1930
Прекрасного автомобиля должно быть много – считали в 20-30-е годы. И уж, по крайней мере, он должен быть долгим и низким. Успех определяли длина капота и узость щели ветрового стекла – возникал весьма выразительный силуэт. Вот, взгляните на эту красавицу совершенно забытой ныне фирмы братьев Анжело и Поля-Альбера Буччиалли из французского Корбевуа. Изюминка Buccialli- огромные колеса в сочетании с невообразимо низким силуэтом. Такое стало возможным благодаря переднему приводу, какой братья применилиеще в 1928 году, за 6 лет до ставшего знаменитым CitroenTractionAvant и даже за 2 года до немецкой переднеприводной малолитражки DKW F1. Впрочем, она не попросту красавица: под длиннющим капотом и изящным кузовом от Жака Саутчика исчезают 12-цилиндровый моторVoisin, независимая подвеска и сенсационная автоматическая коробка передач.
1937
Во другой половине 30-х по обе стороны Атлантики появилось несколько выдающихся по красоте автомашин. Но создание парижского дилера «Пежо» Эмиля Дарл Мата стоит особняком, согласитесь! Чтобы подстегнуть торговли марки, выпускавшей недорогие, доступные модели, он решил наладить штучное производство спортивных модификаций с алюминиевым кузовом и мотором повышенной мощности. Волшебные линии машины — заслуга Жоржа Полена, а кузов из листового алюминия изготовила крохотная фирма Марселя Порту, где трудились дюжина мастеров. Всего они изготовили 20 купе, 53 родстера и 32 кабриолета. Весьма немногие из них дожили до наших дней и стоят теперь сумасшедших денежек — на престижных американских и европейских автомобильных аукционах за «Дарлматы» просят от $650 000 до $950 000.
1938
Двухдверное купе «Атлантик» многие находят самым красивым автомобилем вообще.Другие же называют первым в вселенной суперкаром — ведь мощный компрессорный двигатель позволял развивать скорость в 200 км/ч. Недюжинный талант молодого ваятеля Жана Бугатти соединился в этой машине с техническим гением его папу Этторе. Получился один из самых неординарных автомобилей в истории — модная в 30-е годы авиационная тема, подчеркнутая батареей из шести выхлопных труб и клепаными панелями из алюминиевого и магниевого сплава, органично сочетается с авангардной конфигурацией сверхнизкого кузова: машину тут же окрестили «слезинкой». Не удивительно, что шесть лет назад Ральф Лоран приобрел одинешенек из двух сохранившихся до наших дней экземпляров за $36 млн.
1948
Престон Такер был мечтателем. Он желал перевернуть автомобильную Америку, предложив революционную для тех лет машину. И у него это едва-едва не получилось! Расположенный сзади горизонтально-оппозитный двигатель с впрыском топлива, ремни безопасности, самостоятельная подвеска, дисковые тормоза и, конечно же, свежий дизайн с необычайно низеньким силуэтом вызвали у соскучившихся за годы войны по новым моделям янки бурю эмоций. Однако конкуренты из Большой тройки, очевидно почуяв опасность, предприняли против Такера масштабную кампанию, в крышке концов увенчавшуюся успехом — выпустив всего 51 автомобиль, фирма кончила существование. А знаменитыйКоппола даже снял об этой захватывающей истории кинофильм «Такер: человек и его мечта».
1952/1963
Для начала 50-х простой и элегантный «Эйс» стал откровением – совсем новое прочтение вполне традиционной темы английского спортивного автомашины. Ничего, казалось бы, не было особенного в открытом 2-местном кузове из легкого сплава, конфигурацию которого англичане во многом заимствовали у итальянских кузовщиков. Да и в рамной конструкции не обнаруживалось особых откровений. Но вскоре янки Кэрол Шелби предложил хозяину маленькой британской фирмы Чарльзу Харлоку ввести на «Козырь» 8-цилиндровый двигатель «Форд». Так появилась «Кобра» — невероятно мощная, дьявольски скорая, с мускулистыми, агрессивными обводами неожиданно ставшего совсем другим кузова. Сейчас это настоящая икона американского спортивного автомобилестроения.
1955
В чем секрет «богини»? Невозможно произнести однозначно. Почему 5 октября 1955 года, в первые 15 минут труды Парижского салона, было сделано 743 заказа, в первый день — 12 тысяч, а за 10 дней, что продолжалось автошоу, 80 тысяч клиентов внесли депозит в счет грядущей покупки — рекорд, который не побит до сих пор? В середине 50-х DS19 была подобна летающей тарелке — так отличалась от всех других автомобилей тех лет. Но ведь, как правило, необычные автомашины, намного опережающие свое время, не пользуются коммерческим успехом. Между тем за 20 летсерийного производства эта отнюдь не самая недорогая машина разошлась по свету в полутора миллионах экземплярах. И до сих пор творение инженера Андре Лефевра и ваятеля ФламиниоБертонине смотрится антиквариатом. Вот за это французы и называют ее «богиней».
1961
Увидев его впервые, Энцо Феррари с завистью произнес: «Вот самый прекрасный автомобиль из всех когда-либо сделанных!». Между тем у этого раскрасавца вскоре обнаружилась масса недостатков. Самая современная конструкция, авангардные технические решения, в числе которых были несущий кузов, самостоятельная подвеска, дисковые тормоза, реечное рулевое управление, обернулись бесчисленными проблемами с надежностью. Но, тем не менее, его выпускали 14 лет, в течение которых Е-Type сделался одним из самых известных спорткаров мира. И не только потому, что развивал скорость немало 240 км/ч, разгонялся до сотни менее чем за 7 секунд, и мог похвастать воистину гоночной управляемостью. Основное — красив был, дьявол…
1963
В стеклопластиковом кузове, созданном Марселем Юбером для небольшой французской фирмы «Альпин», представляется, нет ничего лишнего – это скорость, какой ее представляли в 60-е годы. Между тем, размещённый сзади двигатель от малолитражки «Рено R8», развивал отнюдь не запредельную мощность — всего-то 95 л.с. Изумительно, но через 10 лет А110 стал первым чемпионом мира по ралли. Но даже и тогда мотор не поражал характеристиками — 138 сил. Лишь кто сейчас об этом помнит? Зато формами 110-й можно любоваться часами — и не произнесёшь даже, с какого ракурса эта «француженка» кажется привлекательней.
1965
Ничем не узкая мощь автомобильного гиганта, который поставил задачу раздавить «Феррари» в 24-часовых гонках в Ле-Мане, читается в этих могучих конфигурациях. И цели своей Генри Форд-младший достиг: четыре раза сряду GT40 одолел команду несговорчивого Коммендаторе в 1965-1969 годах. Но пуще всего эту машину можно увидеть в пестрых «спортивных костюмах», украшенных наклейками спонсоров, номерами и рубцами от аварий. А ведь во всей своей могучей красоте детище английского конструктора Эрика Бродли и американского инженера Роя Ланна раскрывается в облике серийного дорожного купе: словно невиданный зверюга пластается по асфальту (40 означает 40 дюймов — 102 см вышины), готовый прыгнуть вперед на скорости в 300 км/ч…
1973
После скульптурных, мягких форм 60-х «Кунташ» был подобен шторму.Марчелло Гандини, работавший тогда в студии НуччоБертоне и совершенно недавно нарисовавший обольстительно красивую «Миуру», новым своим проектом буквально переворотил представление о красоте спортивного автомобиля. Это семидесятые! Острые, резкие грани, плоские поверхности, даже сами пропорции сравнительно короткого, но широкого и низкого автомобиля с нарочито сдвинутой вперед кабиной представлялось бы, должны были убить гармонию. Но не убили! И лучшим подтверждением может послужить тот факт, что Cоuntach спускали целых 16 лет — вечность для спорткара, но и сегодня, спустя 45 лет со дня дебюта концепта, этот «Ламборгини» не представляется устаревшим.