Зачем китайский владелец Volvo скупал акции Daimler

Основатель компании Geely миллиардер Ли Шуфу, приобретший почти 10% акций Daimler, увлечен электромобилями, автономным вождением и идеей защитить автомобилестроение от «вторжения извне».

Миллиардер Ли Шуфу из китайского города Ханчжоу приобрел «Мерседес». Правда, не весь, но все же почти десятую его часть. Эта новость будоражит сейчас не лишь немецкого автостроителя Daimler, у которого появился новый стратегических инвестор, сосредоточивший в своих дланях крупнейший пакет акций концерна. Многомиллиардная инвестиция основателя китайской компании Geely и обладателя шведской Volvo может изменить расстановку сил в мировом автопроме и повергнуть к новым альянсам в отрасли. Но она чревата и серьезными конфликтами интересов.

Самый большенный пакет акций производителя «Мерседесов»

Сам приход китайского инвестора большенный неожиданностью не стал, однако масштабы его капиталовложения оказались сюрпризом. В пятницу вечерком 23 февраля после закрытия торгов на Франкфуртской бирже Geely огласила, что приобрела 9,69 процента акций Daimler. Рыночная капитализация немецкого гиганта составляет образцово 75 миллиардов евро. Таким образом, контролируемая 55-летним Ли Шуфу компания, прижимистая в последние недели акции через посредника, выложила порядка 7,3 биллиона евро. 

Штаб-квартира концерна Daimler в Штутграте

Штаб-квартира концерна Daimler в Штутграте

Капитал Daimler распылен среди 900 тысяч акционеров, поскольку его бумаги весьма популярны среди тонких вкладчиков. В результате у концерна практически нет стратегических инвесторов. До сих пор обладателем крупнейшего пакета акций в размере 6,8 процента был суверенный фонд Кувейта. Сейчас его обогнал Ли Шуфу. В качестве важнейшего совладельца он имеет право притязать для себя или своего представителя на место в наблюдательном совете немецкого концерна. Там он сможет напрямую участвовать в принятии ключевых инвестиционных и кадровых решений.   

Немецкий концерн в будет сдержанном тоне объявил, что рад приходу еще одного «долгосрочно ориентированного инвестора, убежденного в инновационности, стратегии и потенциале» компании. «Daimler, — говорится дальше в официальном сообщении для инвесторов, — знает и ценит Ли Шуфу как китайского предпринимателя, обладающего персоной компетенцией и ориентацией в будущее, с которым можно конструктивно дискутировать индустриальные реорганизации». Эта фраза свидетельствует о том, что в штаб-квартире в Штутгарте прекрасно понимают, ради чего пришел хозяин Geely.

Ставка на электромобили и батареи к ним

Ли Шуфу, какого на родине нередко называют «китайским Генри Фордом», в производителе «Мерседесов» привлекли не столько популярность или гламурность бренда, сколько то, чем Daimler в размашистых кругах пока особо не прославился, а именно: технологии по производству электромобилей и батарей к ним. Он желал бы «сопровождать Daimler на пути превращения в одну из ведущих компаний в районы электромобильности», заявил китайский предприниматель.

Каршеринг в Японии использует электрические малютки Smart производства Daimler

Каршеринг в Японии использует электрические малыша Smart производства Daimler

Таким образом, основатель компании Geely, спускающей автомобили с 1998 года, намерен содействовать форсированной переориентации Daimler на производство электромобилей. Если учесть, что шведская компания Volvo Cars, какую Ли Шуфу приобрел в 2010 году, прошлым летом объявила о переходе с 2019 года на выпуск легковых автомашин исключительно с электрическими или гибридными двигателями, то становится очевидным: китайский миллиардер прицельно бьет в одну точку.

Неотложная задача противостоять «вторжению извне»

И дело тут не лишь в том, что на его родном китайском рынке (который чрехзвычайно важен для Daimler и где в заключительнее время все лучше продаются Volvo) с 2019 года вводятся квоты для отечественных и зарубежных автопроизводителей с мишенью заставить их резко увеличить выпуск электромобилей.

Daimler впервые испытал самоуправляемый грузовик в реальных условиях в Германии в октябре 2015 года

Daimler впервые изведал самоуправляемый грузовик в реальных условиях в Германии в октябре 2015 года

Ли Шуфу одержим идеей, что классические автостроители должны слить свои усилия, чтобы совместно противостоять «вторжению извне» — напору IT-корпораций, прорывающихся на перспективный рынок автономного вождения на электрической тяге. «Конкуренты, кидающие нам технологические вызовы в 21-м веке, родом не из автопрома», — подчеркивает китайский предприниматель.

Он убежден, что ни одному автоконцерну в одиночку войну с компаниями типа Tesla, Google, Apple или Uber не выиграть. «Настало пора для нового мышления. Мое участие в Daimler отражает такое видение грядущего», — заявляет Ли Шуфу. 

Возможные конфликты интересов и нарушения закона

Выход на авансцену новоиспеченного китайского совладельца знаменитого немецкого концерна вызвал в Германии неоднозначную реакцию. Популярный эксперт в области автомобилестроения профессор Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer) оценивает случившееся позитивно и убежден, что Daimler «станет еще более сильным и еще более инновативным». Иной именитый эксперт, профессор Вилли Диц (Willi Diez), полагает, что концерн сейчас лучше защищен от угрозы враждебного поглощения.

А если рассматривать приход китайского инвестора как попытку собственно враждебного поглощения? По данным газеты Handelsblatt, руководство немецкого концерна весьма обеспокоено вероятным появлением Ли Шуфу в наблюдательном совете концерна. В частности, потому, что китайский предприниматель одновременно владеет компанией Volvo Cars и является крупнейшим акционером Volvo Trucks. А это — два ровных конкурента Daimler на рынках соответственно легковых и грузовых автомобилей.

Тут возникает открытый конфликт интересов, поскольку на заседаниях наблюдательного совета обсуждаются негласные планы развития концерна и детали разработки новых моделей. Иной конфликт интересов состоит в том, что у Daimler с 2003 года уже имеется в Китае изведанный партнер BAIC, вместе с которым, в частности, в 2019 года планируется приступить выпуск целой линейки электромобилей. Кроме того, немецкий концерн сотрудничает при выпуске электромобилей с китайской компанией BYD. Впрочем, аналитики банка NordLB находят, что третий китайский партнер в лице Geely производителю автомобилей марок Mercedes и Smart не помешает.   

Немецкие профсоюзы указывают на то, что шведским коллегам на заводах Volvo приход Geely открыто пошел на пользу, а потому относятся к новому акционеру скорее позитивно, хотя и обещают пристально следить за сохранностью рабочих мест в Германии. Правительство ФРГ, в свою очередность, заявляет, что в принципе приветствует частные иностранные инвестиции, если при этом соблюдаются правила и нет опасности злоупотреблений в заинтересованностях других государств.

В то же время министр экономики Бригитте Циприс (Brigitte Zypries) обещает выяснить, как так вышло, что компания Geely объявила о покупке сразу почти 10 процентов акций, тогда как работающие законы предписывают оповещать о преодолении сначала 3-процентного рубежа, а затем и оценки в 5 процентов.

Чтобы разъяснить свои намерения и подчеркнуть свою добросердечную волю, Ли Шуфу, по данным немецких СМИ, прибыл в Германию и 26 февраля вел переговоры в штутгартской штаб-квартире Daimler, после чего 27 февраля преднамерен в Берлине встретиться с представителями правительства.

Смотрите также:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика