27 Мая 2019, 14:23
Генри Форд одним из первых пришел в Россию. И вечно умел находить общий язык с властями нашей страны – и при императоре, и при генсеках. А его компания сделала для отечественного автомобилестроения, пожалуй, вяще, чем любая другая иностранная фирма.
Всего через четыре года после основания компании, Ford первым из зарубежных производителей авто отворил свое представительство в Российской империи – в Москве, на Петровских линиях, в здании гостиницы «Россия». Американцы поначалу торговали в нашей стране модели Ford N и Ford T.
При участии специалистов Ford в Москве построили завод имени КИМ (Коммунистический интернационал молодежи), грядущий АЗЛК, на котором из американских комплектующих собирали легковушки Ford A и грузовики Ford AA.
Вступил в строй Нижегородский автомобильный завод, популярный впоследствии как ГАЗ, в создании которого специалисты Ford принимали непосредственное учас-тие. Первой продукцией предприятия сделались модели на базе Ford A и Ford AA.
С конвейера в Горьком сошел более совершенный ГАЗ M-1, созданный на основе Ford B. Командированный Генри Фордом в Россию специалист по кузовам Вилльямс создал пособие по изучению криволинейных поверхностей, по какому отечественные дизайнеры работали вплоть до появления компьютерного моделирования.
На заводе имени КИМ готовится к производству малолитражный легковой автомашина, скопированный с Ford Prefect. Но Сталин забраковал проект и приказал взять за образец Opel.
В Москву ездил Генри Форд-младший, чтобы договориться о покупке лицензии на автобус ЗиЛ-118 «Юность», отличавшийся авангардным дизайном и оригинальными техническими решениями. Увы, пришагать к соглашению с советской стороной не получилось.
В Москве открыто торговое представительство Ford, а также первый дилерский середина марки.
В последние годы появилась возможность развивать собственный бизнес. Сейчас из-за резкого изменения курсов валют это стало сложнее. Компания неоднократно трудилась в странах, попавших в сложную экономическую ситуацию. Сейчас мы и наши дилеры переживаем сложный момент. Но не колеблемся, что рынок не только восстановится, но будет расти. И иностранные фирмы начнут развивать свое присутствие в России. А чтобы контролировать существенную часть рынка, нужно открывать заводы на территории РФ. И чем раньше, тем лучше.
Ford Motor Company подписывает инвес-тиционные договоренности с Министерством экономики Рос-сии и правительст-вом Ленинградской области о строительстве автомобильного завода полного производственного цикла.
Поначалу дела у американской компании шли отлично, и даже кризис 2008-го не смог сильно поколебать ее позиции на нашем рынке. Все внезапно и круто изменилось в 2011 году.
Я пришел с проектом на рекомендация директоров в марте 1999-го, и как только он был одобрен, на следующий день вылетел в Россию, чтобы набирать команду. 15 марта мы поехали во Всеволожск. Там я приобрел всем билеты только в одну сторону. Думаю, они хранятся у каждого до сих пор. А первые автомобили будут выпущены в октябре, как мы и планировали. Я оставляю мощный фундамент, одинешенек из лучших комплексов автомобильного машиностроения и я горд, что мы пока единственные, у кого такой завод строится. У нас одна из самых раскрученных дилерских сетей. И прекрасные взаимоотношения с правительственными структурами на всех уровнях и с прессой.
Ford открыл сборочный завод в городе Всеволожске (Ленинградская район) – первое предприятие полного цикла, построенное в России иностранной авто-мобильной компанией.
По торговлям Focus мы пятые в Европе. А когда я приехал пять лет назад, Россия была на 30-м месте с показателем в 1300 машин. Ныне примерно столько же продает один дилер в Сургуте.
В Подмосковье создан национальный центр дистрибуции запчастей для автомашин Ford, а также моделей марок Land Rover и Volvo, которые входили тогда в состав концерна Ford Motor.
Я не ведаю никого, кто предсказывал кризис, но считаю, что успеха можно добиваться и в этих условиях. Прежде всего невозможно останавливаться. Наш бизнес зиждется на огромных вливаниях наличности, на инвестициях в новый модельный ряд, которые окупаются годами. Да, будут утраты, но они были и раньше. Чтобы оставаться прибыльными, мы сокращаем расходы. Российский рынок станет крупнейшим в Европе с объемом возле 5 млн машин, и нам бы хотелось быть одним из крупнейших игроков.
Ford Focus появился в России в 1999 году и породил нешуточный заинтересованность. Необычная внешность автомобиля не отталкивала – напротив, привлекала. Запомнился рекламный ролик с виртуозным объездом сохатого (или кто там снимался). А когда выяснилось, что этот хэтчбек к тому же относительно недорог, то успех ему был обеспечен.
Купившие машину не разочаровались в своем выборе. «Фокус» очутился комфортабельным и уютным. Несмотря на небольшие габариты автомобиля, у него был просторный салон. По управляемости конкурентов у модели Ford не очутилось, причем не только в бюджетном сегменте: иным «премиалам» в этой дисциплине было далеко до скромного хэтчбека.
Показавшаяся в 2005-м модель второго поколения прибавила в габаритах, стала солиднее внешне, улучшилось и качество отделки интерьера. К этому моменту «Фокус» аккумулировал две трети объемов торговель Ford в России.
Рестайлинг’2008, выполненный в соответствии с новой концепцией «кинетического дизайна», преобразил наружность модели, сделав ее более агрессивной. Огромная трапеция нижней радиаторной решетки вызвала целую вал подражаний. В 2010-м доля продаж «Фокуса» достигла максимума – 74,4%!
А вот третий «Фокус», вышедший на наш рынок во другой половине 2011 г.ода, не удался. «Фордовский» бестселлер взяли в клещи конкуренты и снизу (модели класса В новоиспеченной волны), и сверху (компактные кроссоверы). В этой ситуации покупатель уже не был готов прощать прежнему любимцу специфический дизайн, тесноватые салон и багажник, тем немало что эти недостатки не компенсировала привлекательная цена. Кризис 2014-го лишь усугубил ситуацию: продажи модели рухнули в 2,5 раза. А в 2018-м ее часть в общем миксте компании составила лишь 27%
Объявлено о создании СП Ford Sollers, которое с этого момента сделалось представлять все интересы Ford в России. Отечественная компания Sollers в качестве вклада внесла в совместное предприятие производственную площадку в Набережных Челнах.
Начинов работу автомобилестроительный завод Ford Sollers в Елабуге, а в 2015-м в том же городе построено предприятие по производству двигателей для легковых моделей компании.
Акционеры совместного предприятия Ford Sollers, Ford Motor Company и ПАО «Соллерс» зачислили решение о реструктуризации СП, что подразумевает в частности прекращение производства легковых автомобилей Ford в России.
Желая действия, которые мы объявляем сегодня, сложны, они имеют решающее значение для обеспечения долгосрочной жизнеспособности бизнеса Ford Sollers. Линейка Ford Transit является лидером среди зарубежных брендов LCV в России и имеет огромный потенциал для дальнейшего доходного роста.
Ford присутствовал в России практически во всех значимых сегментах рынка легковых моделей. Хэтчбеки, седаны и универсалы от небольшого до среднего класса представляли Fiesta, Focus и Mondeo, группу кроссоверов – компактный EcoSport, среднеразмерный Kuga и большенный Explorer, а Tourneo – сегмент больших MPV. Отряд не заметит потери этих бойцов?
Вероятно, Ford дал промашку в выстраивании модельной линейки для России. Но имелись ли у «Голубого овала» резервы, способные преломить ситуацию? Такого раскрасавца, как Mustang, нам действительно не хватало, хотя руководство Ford и обещало, что его продажи вот-вот стартуют. Бестселлером автомашина бы не стал, но благотворно повлиял бы на имидж компании.
Для любителей пикапов, которые в ограниченном количестве все-таки обитают в России, превосходно подошел бы Ranger – при адекватной на него цене. Исходя из посыла, что хорошего много не случается, в модельный ряд вполне вписался бы кроссовер Edge. Впрочем, обе модели пробовали свои силы в России, но без особого успеха.
Экзотика вроде Ford Figo, колесящая по путям Индии, нам бы однозначно не подошла – с таким-то именем. Ну, и из-за маленького размера, конечно. Это справедливо и для Freestyle, кросс-версии Figo. Впрочем, и габаритный, но низенький кроссовер Flex, который смотрится весьма неуклюже, вряд ли бы прижился в наших широтах, несмотря даже на 7-местный салон и микрохолодильник.
Получается, Ford, по большенному счету, выбрал для России оптимальный модельный ряд. Но вот раскрыла ли компания полностью его потенциал – вопрос другой.
Одно из смыслов английского слова execution – казнь. Джим Хаккетт, главный исполнительный директор Ford, любит повторять, что 2019-й сделается для его компании годом этой самой execution. Предпринимавшиеся оздоровительные меры, в том числе хирургического характера, успеха не имели. Остается применить высшую меру экономической защиты к виновным в уложившейся ситуации. По понятным причинам топор занесен прежде всего над заокеанским, европейским, подразделением, уже десяток лет демонстрирующим неудовлетворительные показатели, что повергло к сокращению доли компании в Европе на четверть.
Россия не стала исключением, хотя совсем недавно Ford был одним из лидеров нашего базара. Так, в 2006 г. компания занимала третье место по объемам продаж, контролируя 6,2% рынка и уступая лишь отечественным «Ладе» и ГАЗу. Кризис 2009 г. немножко поколебал позиции марки, но резкое ухудшение самочувствия наступило в 2011-м – именно тогда было создано СП с российской Sollers. С тех пор Ford всегда терял покупателей, а его рыночная доля съежилась в 2018 г. до 3,0%. Фиаско зафиксировал «вердикт», оглашенный 27 марта 2019 г.
В этот день Ford, в 2002-м первым среди иноземных компаний открывший автосборочное предприятие полного цикла в России, объявил о значительном сокращении своей производственной базы в нашей краю. К июлю закроются заводы во Всеволожске (Ленинградская область) и Набережных Челнах, выпускающие легковые модели Fiesta, Focus, Mondeo и кроссовер EcoSport, а также моторостроительное предприятие в Елабуге. Это означает сокращение немало 2000 рабочих мест. Возможны увольнения и на автомобильном заводе в Елабуге, где помимо относительно успешных легких коммерческих моделей Transit, чье производство разрешено сохранить, собирали кроссоверы Explorer и Kuga.
Это первый случай, когда свое присутствие на рынке почти обнуляет компания, локализовавшая сборку всей своей линейки легковых моделей/кроссоверов. К драматической развязке привел цельный ряд причин. После успешной семилетки (2002–2008), когда продажи Ford выросли с 6669 до 186 828 автомашин в год, компания стала заложницей успеха своего главного бестселлера, Focus I/II и на несколько лет фактически превратилась в бренд одной модели. Попытки увеличения числа опорных точек, в том числе в набравшем популярность сегменте SUV/кроссоверов, бывальщины предприняты с запозданием и не увенчались успехом. Ситуацию дополнительно осложнил прохладный прием покупателями Focus III.
Динамика торговель автомобилей Ford в России
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Общие продажи Ford, шт. | 115 985 | 175 793 | 186 828 | 82 083 | 90 166 | 118 031 | 130 809 | 106 734 | 65 966 | 38 607 | 42 528 | 50 360 | 53 234 |
Доля рынка, % | 6,2 | 7,4 | 6,4 | 5,6 | 4,7 | 4,4 | 4,5 | 3,8 | 2,6 | 2,4 | 3,0 | 3,2 | 3,0 |
Место | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 8 | 9 | 9 | 12 | 12 | 10 | 9 | 9 |
Доля продаж Focus в продукции Ford, % | 63,3 | 55,2 | 50,0 | 63,5 | 74,4 | 69,9 | 70,5 | 63,0 | 42,2 | 28,7 | 28,2 | 30,0 | 27,0 |
Между тем, Ford всегда расширял свою производственную базу в России, создав мощности, рассчитанные на выпуск 355 000 автомобилей и до 200 000 двигателей для легковушек в год. Эти производства трудились с хронической недозагрузкой. Так, в 2018 г. Ford реализовал в России всего 53 234 автомобиля, включая 12 855 LCV. Разбалансировка достигла критической размеры, которая стала неприемлемой в ситуации, когда российский автомобильный рынок после короткого всплеска торговель в 2017–2018 гг. вновь перешел на нисходящую траекторию (за первый квартал 2019 г. продажи сократились на 0,3% сравнительно того же периода годом ранее).
Что же произойдет с «наследством» Ford в России? Закрываемые производства в ситуации сокращающегося базара вряд ли быстро найдут новых хозяев. Что касается 2,0%-й доли Ford в общих объемах торговель, то, по мнению Александра Мигаля, управляющего директора KIA Motors RUS, ее без труда поделят между собой конкуренты из числа производителей массовых моделей. Будет ли успешен бизнес Ford в России в сегменте LCV? Михаил Семенихин, глава VW NFZ в России, так ответил на этот вопрос нашему изданию: «Закрытие даже одного завода легковых автомашин не может не отразиться на финансовом балансе компании в целом, структуре расходов, ценообразовании на остающиеся в производстве модели».
А может, вина ухода «Форда» из России не в политике или экономике? Может, все дело в эзотерике? Ведь в Елабуге, где располагалось производство американской компании, давным-давно образовалась натуральная геопатогенная зона.
История этого темного места уходит в глубь веков. «Бе в некоем улусе казанском мал градец пуст, на брезе высоци Камы реки стоя, его же Русь именует Бесовское градище», – строчил в XVI веке священник Иван Глазатый в своей «Казанской истории». А 31 августа 1941 года в Елабуге удавилась Марина Цветаева. «Но в этой темной, деревянной и юродивой слободе…» – словно бы предвидел ее смерть Осип Мандельштам.
А сейчас давайте вспомним хотя бы некоторые промышленные проекты, которые пытались осуществить в последние полвека в Елабуге и ее округах. Итак, семейство уникальных бульдозеров Т220/Т330/Т500 Чебоксарского тракторного завода должно было сделаться революцией в отечественной промышленности в середине 70-х. Не стало. Через десять лет автомобиль «Ока» планировался воистину народным, общедоступным. Его производство в Елабуге так и не сумели наладить. В начине 90-х там же должны были выпускать «Автокам Рейнджер» и сразу несколько моделей ФИАТа – снова не срослось. И, наконец, в 1997-м запустили-таки отверточную сборку бразильского варианта Chevrolet Blazer – за два года с грехом напополам удалось продать 3780 машин. Тут же объявили о производстве Opel Vectra – не продали ни одного. После столь импозантного списка неудач даже как-то удивительно, что «Форд» продержался в Елабуге так долго – целых 8 лет.
Ведь геопатогенная зона на Средней Волге образовалась еще в 1968-м, с начином строительства Чебоксарской ГЭС. Когда стали заполнять ее водохранилище, оказалось, что наполовину построенный тракторный завод (крупнейший в Европе и всесоюзная ударная комсомольская стройка) есть в зоне затопления гидроэлектростанции. Заполнение приостановили, а цеха и часть оборудования стали переносить подальше – на триста с излишним километров к востоку, в Елабугу. Но пока переносили, выяснилось, что в таких грандиозных количествах бульдозеры стране не необходимы. Лучше пусть будут универсальные трактора. И в 1984 году ЦК КПСС и Совет министров постановили выстроить в Елабуге завод мощностью 150 000 тракторов в год. Прошло четыре года, освоили десятки миллионов рублей, выстроили миллионы квадратных метров и решили… перепрофилировать их на производство малолитражек «Ока».
Проклятое место…
Как ни печально это звучит, Ford собирается освободиться от своей гордости – предприятия во Всеволожске, а также от производственной площадки в Набережных Челнах и завода двигателей в Елабуге. Компания надеется их реализовать, но шансы на это невысоки, учитывая кризис российского автопрома. Сохранит Ford только завод в Елабуге, поскольку собственно там производятся коммерческие автомобили марки.
Именно на комтранс возлагают американцы свои надежды. В Европе они – номер одинешенек на этом поле. В России Ford считает свои позиции также вполне устойчивыми и намерен развивать производство Transit во всех его модификациях. В сегодняшнее время Елабужский завод выпускает шасси с различными надстройками, фургон и пассажирский автобус.
В 2015 году торговли этих автомобилей едва превысили 3000 экземпляров, что составило 0,2% от общего объема реализации «Форда» в России. В 2018 году они подросли до 12 077 штук, или до 0,6%. Немало это или мало? Откровенно говоря, негусто – меньше, чем за прошлый год продал машин в нашей стране китайский Lifan.
Итак, что же сейчас будет? Сборочные и моторостроительный заводы закроют, приблизительно 3000 сотрудников (всего в «Форд-Соллерс» трудятся 3700 человек) сократят. Те, чей стаж составляет не менее 15 лет, получат компенсацию в размере годового оклада, те, кто проработал меньше, – пять с половиной месячных окладов. На подобные наличные выплаты янки ассигновали $200 млн. Другие убытки, как ожидается, составят $450-500 млн. Но за океаном не особенно расстраиваются. «Нынешнее решение воображает собой важный шаг к цели Ford, чтобы обеспечить повышение прибыльности и более конкурентоспособный бизнес для всех заинтересованных сторонок», – отметил президент Ford of Europe Стивен Армстронг.
Хозяин «Соллерса» Вадим Швецов и вовсе преисполнен энтузиазма: «Мы с нетерпением ждем основы следующей главы нашего долгосрочного партнерства с Ford. Мы считаем, что решение сосредоточиться на российском рынке легких коммерческих автомашин приведет к усилению совместного предприятия и позволит нам извлечь выгоду из будущего роста рынка в этом сегменте». Отметим, что реструктуризация предусматривает возвращение «Соллерсом» утраченного в марте 2015-го контроля над совместным предприятием – отныне 51 процент акций опять принадлежит российской компании.
Не слишком переживают и местные власти: в Ленобласти подчеркивают, что давно знали о возможности закрытия завода во Всеволожске.
Сборочные заводы иноземных фирм в России в 2018 г.
Объем производства, шт. | Степень загрузки, % | |
KIA | 235 000¹ | 100 |
VW Group | 200 000³ | 56,0 |
Toyota | 73 620 | 73,6 |
Mazda | 31 149 | 44,5 |
Mitsubishi | 31 007 | 77,5² |
А чем уход одного из крупнейших игроков мирового рынка грозит стране и нашему автопрому в всеобщем? Мы обратились к представителям ряда компаний, создавших в России сборочные мощности, с одним вопросом: не является ли случай с Ford предвестником цельной серии закрытия предприятий? Не комментируя решение американцев, все наши собеседники заявили, что их компании продолжают вытекать стратегическим курсом сохранения локальной производственной базы и ее дальнейшего укреп-ления. Вот только цена приверженности принципам у любого своя. Если у Kia в 2018-м были полностью загружены сборочные линии на заводах в Санкт-Петербурге и Калининграде, то предприятия иных компаний продолжили работать с заметной недозагрузкой.