Правительство ФРГ предлагает бизнесменам сэкономить на налогах, пересев в автомашины на электрической тяге. Госстимулирование сбыта электромобилей пока не дало желаемых итогов.
Правительство Германии расширило список льгот и субсидий покупателям электромобилей. На заседании 1 августа оно зачислило решение наполовину снизить налоговую ставку на служебные легковые машины с электрическими и гибридными двигателями. Эта мера распространяется на автомашины, которые будут приобретены в течение ближайших трех лет — с 1 января 2019 до крышки 2021 года.
Кто и на каких условиях имеет в Германии служебный автомашина?
Очередная мера поддержки автомобилей на электрической тяге свидетельствует о твердом намерении правительства Германии ускорить распространение этого экологичного облика транспорта. В то же время новая льгота говорит и о том, что прежние меры по стимулированию спроса пока не дали желаемого итога.
Поэтому теперь Берлин прицельно взялся за самый, пожалуй, платежеспособный сегмент немецкого авторынка: за должностные автомобили. Речь идет не только и даже не столько об автотранспорте, обслуживающем высокопоставленных федеральных или аграрных чиновников: в Германии основная масса служебных легковых машин есть на балансе вовсе не государственных организаций, а частных фирм.
Служебный автомашина канцлера Германии пока еще имеет двигатель внутреннего сгорания
Каждогодне немецкие компании самых разных размеров приобретают порядка 800 тысяч автомашин, которые затем (без шофера) предоставляются менеджерам высшего, а порой и посредственного звена, а также тем сотрудникам, которым приходится регулярно выезжать к клиентам. В тех случаях, когда фирмы позволяют получателям служебных машин пользоваться ими и в личных целях (что чаще итого и происходит), немецкие фискальные органы требуют уплаты налога. Ведь по сути дела выходит, пусть и косвенно, материальное вознаграждение работника.
Поэтому каждый месяц к той сумме доходов, с какой получатель служебной машины платит налоги, добавляют 1 процент каталожной стоимости автомобиля. Если он стоит, скажем, 60 000 евро, то это 600 евро ежемесячно. В итоге по итогам года налогооблагаемая база работника увеличивается на 7200 евро.
Две мишени: улучшить экологию и поддержать автопром
Так вот, с 1 января следующего года налоговая ставка снизится наполовину до 0,5 процента, и тогда получателю автомашины стоимостью 60 000 евро к налоговой базе будут добавлять лишь 300 евро в месяц или, соответственно, 3600 в год.
Правительство, по-видимому, влечётся решить сразу две задачи: ускорить распространение электромобилей и одновременно поддержать отечественных автостроителей в непростой момент переориентации производства на электромобильность. Ведь в Германии фирмы в качестве должностных машин чаще всего приобретают автомобили премиум-класса, а это как раз тот сегмент, в каком особенно сильны ведущие немецкие производители BMW, Daimler с брендом Mercedes и Volkswagen с марками Audi и Porsche.
Электромобили Daimler будут выпускаться под брендом Mercedes EQ
И все эти производители в ближайшие два-три года намерены приступить к серийному производству большого числа новых моделей с электрическими или гибридными двигателями. Однако многим физиологическим лицам эти модели могут оказаться не по карману, ведь и без того дорогостоящие машины престижных брендов в электрическом варианте пока стоят еще дорогостоящей. Поэтому на первых порах покупать или брать их в лизинг станут, скорее итого, юридические лица: у них и деньги есть, и возможность списывать покупку автотранспорта с налогов в качестве производственных расходов.
Эксперты и СМИ критикуют налоговую льготу
Вот Берлин и пытается сейчас подсластить топ-менеджерам немецких предприятий выбор в пользу служебных машин с электрическими моторами, желая дальность пробега у них пока ниже, чем у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Мол, электромобиль — это не лишь инновативно, модно и круто, но теперь еще и выгодно с налоговой точки зрения.
Впрочем, в экспертных сферах и в немецких СМИ новая налоговая льгота вызвала немало критики. Так, директор Середины автомобильных исследований CAR Университета Дуйсбург-Эссен профессор Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer) находит, что от решения правительства больше всего выиграют гибриды, а они куда пуще работают на двигателе внутреннего сгорания, чем на электромоторе, так что очищению воздуха в городах эта мера вряд ли поможет.
Первоначальный в Германии терминал фирмы Ionity для скоростной подзарядки электромобилей
К тому же, полагает эксперт, от нее скорее выиграет американский производитель электромобилей Tesla, чем немецкие автостроители. Ну, а в проигрыше очутится государство, которое соберет меньше налогов. По данным газеты Volksstimme, казна недополучит за три года распорядка 2 миллиардов евро. Критикуя эту «скрытую форму субсидий» немецким автостроителям, издание предлагает альтернативу: «Значительнее всего для функционирующей и привлекательной электромобильности были бы сейчас щедрые инвестиции в необходимую инфраструктуру. По-иному налоговые подарки окажутся дешевой косметикой».
А профессор Дуденхёффер со ссылкой на статистку, сообразно которой в Германии свыше половины служебных машин работают на дизеле, предлагает упразднить налоговые льготы на дизельное топливо.
Немецкие покупатели не спешат получать субсидии
Сомнения в эффективности мер правительства ФРГ по стимулированию сплавлена электромобилей являются вполне оправданными. Стартовавшая два года назад крупномасштабная трехлетняя программа субсидирования покупателей (премия в 4000 евро при приобретении электромобиля и 3000 евро за подзаряжаемый от розетки плагин-гибрид) к 1 июля 2018 года дала весьма скромные итоги.
Прошло уже две трети запланированного срока, а из выделенных 600 миллионов евро востребованными очутились лишь 100 миллионов, вместо намеченных 300 000 автомобилей при господдержке приобретены лишь 66 000.
Но вот что показательно: большинство заявок поступило от юридических лиц, покупающих электромобили для должностных целей. С 1 января 2019 у этой целевой группы появится добавочный стимул — налоговый.
В какой мере все это подхлестнет в Германии продажи электромобилей, произнести трудно. Ведь пока, судя по опросам, главным аргументом против их покупки является не их дороговизна и даже не сравнительно малая дальность пробега, а отсутствие разветвленной инфраструктуры для подзарядки.
Впрочем, тут наметились положительные сдвиги. В конце июня созданная в прошлом году компания Ionity, совместное предприятие автостроителей Daimler, BMW, Audi, Porsche и Ford, отдало в эксплуатацию свой первый терминал с шестью выходами для скоростной (20-30 минут) зарядки электромобилей, к крышке года их будет 100-150, а в 2020 году число таких зарядных станций вдоль значительнейших автомагистралей 24 стран Европы достигнет 400.
И это — далеко не единственный инвестор, какой вкладывается сейчас в ускоренное развитие в Германии и в целом в ЕС инфраструктуры для скоростной и типовой зарядки электромобилей.
Смотрите также: