Арест главы компании Audi Руперта Штадлера — новоиспеченный этап в расширяющемся судебном преследовании топ-менеджеров немецкого автопрома. DW именует важнейшие имена дизельного скандала.
Не только бывшим, но и нынешним главам концерна Volkswagen в наши дни от тюрьмы и сумы лучше не зарекаться. В поле зрения правоохранительных органов Германии и США, третий год расследующих широкомасштабное манипулирование этими о вредных выхлопах дизельных автомобилей, попадают все новые топ-менеджеры этого немецкого автогиганта и его дочерних компаний Audi и Porsche. В понедельник, 18 июня, под стражу был взят глава Audi Руперт Штадлер (Rupert Stadler).
США выдали ордер на арест Мартина Винтеркорна
Это первое в рамках дизельного дебоша задержание действующего руководителя целой компании. Однако самое оглушительное имя в этом деле — другое: Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn). В 2007-2015 годах он занимал пост председателя правления концерна Volkswagen (VW) и был — как в мочь занимаемой должности, так и благодаря своим личным качествам — одним из самых могущественных и высокооплачиваемых капитанов большенного бизнеса в Германии.
В 2009 году Мартин Винтеркорн вместе с Владимиром Путиным обнаруживал завод VW в Калуге
Но именно при нем концерн начал в промышленных масштабах устанавливать на дизельных легковых автомашинах марок Volkswagen, Audi и Porsche программное обеспечение, мошеннически занижавшее при проверках содержание нездоровых веществ в выхлопах. Именно поэтому Винтеркорн в сентябре 2015 года, как лишь в США вскрылись эти манипуляции, подал в отставку, подчеркнув, что берет на себя ответственность как глава фирмы, но сам собственно никаких нарушений не допустил.
В течение полутора лет казалось, что этим уходом на покой он вывел себя из-под удара. Однако в январе 2017 года прокуратура Брауншвейга известила, что расширяет число обвиняемых в манипуляциях показателями выхлопов дизельных автомашин и что теперь в этом списке и ныне 71-летний Мартин Винтеркорн. Ему инкриминируются мошенство и нарушение закона о добросовестной конкуренции, а также манипулирование рынком. Такое обвинение выдвинула и прокуратура Штутгарта.
А воли США в мае 2018 года даже выписали ордер на арест Винтеркорна. Поскольку Германия не выдает своих граждан Соединенным Штатам, американская темница бывшему главе Volkswagen не грозит, пока он не будет покидать территорию ФРГ. Иное дело — «сума»: если (когда) дело дойдет до суда и там будет доказано, что глава концерна разузнал о манипуляциях значительно раньше, чем сейчас признает, или, более того, сам им содействовал, мультимиллионер может лишиться значительной части своего состояния.
Особая роль Audi под руководством Руперта Штадлера
Когда под давлением обстоятельств дизельного дебоша пришлось уйти главе VW Мартину Винтеркорну, задержанный теперь Руперт Штадлер устоял. Когда на Штадлера сыпался град критики за то, что компания лишь тянет пора и ничего не делает для внутреннего расследования имевших место манипуляций в концерне, Штадлер устоял.
Руперт Штадлер есть теперь в предварительном заключении
Вероятно, он был уверен в собственной защите от бесчисленных критиков и даже органов правосудия. Еще бы, ведь за спиной Штадлера, как почитается, стоят такие могущественные семьи, как Порше и Пиех — самые влиятельные акционеры концерна VW.
Но вот, спустя почти три года после основы скандала, прокуратура Мюнхена неожиданно для многих в конце мая включила Штадлера в список фигурантов расследования. Затем у главы Audi минули обыски дома, а потом эффектно, прямо в день заседания рекомендации директоров VW, членом которого Штадлер является, его поместили под арест.
У компании Audi, как ратифицируют газеты Handelsblatt и Die Welt со ссылкой на данные следствия, была особая роль — собственно там разрабатывалась программа манипуляций данными о вредных выбросах, которую после тайно устанавливали на миллионах дизельных автомобилей марок, принадлежащих концерну Volkswagen: VW, Audi и Porsche.
Новоиспеченный поворот в дизельном скандале особо примечателен: мюнхенская прокуратура винит 55-летнего Штадлера и еще одного действующего топ-менеджера концерна в том, что уже после того, как факт манипуляций сделался известен, компания продолжала торговать на европейском рынке автомобилями, в каких были встроен нелегальный софт. Сам Штадлер все обвинения в свой адрес отвергает.
Оливер Шмидт и Джеймс Лян уже сидят в тюрьмах США
А вот 49-летний Оливер Шмидт (Oliver Schmidt), в 2012-2015 годах отвечавший в американском филиале Volkswagen за экологические вопросы, свою вину не сразу, но признал. Он был взят в январе 2017 года в Майами (куда по трудно объяснимой наивности приехал из Германии в отпуск) и до августа упорно отвергал свою вину. Однако затем Шмидт пошел на сделку с прокуратурой, какая в ответ сняла большинство выдвинутых против него обвинений.
Оливер Шмидт в ближайшие годы будет сидеть не за рулем «Фольксвагена», а в тюрьме
В результате в декабре прошедшего года топ-менеджер был приговорен судом в Детройте к семи годам темницы и штрафу в размере 400 тысяч долларов за заговор с целью надувательства властей Соединенных Штатов и за нарушение закона о чистоте воздуха. Ведь собственно Оливер Шмидт несколько лет уверял чиновников США в том, что автомобили концерна Volkswagen целиком отвечают действующим в стране экологическим стандартам.
Шмидт стал вторым менеджером Volkswagen, отбывающим срок в американской темнице. Первый — гражданин ФРГ, 64-летний инженер Джеймс Роберт Лян (James Robert Liang), приговоренный в августе 2017 года в Детройте к 40 месяцам заточения и штрафу в размере 200 тысяч долларов. Он признался, что участвовал в разработке программного обеспечения для дизельных моторов с мишенью обмана властей и покупателей, и активно сотрудничал со следствием, став его ключевым свидетелем.
Под угрозой — десятки менеджеров Volkswagen
Винтеркорн, Штадлер, Шмидт — лишь верхушка айсберга. Следствие ведется против действующего главы Volkswagen Херберта Диса (Herbert Diess), главы приметливого совета Ханса Дитера Пёча (Hans Dieter Pötsch), а также экс-главы VW Маттиаса Мюллера (Matthias Müller).
Под стражей есть и менее известный член правления компании Porsche Вольфганг Хатц (Wolfgang Hatz). Ранее он отвечал за разработку двигателей в Audi. Еще одинешенек разработчик из этой компании, заплатив залог, вышел на свободу и ждет корабля.
Всего в расследовании прокуратуры Мюнхена фигурируют 20 руководителей и инженеров концерна Volkswagen. Параллельно ведет свое дело прокуратура Брауншвейга: там под последствием оказались до 40 фигурантов.
Но Volkswagen — не единственный немецкий автостроитель, замешанный в дизельном дебоше. Уже больше года длится следствие прокуратуры Штутгарта в отношении вероятных манипуляций с показателями выбросов в атмосферу у автомобилей Mercedes концерна Daimler. На днях было оглашено об отзыве 750 тысяч машин концерна в Европе. Схожие подозрения кушать у прокуратуры Мюнхена и в отношении BMW, правда, размах возможных манипуляций несравненно меньше того, что происходило в Volkswagen: 11 тысяч подозрительных автомашин против 11 миллионов.
Смотрите также: