Что делают немцы, чтобы не уснуть за рулем

Как поступать, когда очи слипаются, а ехать надо? Немецкий эксперт подсказывает, что именно не позволит сну взять над вами верхотура во время вождения.

За окном — кромешная тьма. По едва освещенной пути едет автомобиль. За рулем — то и дело позевывающий от усталости водитель. Наконец, надвигается момент, когда автомобилист больше не в силах сопротивляться переутомлению: очи слипаются, голова падает… По данным Немецкого общества изысканий сна и медицины сна (DGSM), каждому четвертому водителю по меньшей мере одинешенек раз в жизни приходилось непроизвольно задремать за рулем. Хорошо, если это продолжалось миг и ничего не случалось. Ведь по статистике, засыпание за рулем — причина немало чем четверти всех серьезных дорожно-транспортных происшествий. По случаю Всемирного дня сна, помечаемого в этом году 16 марта, немецкий эксперт Ханс-Гюнтер Веес (Hans-Günter Wees) подсказывает, как избежать опасности.

Кто рискует уснуть во пора вождения

«Неуправляемая автомашина, пусть даже легковая, движущаяся со скоростью 50-60 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по автобанам тяжких фурах и говорить нечего! Ну, представьте себе: если дальнобойщик, какой едет со скоростью 100 км в час, хотя бы на три секунды забудется сном, оставшийся без управления грузовик пройдет немало 80 метров. В такой ситуации заснувший за рулем человек может уже никогда не пробудиться. Да и других участников дорожного движения опасность вряд ли обойдет сторонкой», — рассуждает в беседе с DW Ханс-Гюнтер Веес. Этот врач и ученый возглавляет филиал медицины сна в Пфальцской клинике западногерманского Мюнстера, является членом правления Немецкого общества изысканий сна и медицины сна, а также консультантом просветительской кампании, проводимой в Германии и устремлённой на предупреждение проблем, связанных с усталостью за рулем.

Авария, разбитые машины

Причиной этой аварии сделалось то, что водитель одного из автомобилей уснул за рулем, а его машина прошла без управления полкилометра

Основное — трезво оценить свои силы, указывает Ханс-Гюнтер Веес. Прежде итого, он советует избегать поездок на автомобиле в ночные часы, поскольку в беспросветное время суток человеческий организм особенно настроен на сон. А еще «в группе риска — водители, мучащиеся расстройством сна и заболеваниями органов дыхательной системы. Они быстро устают и могут неожиданно забыться в пути. Человек, возвращающийся домой после работы в ночную смену, и вовсе в 10 раз вяще рискует заснуть за рулем, чем тот, кто трудится в дневное время. Усталость провоцируют и отдельный лекарства. Очень выматывают многочасовые поездки на автомашине — например, когда мы пускаемся в отпуск в теплые края и, чтобы вовремя поспеть, садимся за руль среди ночи либо ранним поутру», — поясняет ученый.

Засыпание за рулем: тревожные сигналы

Согласно итогам опросов, почти половина автоводителей пребывает в уверенности, что они вполне способны самостоятельно зафиксировать у себя первые приметы засыпания за рулем, соответственно отреагировать и предотвратить опасность. По словам Ханса-Гюнтера Вееса, эксперименты, проводимые с помощью симуляторов вождения автомобиля, свидетельствуют об обратном: даже профессиональные водители зачастую переоценивают свои физиологические возможности, не замечают подступающей усталости, пропускают момент, когда их мозг отключается, и, в крышке концов, засыпают.

Но как понять, что во время поездки пришла пора стать и отдохнуть? «Определить, что вы вот-вот уснете, не так-то просто. Один из сигналов — если управляемое вами транспортное оружие то и дело съезжает со своей полосы движения. Или у вас вдруг отяжелели вежды, вы начинаете часто зевать, клевать носом, не замечаете дорожных знаков, не можете сконцентрироваться», — перечисляет эксперт.

По его словам, в таких случаях необходимо обязательно сделать остановку, отдохнуть, поспать минут 20-30. «Непродолжительный сон невообразимо бодрит. Причем этот эффект можно усилить, выпив перед сновидением немного кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не разом, а примерно через полчаса. В результате вы проснетесь с двойным зарядом бодрости», — делится махонькими хитростями Ханс-Гюнтер Веес.

Сонный водитель опаснее пьяного?

Если возможности соснуть нет, не мешает совершить небольшую энергичную прогулку или сделать несколько гимнастических упражнений: это поможет активизировать труд системы кровообращения. «Снятию усталости способствует и холодная вода, потому во время остановок следует умываться. Отличное средство борьбы с сонливостью — развеселая музыка, живой разговор с попутчиком, а также легкая трапеза с включением в нее овощей, фруктов и семечек», — подсказывает ученый.

Нынешняя автопромышленность выпускает технические приборы, способные отслеживать поведение автомобилиста, определять степень его утомления и подавать звуковой сигнал тревоги либо направлять на лицо водителя струю морозного воздуха, если он начнет засыпать за рулем. Ханс-Гюнтер Веес относится к таким автоматизированным системам скептически: «Пока они персоной надежностью не отличаются, полагаться на них в полной мере нельзя. Болтливый попутчик — куда немало удачная альтернатива такой технике. Более того, он тоже сможет дать знак водителю, если тот начнет клевать носом. Основное — чтобы бесконечные разговоры от дороги не отвлекали».

Но еще важнее — просто выспаться перед поездкой. По этим статистики, сонный водитель еще опаснее пьяного: число погибающих в ДТП, случающихся по вину засыпания за рулем, вдвое превышает число жертв аварий, выходящих по вине нетрезвых автомобилистов. «Судите сами: у человека, который не почивал в течение 17 часов, скорость реакции точно такая же, как у того, у кого в крови 0,4 промилле алкоголя. А 22-часовое бодрствование и вовсе отвечает 1,0 промилле спиртного», — предостерегает немецкий врач Ханс-Гюнтер Веес.

Глядите также:

10 рецептов утренней бодрости

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика