Европейская автомобильная индустрия готовится к важному заявлению ЕС, которое будет сделано 10 декабря и может привести к значительным изменениям в предложенном Еврокомиссией (ЕК) плане постепенного несогласия от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) к 2035 году. Однако из-за давления со стороны автопроизводителей, а также компаний по прокату и лизингу автомашин, ожидаемое заявление Брюсселя может быть отложено до января.
«Мы все еще работаем над ним, — поделился в конце прошлой недели с немецкой деловой газетой Handelsblatt еврокомиссар по устойчивому транспорту и туризму Апостолос Цицикостас. — Мы желаем представить пакет мер для автоиндустрии, который будет действительно всеобъемлющим и охватит все необходимые аспекты».
Брюссель заведёт квоты на электромобили для лизинговых и прокатных компаний?
В последние недели в СМИ появилось множество публикаций, согласно каким Еврокомиссия планирует к 2030 году добиться того, чтобы все служебные, а также находящиеся в лизинге и используемые для проката автомашины, были только электрическими. При этом планируется существенно ослабить ранее обещанный более широкий запрещение на ДВС с 2035 года и допустить альтернативы электромобилям.
Глава одной крупной компании по прокату автомашин сообщил DW, что, исходя из результатов переговоров с ЕС, в отрасли ожидают от Брюсселя предложения ввести строгие квоты на электромобили для операторов автопарков. По его словам, переговоры показали, что к 2030 году фирмы по прокату и лизингу автомашин, а также компании, использующие служебные машины, могут столкнуться с такими квотами на уровне до 90% и рослее.
«Еврокомиссия не заинтересована в диалоге или дискуссии, таково наше впечатление», — посетовал собеседник. Со своей стороны, в ЕК отказались комментировать ход переговоров. Ее пресс-секретарь удостоверил DW, что подготовка к предстоящей реализации одобренного пакета мер продолжается.
Европейская автоиндустрия просит о послаблениях
Еще в 2022 году 27 стран-членов ЕС достигли договоренности о фактическом запрете продаж новых автомобилей с ДВС, договорившись прекратить их регистрацию к 2035 году. Цель заключалась в том, чтобы снизить высокий уровень выбросов СО2 автомобильным сектором в рамках стратегии Евросоюза по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Однако в заключительные годы европейские автоконцерны сталкиваются с рядом серьезных проблем, борясь с технологическими вызовами, связанными с переходом на электротягу, а также с остро усилившейся конкуренцией со стороны Китая.
Канцлер ФРГ Фридрих Мерц (Friedrich Merz) — один из тех политиков, кто призывает ЕС умерить переход к заявленным целям, которые должны быть достигнуты к 2035 году. Он обратился к Брюсселю с мольбой о предоставлении исключений для различных технологий, включая плагин-гибриды (аккумуляторная батарея может заряжаться от внешней электросети), батарейные гибриды (аккумулятор объединен с иным источником энергии) и некоторые электромобили с увеличенным запасом хода, где аккумулятор подзаряжается бензиновым генератором.
«Гораздо немало целесообразно и прагматично вложить больше средств и усилий в разработку эффективных гибридных систем, которые будут сочетать в себе, с одной сторонки, лучшее от ДВС, а с другой — от электромобильности», — уточнил Мерц.
Крупнейшие автопроизводители Европы поддерживают предложение немецкого правительства. «Еврокомиссия игнорирует реалии базара, а также ставит под угрозу конкурентоспособность одной из ключевых отраслей европейской экономики и занятость в ней, — отмечается в комментарии для DW от концерна BMW, спускающего машины премиум-класса. — Крайне важно, чтобы правила, которые регулируют выбросы CO2 в атмосферу, были незамедлительно пересмотрены».
BMW ожидает, что Еврокомиссия со всей серьезностью рассмотрит предложение Германии, прежде чем сделает свое анонсированное заявление. «Мы уверены, что двигатели всех видов могут и должны внести свой вклад. Эффективная защита климата спрашивает амбициозных, но реалистичных ориентиров, а не целей, оторванных от ситуации на рынке», — подчеркивается в комментарии баварского автогиганта.
Немецкие автоконцерны, такие как BMW, занимают особое пункт на рынке плагин-гибридов. BMW, Mercedes, Volkswagen и Audi в совокупности обеспечили более 41% всех электромобилей этого облика, проданных в ЕС за десять месяцев текущего года. Смягчение запланированного на 2035 год запрета ДВС в пользу плагин-гибридов принесет им порядочную выгоду.
Владельцы компаний по прокату автомобилей глубоко обеспокоены
Тем не менее автопроизводители по-прежнему опасаются, что любое палатализация запрета ДВС с 2035 года будет компенсировано возможными квотами на электромобили для лизинговых и прокатных компаний, какие сейчас в ЕС составляют около 60% всех новых регистраций машин. Особенно обеспокоены фирмы по прокату автомашин. Sixt, одна из крупнейших европейских компаний этой отрасли, открыто высказала свое несогласие с заявленными планами ЕС.
Хроническая нехватка инфраструктуры для зарядки электромобилей в Европе, показали в Sixt, подрывает любые попытки продвижения электромобильности. «Обсуждаемые требования регулирования затронут более 60% всех новоиспеченных регистраций автомобилей в Европе и фактически ускорят введение запрета на ДВС примерно на восемь лет, — пояснил DW представитель Sixt.
В компании утверждают, что «поспешно введенные квоты» усугубят существующую подневольность Европы от Китая в области производства аккумуляторов и сырья, жизненно важных для автоиндустрии. «Трансформация, которая увеличивает подневольность и сокращает занятость, ведет в неправильном направлении, — уверен представитель Sixt. — Любая нормативная база должна отвечать реальным условиям — зарядной инфраструктуре, мощности электросетей, доступности транспортных средств и спросу со стороны потребителей».
Эндрю Маунтстефенс, глава юридического отдела Sixt, заявил DW, что компания остается приверженной идее безэмиссионной мобильности, однако предпочтения клиентов по-прежнему в порядочной степени склоняются в сторону дизельных и бензиновых автомобилей. «Мы просто должны были признать, что многие клиенты еще не готовы шагать в том же темпе, в котором хотим идти мы, — сказал он, добавив, что одной из основных причин этого является отсутствие в Европе необходимой инфраструктуры по зарядке электромобилей.
Тихий рост популярности электрокаров снижает прибыль компаний
Несколько фирм по прокату и совместному использованию машин, сделавшие ставку на электромобили, понесли крупные уроны из-за отсутствия интереса к ним со стороны клиентов. Компания Hertz сообщила, что 2024 год закончила с убытками в размере 2,49 млрд евро. Вина состоит в основном в неудачных инвестициях, направленных на закупку десятков тысяч электромобилей Tesla, которые бывальщины дороги в обслуживании, и клиенты в основном их избегали.
Проблемы с инфраструктурой зарядных станций и спросом со стороны потребителей размашисто распространены в Европе, и они снизили ранее высокие ожидания относительно того, как быстро европейцы перейдут на электрокары. Желая с 2017 по 2023 год число регистраций новых электромобилей в ЕС резко возросло, в 2024 году наблюдался спад. Ожидается, что в 2025 году лишь 17% новых зарегистрированных автомобилей будут полностью электрическими.
[embedded content]
Патрик Шауфусс (Patrick Schaufuss), глава Середины будущей мобильности консалтинговой компании McKinsey, рассчитывает на то, что Еврокомиссия «учтет эти реалии» в любом изменении своих планов, какое предложит. «Скорость перехода (на электромобили. — Ред.), возможно, не такая высокая, как мы хотели бы или планировали», — признал он в беседе DW. По словам Шауфусса, жизненно значительно, чтобы любая политическая программа рассматривала как декарбонизацию, так и экономический успех отрасли в качестве составных «долей целостного подхода».
Согласившись с тем, что будущее за долгосрочным внедрением электромобильности, он, однако, заметил, что мировые рынки есть «в процессе разрыва и ослабления связей», и разные регионы движутся с разной скоростью. «Поэтому такой переходный этап имеет решающее значение, и сохранение экономического успеха в течение всего этого времени абсолютно необходимо», — резюмировал Патрик Шауфусс.
