Встречными курсами

Космос как предчувствие

После Другой мировой, в ходе которой немецкие конструкторы во главе с Вернером фон Брауном вплоть подошли к созданию стратегической, заатмосферной ракеты, человечество жило в ожидании основы космической эры. Автомобильные дизайнеры – в том числе. Результатом стал «космический» манера авто середины ХХ в. Впереди всех в этом плане оказались США. Край, вышедшая из глобальной бойни с мощнейшей экономикой и получившая в качестве трофея самого фон Брауна с вящей частью его команды, имела все шансы первой прорваться в космос. Но командно-административная система СССР за счет концентрации ресурсов, таланта С.П. Королева и также при поддержки немецких спецов оказалась в данном случае эффективнее. Explorer-1, первоначальный американский спутник, вышел на орбиту на 4 месяца позже советского. Едва-едва ли янки утешились тем, что в Союзе автомобильный космический стиль реализовался (да и то с запозданием) в полной мере лишь в ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111.

Cadillac Series 62 Coupe de Ville года запуска первого попутчика (1957) – типичный представитель «космического» стиля: элементы бамперов в облике головных обтекателей ракет, «ракетные» кили и светотехника а-ля дюзы реактивных двигателей

 

Околдованный круг

При проектировании луноходов/марсоходов в СССР и США рассмат­ривались различные варианты движителей, но предпочтение в 99% случаев отдали автомобильному, колесному варианту. Один-единственное исклю­чение – советские микромарсоходы серии ПрОП-М (прибор оценки проходимости-Марс) с четой шагающих «лыж». Однако потопать по красной планете им не приш­лось: программы «Марс-2»/»Марс-3» (1971) закончились неуспехом. В любом случае, первенство в применении планетоходов принадлежит СССР. В 1970-м свою колею на попутчике Земли проложил «Луноход-1». Управляемый астронавтом американский LRV сделал это почти на год запоздалее.

Советские «Луноходы» и американские LRV были полноприводными: каждое колесо вертел индивидуальный электромотор. В качестве накопителя энергии использовались батареи на основе серебра

 

Четыре колеса + Ракеты

Принцип реактивного движения человечество использует давным-давно: уже немало тысячи лет назад китайцы забавлялись пусками начиненных порохом бамбуковых палочек. После случилось много чего, прежде чем в 1680 г. Исаак Ньютон – еще до падения ему на башку пресловутого яблока – спроектировал первый собственно автомобиль… с паровым реактивным двигателем. Не прошло и 250 лет как ракетомобиль стал реальностью. Фриц фон Опель, внук Адама, основателя компании Opel, оценил рекламный потенциал ракет, а реклама – двигатель популярно чего. Так весной 1928 г. на опелевском треке под Рюссельсхаймом и на берлинской гоночной линии AVUS прошли испытательные заезды авто с твердотопливными ракетами конструкции Вальса и Зандера. 23 мая Фриц фон Опель на специально спроектированном Opel Rak-2 с 24 ракетами (120 кг пороха в них достало бы на то, чтобы разнести на кирпичи трехэтажный дом) разогнался до 238 км/ч! Правда, затем «Ракетный Фриц» никогда уже не садился за руль ракетомобиля. Еще бы! Отважный бизнесмен вспоминал: «Передняя доля моего автомобиля плывет по воздуху. Боковые крылья повернуты неверно и не обеспечивают достаточно сильного прижатия к земле… Меня сносит вправо, на один из стоящих автомобилей, я «рулю» в противоположную сторону, проскакиваю влево, но мой автомашина ужасающим образом заносит…» До полета первого, советского попутчика оставалось 29 лет.

Альтернативы металлу

Армированные разного рода волокнами пластики пришагали в автопром из ВПК. Фиберглас послужил материалом кузова родстера Glasspar G2 (фото наверху), который в 1949-м на шасси Willys c V8 Chevrolet спроектировал американец Билл Тритт. Куда немало прочный, изначально секретный углепластик засветился на автомобиле в 1971-м. Тогда Citroen SM с карбоновыми колесными дисками разработки Michelin победил в «Ралли Марокко». Пройдет еще 10 лет, и детище конструктора Джона Барнарда, гоночный McLaren MP4/1 с пилотным карбоновым шасси, на линиях «Формулы-1» не станет тем блином, который комом. А в 1992-м дебютировал первоначальный серийный дорожный «карбоновый» автомобиль – легендарный суперкар McLaren F1. Ныне из «космического» углепластика изготавливают компоненты автомобилей и более доступных ценовых категорий. А вот необыкновенно прочная арамидная ткань кевлар проделала путь в обратном курсе. Разработанная в середине 60-х гг. ХХ века американской компанией DuPont для замены металлокорда в автомобильных шинах, она затем отыскала широкое применение и в авиакосмической отрасли.

1280px-Rétromobile_2011_-_Citroën_SM_Rallye_du_Maroc_1971_-_003.jpg

Земля – Космос

В1838-м британец Уильям Гроув додумался закрутить в обратную сторону процесс разделения воды на водород с кислородом и на выходе помимо водяного чета получил электричество. Сегодня пакет устройств, в котором вся эта алхимия выходит, называют топливными элементами (ТЭл). Поскольку в ТЭлах энергия топлива напрямую превращается в электроэнергию, их перевес над классическими тепловыми машинами, включая ДВС, которые не обходятся без посредников, неопровержимо: КПД до 88 vs 40%! Однако ТЭлы – штука сложная, и первый образец их практического применения относится к 1959 г. Тогда на выставке в Милуоки американская компания Allis-Chalmers показала… трактор с ТЭлами мощностью 15 кВт. И лишь в 1964-м ТЭлы разработки General Electric отправились в космос на американских двухместных кораблях Gemini, а затем Apollo и шаттлах. В СССР ТЭлы с 1966 г. создавались для месячной программы. И в том же году появился Chevrolet Electrovan, первый автомобиль на ТЭлах. Они-то совместно с баками для водорода и занимали почти весь объем кузова. С тех пор габаритную проблему, как и цельный ряд иных, решили. Одно пока не удается инженерам – приземлить космическую стоимость ТЭлов, снижающуюся в посредственном на 10% каждые 10 лет.

Toyota Mirai – бестселлер среди автомашин на ТЭлах (≈2900 экземпляров)

Космос – Земля

Чисто земные навигационные автомобильные системы? Было и такое. В 1966-м GM опробовал DAIR, считывающую информацию с перфокарт, а в 1981 г. уже на базар вышли несколько моделей Большой японской тройки с более продвинутыми конструкциями. Однако и Electro Gyrocator от Honda (фото вверху) с гирокомпасом и сменными географическими картами на сквозной пластиковой основе, и Drive Guide system Nissan или близкий ему Navicom от Toyota с хитроумными геомагнитными датчиками и дисплеями (!) очутились слишком сложны в обращении да к тому же теряли след на дистанциях от 10 км. Все упростилось после открытия в 1983-м доступа штатским к прежде исключительно военной спутниковой системе GPS, разработанной в США. В качестве предлога для этого шага президент Рейган использовал трагедию южнокорейского пассажирского Boeing, какой, по западной версии, сбился с курса и в результате был сбит над Сахалином советскими ПВО. Первым серийным легковым автомашиной со встроенным GPS-навигатором стало в 1990-м купе Mazda Eunos Cosmo (фото внизу). Подходящее наименование! Европейцы с BMW 7 series (E38) подтянулись в 1994-м, а виновники торжества – янки (Oldsmobile) – годом позже. В том же 1995-м полностью развернули спутниковую группировку российской ГЛОНАСС, почти ровесницы GPS. Вот лишь оснащение общедоступных легковушек отечественных марок навигаторами началось лишь сквозь 15 лет…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика