От малого к большому

Удобопонятно, что компактный внедорожник Suzuki, появившийся в конце 80-х и ставший бестселлером, не мог возникнуть на порожнем месте. Даже мощнейшая инженерная служба Daimler, разрабатывая собственный «легендеваген» десятью годами раньше, не обошлась без привлечения помощников из австрийской «Штайр-Даймлер-Пух». Японцы отправь по иному пути. Почти двадцать лет – с 1970-го по 1988-й, – по мере того как ширилась производственная база компании и рос конструкторский потенциал, проектировщики накапливали, разбирали и воплощали в конкретные разработки данные по эксплуатации своего первого и самого махонького вседорожника Jimny. Именно поэтому рассказ о «Витаре» будет неполным без упоминания Jimny, тем немало что первые шесть лет трансмиссия «Витары» идеологически копировала привод Jimny, лишь была рассчитана на большие нагрузки.

Vitara 1988-1997

В первом поколении спускали две версии, которых не было после 1998 года. Коммерческая 2-местная версия с затворённым цельнометаллическим кузовом просуществовала недолго – чуть более года. Ее прибрали с японского рынка уже в 1990 году. 2-местное исполнение X-90 в трехобъемном кузове по сию пору остается уникальным предложением – таких машин в вселенной нет.

Grand Vitara 1997-2005

Машина с изменившимся названием стала вяще, дороже, комфортнее; существенно подтянулась управляемость. Так, вместо пары «винт-шариковая гайка», какую к тому времени практически не использовали в качестве рулевого механизма, инженеры применили «легковую» чету «шестерня-рейка». Количество ребейджинговых версий уже меньшилось.

Grand Vitara 2005-2015

Самая основная из всех существовавших Vitara. Именно это поколение и поддерживало марку на протяжении немало десяти лет на всех рынках, кроме Индии и Японии. В настоящее пора представители Suzuki кулуарно намекают на возможность запуска аналогичной версии в компактном классе убранству с кроссовером Vitara. Название обещают сохранить!

Vitara 2015 – н.в.

Модель, какую многие поклонники поначалу не приняли, но она позволила Suzuki укрепить позиции в Европе. Основными краями для марки стали: Венгрия, где у Suzuki действует сборочный завод, Германия, Австрия, Великобритания. Убранству с Индией и Японией эти страны составляют группу ключевых рынков для Suzuki.

Астральный билет

Все началось с покупки лицензии на двухместный сверхлегкий полноприводный автомашина HopeStar ON360, который продавали в Японии с 1968 года. HopeStar разработали на базе узлов и агрегатов, взятых от тогдашних моделей Mitsubishi, и фактически оригинальными у машины бывальщины только кузов и трансмиссия. Инженеры Suzuki первым делом поставили на автомашина свой мотор и в кратчайшие сроки модернизировали все остальное.

Даже по меркам 1970 года махонький внедорожник Jimny был устаревшим, однако он проложил путь «Витаре»

Чем несложнее, тем лучше!

Именно простота или, даже можно сказать, примитивизм конструкции позволил Jimny завоевать свою часть на рынке, но дело не только в этом. Хитрые японцы решили поставить на «внедорожные рельсы» автомашина самого малого класса. Таким образом, Jimny не только отворил новую нишу, но и до сих пор остается единственным ее обитателем. И хотя до него на японском базаре были похожие модели, все это была продукция небольших компаний, какую «собирали» из компонентов уже выпускавшихся моделей других фирм. Заслуга Suzuki в том, что они поставили махонький вездеход на конвейер, сделав его доступным для широкого пользователя. Сейчас уже целым ходом идет приладочная сборка Jimny нового поколения – в ближайшее время машина придет к российским дилерам Suzuki.

Удивительно, но вседорожник с мотоциклетным двухтактным двигателем мощностью итого в 25 лошадиных сил быстро набирал популярность не только на родине, но и в вселенной. Секрет успеха оказался прост. Съев собаку на маленьких машинках – «ки-карах» (нечто посредственнее между квадроциклом и легковым автомобилем), руководство Suzuki решило, что конкурировать на внедорожном поле с теми, кто начинов разрабатывать тему вездеходов сразу после войны, то есть на 25 лет ранее, не стоит – вряд ли удастся создать достойного соперника Land Rover, Jeep и Land Cruiser. Куда увлекательнее выйти с «внедорожным ки-каром» и занять пустовавшую нишу классом ниже. Расчет очутился точным.

С годами Jimny взрослел, превращаясь в «настоящий» автомобиль: показался закрытый кузов, 4-тактный мотор, машина становилась просторнее и комфортабельнее. И все-таки Jimny был чересчур маленьким и не годился на роль первого автомобиля в семье. Скажем, у него не было «машины», а значит, женщинам, которые все чаще садились за руль, управляться с подобный машинкой было тяжело. В общем, совершенно логичным и естественным линией Vitara выросла из маленького вседорожника Suzuki.

Первые шаги

Как ни удивительно, именно рамная конструкция позволила инженерам максимально облегчить автомашина. Конечно, «Витара» не опустилась до спартанского исполнения салона первого поколения Jimny, какой весил всего-то 600 кг: ее двери были полноценными, с рамками окон, ветровое стекло – гнутым и не откидывающимся, а нынешнему лаконичному интерьеру первой «Витары» мог позавидовать иной легковой автомашина. Чего стоила одна только приборная панель, выполненная в классическом манере. А ведь решение это было принято наперекор тогдашней моде: «цифровая вал» уже вовсю задавала тренды. Не пройдет и нескольких лет, как от циферблатов, выкрашенных в три-четыре краски, у водителей начнет рябить в глазах.

По сравнению с Jimny интерьер первой Vitara уже не возбуждал ассоциаций со спартанскими внедорожниками

К слову, компактный вседорожник Suzuki устроился летом 1988 года к японским дилерам как «Эскудо» – так именовали денежную единицу Португалии, что, однако, не должно смущать. Скажем, имя Prado тоже позаимствовано из португальского и означает «поле». Впрочем, расходясь по краям и континентам, вседорожник обрастал названиями, как елка  новогодними игрушками. Произнесём, в США, где машину собирали на совместном предприятии с GM, ее покупали как Suzuki Sidekick и Geo Tracker – в подневольности от исполнения кузова. Вешали на машину и эмблемы других брендов – GMC, Chevrolet, Mazda, Daewoo и даже Pontiac.

Популярности Vitara, выраставшей со скоростью лавины, способствовал, по сути, единственный сугубо технический фактор: никто не мог предложить такого феноменального сочетания низенькой массы и внедорожных способностей. И речь не только о базовой двухдверной софт-версии, но и об исполнении с затворённым трехдверным кузовом. Между тем в странах с жарким климатом открытые кузова из-за того, что стоили недороже, шли порой даже лучше закрытых. Кроме того, рамная конструкция в «доевронкаповские» поры позволяла не думать о пассивной безопасности и давала инженерам широчайшие возможности для конфигурации кузова. Собственно, уже в 1990 году показалась и длинная пятидверная «Витара» с колесной базой, растянутой до 2479 мм, – у первоначальной версии было лишь 2200 мм.

Отворённые исполнения были легкими и показывали весьма умеренный расход горючего

Что прикасается двигателей, то на раму можно было ставить что угодно, и та все выдерживала – от 1,3-литрового карбюраторного моторчика до 2-литровой «шестерки», а когда необходимо, и дизеля. Наряду с 3-ступенчатым «автоматом» уже в 1990 году начали предлагать 4-ступенчатый. Но основной «потребительский» прорыв был впереди.

Прямо на ходу

Называя машину внедорожником мы нередко забываем, что не только рама, а в первую очередь раздаточная коробка с понижающей передачей дает эти заветные свойства вне асфальта. Собственно «понижайка» – главный отличительный признак «проходимца», хотя, разумеется, далеко не единственный. На «Витаре» первого поколения рычагом, размещенным между передними сиденьями, можно было избрать один из режимов: 2Н, 4Н, N и 4L. Последний как раз и предполагал демультипликатор. От дорогостоящего межосевого дифференциала конструкторы отказались, и до 1994 года водитель не мог на ходу переключиться между задним и целым приводом. Это стало возможным с внедрением системы Drive Select 4×4.

Тогда же бывальщины проведены рестайлинговые мероприятия – интерьер значительно обновился, появились электрические стеклоподъемники, две подушки безопасности, центральный замок.

Первое поколение с колесной базой в 2200 мм навеки останется лучшим по геометрической проходимости среди всех Vitara

Пора шло, рынок требовал изменений, и спустя десять лет после запуска Vitara показалась «Большая Витара». Но в данном случае Grand Vitara говорит не лишь о размерах. Автомобиль вышел на новый уровень в первую очередь по комфорту, оставшись, что увлекательно, рамным. Во втором поколении инженеры предприняли несколько небезынтересных экспериментов, итогом одного из которых стала версия XL-7, оснащенная мотором V6, но с увеличенным до 2,8 л объемом. Основное, колесную базу растянули аж до 2800 против 2480 мм у пятидверного исполнения, что позволило ввести третий ряд сидений.

Поскольку речь шла об американском рынке, инженеры не размышляли об ухудшении управляемости: большей частью дороги в США прямые как стрела, потому колею оставили без изменений – 1500 мм. Мотор в 173 л.с. пришелся янки по нраву, и они исправно покупали Grand Vitara XL-7 целых пять лет.

Иная история

Изменения, которые привнесли в Grand Vitara второго поколения (или в «попросту Витару» третьего), стали поистине революционными. Чего стоит одна лишь независимая многорычажная задняя подвеска. Впрочем, главные новшества исчезали как раз в раздаточной коробке – у автомобиля появился межосевой дифференциал, а вот рама, навыворот, исчезла. Таким образом, Grand Vitara превратилась в уникальный продукт – ни до, ни после всемирная автопромышленность не предлагала ничего похожего. Этот уникальный автомобиль продержался на конвейере цельных 12 лет, пережив несколько рестайлингов, и до сих пор остается востребованным на вторичном базаре. Нередко цены на последнюю производственную версию доходят до миллиона рублей.

Легкая отворённая Vitara завоевала популярность во всем мире – от Канады до Японии, однако со порой популярность непрактичной версии сошла на нет

Между тем новая модель, вернувшаяся к извечному названию Vitara, пошла совсем другой дорожкой – и опять же из-за заявок рынка. Собственно, менеджмент Suzuki на протяжении всей истории фирмы обосновывал, что правильный расчет куда полезнее эмоций. Вот и с запуском четвертой «Витары» японцы целиком ушли от темы покорения тяжелого бездорожья, сконцентрировавшись на комфорте и управляемости, какие подкреплены способностью машины с легкостью преодолеть раскисшую, с ухабами, грунтовку. Впрочем, новоиспеченная Vitara – это уже совсем другая история.

Технические данные. Suzuki Vitara Soft-Top 1.6 5MT, 1990 год

Двигатель
Число цилиндров/расположение 4/рядное
Рабочий объем, см3 1590
Наддув нет
Диаметр цинидра х ход поршня, мм 75×90
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин 60(82)/5500
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 129/3000
Степень сжатия 8,9
Привод ГРМ зубчатый ремень
Система столы моновпрыск
Трансмиссия
Привод подключаемый полный
Коробка передач ручная, 5-ступенчатая
I 3,652
II 1,947
III 1,379
IV 1,0
V 0,864
Понижающая передача в РК 1,816
Основная пара 5,125
Задний ход 3,670
Кузов
Тип открытый с мягким верхом
Количество дверей/пунктов 2/4
Снаряженная масса (DIN), кг 970
Максимальная допустимая масса, кг 1450
Топливный бак, л 42
Длина х ширина х вышина, мм 3560х1630х1665
Колесная база, мм 2200
Колея спереди/сзади, мм 1395/1400
Дорожный просвет, мм 200
Шины 205/75 SR 15
Диаметр разворота, м 10,5
Ходовые качества
Максимальная скорость, км/ч 140
Разгон 0-100 км/ч, с 9,2 (9,8)
Расход топлива (ECE), л/100 км: линия/город/смешанный 7,8/11,4/10,1

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика