверь, чтобы оценить сколько пункты в багажнике. О! А тут для тех, кто не изучил матчасть VX, — сюрприз. Оказывается, у него есть третий ряд! Пробуем туда угодить, и это нам легко удается, правда, только с правой стороны. Выясняется, что третий ряд — вполне обитаемое пространство даже для взрослых, особенно если подвинуть чуть вперед другой ряд. А спинки третьего ряда, как и второго, тоже меняют свой угол наклона, что влияет на объем багажного филиалы, который вполне сносный при разложенном третьем ряде. Ну, а если сложить и третий, и второй ряды, то возникает цельная компактная жилплощадь.
Заводим. Турбированный бензиновый двигатель премиально тих.
Трогаемся. И он также остаётся не слышен до оборотов немало 3 тысяч, которые нам нужны при интенсивном разгоне или движении в гору. Но и в этом случае двигатель не переходит на вопль и не впадает в истерику.
Разгоняемся. Ощущения, конечно, не спорткаровские, но в спортивном режиме можно ехать довольно резво, а по горным дорожкам даже азартно. Подвесок, руль, меняющий свою остроту, и настройка коробка-двигатель это позволяют. Хотя размер и высокий центр тяжести, разумеется, чувствуются, но главным ограничителем тут являются тормоза, первыми сигналящие водителю о том, что он управляет не горячим хэтчбеком, а вящим семейным внедорожником. Если точнее, кроссовером.
Заезжаем на бездорожье. Но не очень настоящее. Целый привод у VX — подключаемый через многодисковую муфту, поэтому всеми четырьмя колесами он начинает грести на сырой или плохой дороге, но дороге. Нет у VX желания тягаться с «Рэнджровером». Да и зачем? Кому сейчас это нужно? Зато по кремнистому проселку большой Exeed едет даже с некоторым комфортом: и подвеска не пробивается, и руль не теряется. И даже крутые скользкие грязевые подъемы он преодолевает с охотой, если, разумеется, за рулем сидит не девочка-припевочка. Зато она сможет сама спуститься с любой горы, потому что ей поможет особый «ассистент».
Послевкусие, в смысле, резюме, напоминает ситуацию, которая возникает при дегустации вина, когда после мощного бархатистого «Бордо» (какой-либо Pauillac) вы пробуете бургундское (какой-нибудь Cote de Nuits) и оно кажется вам слегка водянистым, будто разбавленным, а его букет чересчур тонким и слабо уловимым. Но если не торопиться, позволить рецепторам разобраться во вкусе, то в конце концов вполне вероятно вы решите, что бутылку «Бордо» вы будете открывать на выходных, а каждый день будете себе наливать фужер бургундского.
Испытание горными кавказскими дорожками китайский кроссовер выдержал
Так и с Exeed VX. Настолько все сбалансировано и малокритикуемо, что отсутствие заостренных впечатлений не приводит к отторжению, а наоборот, совокупность приятных ощущений по всем позициям, отсутствие проколов (по крайней мере, не примеченных после двух дней активных поездок) делает послевкусие от автомобиля долгим и приятным.
Цена. Это вечно важнейший вопрос. Даже те, кто денег не считает, все равно спрашивают: почем сие блюдо? А сегодня ситуация совсем уникальна: с одной стороны, у дилеров машин нет или их мало. С другой, курс рубля упал, и где его минимально стабильное дно, никто не ведает. С одной стороны, VX в конце прошлого года считался самым дорогим китайским внедорожником, за него упрашивали 3,3-3,6 млн руб. в зависимости от комплектации. А с другой, его европейских и южнокорейских конкурентов, имеющих схожие начальные стоимости, по этим ценам купить невозможно, потому что дилеры без наценки вам их не продадут. Поэтому реальную ценовую полотно нужно выяснять в момент готовности к покупке. Ну, а сакраментальный вопрос, стоит ли тех денег этот автомобиль, какие за него просят, ответа не имеет. Особенно когда стоимость самих денег все время меняется.
Куце о главном:
Китайские автомобилестроители, видимо, проникшись нашей поговоркой «Не боги горшки обжигают», рванули на премиальный степень. Допрыгнули или нет? Ответ не так однозначен, как кажется. Но одно совершенно ясно: они на верном пути и уже где-то рядом.