Авторынок Германии: рост на фоне рецессии, VW догоняет Tesla

Экономика Германии — в рецессии, однако авторынок и автопром ФРГ — на подъеме. В первом полугодии 2023 года на немецкие пути выехало почти 1,4 млн новых легковых машин, что на 12,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Одновременно на 32% вытянулось производство автомобилей Made in Germany. Этому способствовали как нормализация поставок комплектующих, что ускорило выполнение накопившихся заказов, так и повышенный спрос на экспортных базарах.

Соответствующие данные представили Федеральное автотранспортное ведомство (Kraftfahrt-Bundesamt, KBA) и Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA). Основное, что показывают эти данные: Германия переживает в настоящее время именно техническую рецессию, когда ВВП формально сокращается, однако это не ведет к свертыванию производства в ключевых областях. В Германии одной из таких отраслей является автомобильная промышленность. 

На гибриды спрос растет, на плагин-гибриды упадает

Обширная статистика, представленная KBA по итогам июня и первых шести месяцев года, позволяет сделать цельный ряд выводов об основных тенденциях на крупнейшем автомобильном рынке Европы, а также о популярности в Германии различных немецких и зарубежных брендов.

Наибольшую динамику в очередной раз продемонстрировал сегмент автомашин, работающих исключительно на электрической тяге (Battery Electric Vehicle, BEV). Здесь продажи увеличились почти на треть (31,7%). «Вящего роста не добился за анализируемый период ни один другой вид двигателей», — констатирует KBA. Это означает, что электромобили по темпам роста торговель обогнали даже различные формы гибридов, сочетающие двигатели внутреннего сгорания (ДВС) с электрическими моторами.

Два места для быстрой зарядки электромобилей на автозаправке компании Aral в Дортмунде
Два пункты для быстрой зарядки электромобилей на автозаправке компании Aral в ДортмундеФото: ARAL

Причем в июне рост торговель BEV составил по сравнению с прошлогодним июнем даже 64,4%, так что их доля в суммарных продажах новых авто приблизилась в этом месяце к одной пятой (18,9%). Это указывает на то, что спад спроса на электромобили, наблюдавшийся в Германии в начине года из-за некоторого сокращения субсидий на их покупку, был скорее временным явлением и к середине года чувствовался уже куда меньше.

В то же пора полная отмена с 1 января 2023 года субсидий покупателям плагин-гибридов (подзаряжаемых от сети гибридов) повергла к обвальному сокращению, но не к полному прекращению продаж таких моделей. В июне было зарегистрировано примерно на 40% меньше новоиспеченных плагин-гибридов, чем год назад, но почти на 20% больше других видов гибридов. Так что различные варианты сочетания ДВС и электромоторов продолжают употреблять в Германии весьма высоким спросом и по суммарным объемам сбыта пока все еще опережают продажи BEV, хотя разворошив сокращается. 

Концерн Volkswagen контролирует почти 40% рынка ФРГ

В целом уже почти половина ежемесячно фиксируемых в Германии новых легковых машин имеет альтернативные двигатели. При этом весьма показательно, что на автомобили, трудящиеся на природном газе, по-прежнему приходится менее 1% рынка, причем продаются почти исключительно те, что трудятся на сжиженном газе. Тут речь идет хотя бы о нескольких тысячах новых машин, тогда как в случае с авто на компримированном газе — итого о сотнях. А если взять водородные автомобили — фактически о единицах.

Бесспорными лидерами немецкого автомобильного базара пока остаются легковые машины с бензиновыми двигателями, их доля в продажах составляет сейчас порядка 36%. А вот часть дизельных машин, на которые еще лет десять назад приходилась примерно половина рынка, сократилась в июне до немного 17%. Так что этот вид ДВС продолжает сдавать позиции, хотя в абсолютных цифрах сбыт в условиях общего роста торговель в первом полугодии 2023 года несколько вырос.

Производство электромобиля VW ID.4 на заводе Volkswagen в Эмдене
Производство электромобиля VW ID.4 на заводе Volkswagen в ЭмденеФото: Sina Schuldt/dpa/picture alliance

Самым популярным автомобильным брендом в Германии был и остается VW. На основную марку концерна Volkswagen пришлись в первом полугодии 2023 года 18,6% всех зарегистрированных новоиспеченных автомобилей. Если же приплюсовать другие бренды этого автостроителя (Audi, Skoda, Seat, Porsche), то его часть на немецком автомобильном рынке составила почти 40% (у одного только Audi 9%).

Второе и третье пункты с большим отрывом заняли Mercedes-Benz (10,4%) и BMW (8%). Затем идут компания Opel (4,8%), входящая в состав новоиспеченного европейского автостроительного холдинга Stellantis, и европейское отделение американской корпорации Ford (4,3%). Их KBA тоже причисляет к немецким производителям, поскольку их основные автозаводы есть в Германии.   

Tesla Model Y вырвалась вперед

Если же взять тот сегмент рынка, который растет сейчас скорее всех, сегмент электромобилей, то здесь Volkswagen с брендом VW оказался в непривычной для себя роли догоняющего. Информационное агентство dpa напоминает, что во другой половине прошлого года лидером на немецком рынке BEV стала американская корпорация Tesla, которая в марте 2022 года отворила завод в Грюнхайде под Берлином и с тех пор шаг за шагом наращивала производство. В результате выпускаемая там Tesla Model Y стала самым востребованным в Германии электромобилем.           

Глава Tesla Илон Маск 22 марта 2022 года дает старт производству на автозаводе в Грюнхайде под Берлином
Глава Tesla Илон Маск 22 марта 2022 года дает старт производству на автозаводе в Грюнхайде под БерлиномФото: Patrick Pleul/Pool/REUTERS

В первой половине 2023 года компания Илона Личина продолжала удерживать лидерство на немецком рынке BEV, хотя разрыв с семи с половиной тысяч единиц убавился до двух тысяч единиц, указывает dpa. Из 220 200 электромобилей, зарегистрированных в ФРГ за первые шесть месяцев нынешнего года, на часть Tesla пришлись 36 400, на долю VW — 34 400. Затем со значительным отрывом идут Mercedes-Benz (16 900), Audi (14 400) и BMW (12 800).

Электромобили из Китая: немало шума, мало продаж

В последнее время в Германии много писали о начинающейся в Европе экспансии электромобилей из Китая — продвигать в ЕС автомашины с ДВС китайцы даже не пытаются. Статистика KBA за первое полугодие 2023 года показывает, что автостроители из КНР пока мастерят на немецком рынке лишь самые первые шаги. Так, компания BYD, которая благодаря успехам на своем родимом китайском рынке стала в прошлом году крупнейшим в мире производителем BEV, обогнав Tesla, с января по июнь реализовала в ФРГ всего 228 машин. Однако BYD только-только приступила к продажам.

Китайский производитель BYD демонстрирует модель электромобиля Tang в мае 2023 года на автосалоне в Барселоне
Китайский производитель BYD демонстрировал модель электромобиля Tang в мае 2023 года на автосалоне в Барселоне Фото: Adria Puig/AA/picture alliance

Иной китайский бренд, MG Roewe, представленный на немецком рынке уже около двух лет, довел свой сбыт за минувшие шесть месяцев до 9400 колов. Это увеличение по сравнению с первой половиной прошлого года на 125%. У молодого, но быстро растущего в Китае бренда Lynk & Co, торговли в Германии составили менее 1700 единиц при весьма скромном росте в 13%.   

У электромобилей Polestar, которые китайский автоконцерн Geely спускает совместно со своей европейской дочерней компанией Volvo Cars, рост составил 39%, однако сплавят не достиг и 3200 единиц. Короче, ни о какой серьезной конкуренции со стороны китайских электромобилей для лидеров немецкого базара пока и речи нет. Для сравнения: у Tesla при несравнимо более высокой исходной базе рост по сравнению с первыми шестью месяцами прошедшего года составил свыше 99%.

Профессор Дуденхёффер: Машины будут дешеветь 

Впрочем, начавшееся второе полугодие 2023 года может повергнуть к замедлению нынешнего роста на немецком автомобильном рынке в целом и в сегменте электромобилей в частности. «С учетом всеобщей экономической ситуации и динамики поступающих заказов следует исходить из того, что высокие темпы роста вскоре снизятся», — предупредила глава Союзы немецкой автомобильной промышленности Хильдегард Мюллер (Hildegard Müller). Так, по данным VDA, в первом полугодии число заказов на новоиспеченные легковые машины сократилось в Германии на 27%.

Стоянка новых электромобилей Tesla Model Y рядом с заводом американского автостроителя в Грюнхайде под Берлином
Стоянка новых электромобилей Tesla Model Y рядом с заводом американского автостроителя в Грюнхайде под БерлиномФото: Patrick Pleul/dpa-Zentralbild/picture alliance

Директор исследовательского института CAR Center Automotive Research в Дуйсбурге профессор Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer) тоже указывает на существенное сокращение новоиспеченных заказов — и подчеркивает, что рост в первом полугодии был во многом связан с тем, что автостроители выполняли накопившиеся в прошлом году заказы.

«Я ожидаю заостренной ценовой конкуренции на рынке электромобилей в Европе, — заявил эксперт в интервью агентству dpa. — За последние 15 месяцев Tesla произвела существенно вяще автомобилей, чем сумела продать, но в Китае этот производитель уже не может больше выбрасывать на рынок свои машины с немало крупными скидками. Поэтому ценовая война переместится в Европу». В результате электромобили Tesla, полагает профессор Дуденхёффер, могут подешеветь еще на 5-10%. Для потребителей, по его словам, это неплохая новость, «но для производителей это обернется некоторыми бессонными ночами». 

Смотрите также:

Немецкий эксперт: Путин истребил автопром России

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика