Заправки, автосервис, рестораны и закусочные, туалеты, душевые, киоски со всякой всячиной, ребяческие площадки, лужайки для выгула собак… Бывает также, что есть небольшие мотели и церкви. Вот, пожалуй, и всё, что можно увидать на немецких Raststätte – местах остановок и отдыха на автобанах. Почему же журналист Флориан Вернер (Florian Werner) написал о них цельную книгу, да еще назвал ее: «Признание в любви»? Что особенного в этих в высшей степени прозаических местах?
Германия в миниатюре
Придорожные лагеря на автобанах называются по-немецки Raststätte. Одним словом на русский язык перевести трудно. Тут соединены два понятия: «Rast» — остановка, привал, передышка, передышка — и «Stätte» — место. Не вдаваясь в филологические и формально-бюрократические тонкости (помимо слова Raststätte в немецком обиходе кушать еще ряд других родственных ему понятий), можно сказать, что речь идет об обустроенных пространствах, своего рода островках, где можно не лишь, что называется, размять ноги, перекусить, купить что-нибудь в дорогу, сходить в туалет, заправить и помыть машину, но и, как это мастерят дальнобойщики, припарковать свою фуру и выспаться. Иногда даже провести здесь целый день, потому что по воскресеньям фуры могут ездить по немецким автобанам лишь в исключительных случаях.
В воскресенье на стоянке у автобана: фуры отдыхают
Флориан Вернер считает это сосредоточение сервисных предприятий Германией в миниатюре. И уже в первой главе своей книжки признает: объект его любви не пользуется особой благосклонностью немцев. Raststätte слывет олицетворением заурядности, необыкновенно функциональным местом, в котором останавливаются лишь по мере необходимости для того, чтобы наполнить бензобак или сходить в туалет. К тому же тут всё очень дорого, и тот же туалет — платный.»Недовольство ценами на автобане является составной частью национального фольклора, а на качество предлагаемой там еды плачутся абсолютно все», — пишет Флориан Вернер. Тем не менее, в обществе, в котором личная мобильность считается фундаментальным правом, смысл сервисных стоянок на автобане постоянно растет, утверждает автор.
По всей Германии работают примерно 450 вящих, «полнокомплектных» стоянок с ресторанами, автосервисом и так далее на автобанах. Ежегодно на них останавливаются около полумиллиарда водителей. Это существенно вяще, чем число посетителей Кельнского собора, туристов у Бранденбургских ворот и гостей Октоберфеста вместе взятых, подчеркивает автор. Тут работает много людей в качестве обслуживающего персонала, дальнобойщики проводят тут большую часть своего независимого времени… «Посещение придорожных мест отдыха Raststätte, — убежден Флориан Вернер, — может рассказать нам весьма много о культуре, истории страны и ментальности ее жителей».
Ботаник, полицейский и дальнобойщик
Автор книги избрал в качестве отправной точки своих исследований одну конкретную стоянку — Garbsen Nord (Гарбзен Норд). Почему именно ее? Эта стоянка находится в своеобразном «автострадном центре» Германии. Garbsen Nord расположена на автомагистрали А 2, протянувшейся с восхода на запад страны (из-за большого числа фур, следующих из Польши в направлении Рурской области, далее в голландский Роттердам и назад, она получила прозвище «Варшавской аллеи»), и недалеко от автобана А 7, который представляет собой ось, протянувшуюся с норда на юг.
Стандартные блюда в ресторанах на стонках у автобана
Здесь, в Garbsen Nord, Флориан Вернер снял номер в мотеле, в каком и начал работать над книгой. Среди запланированных и неожиданных встреч автора — и арендатор стоянки, и некий безымянный персонаж, собирающий там бутылки и философствующий по ходу дела о веры, и глава общества, оказывающего первую психологическую помощь потерпевшим аварию.
Комиссар полиции Франк Лëпер (Frank Loeper) рассказал автору книжки о распространенных правонарушениях в Garbsen Nord, среди которых, например, неуплата за бензин на автозаправке. Ботаник Юрген Федер (Jürgen Feder) поведал о биологическом разнообразности ареала, где, по его словам, встречаются целых пять разных биотопов. Удалось Флориану Вернеру и разговорить дальнобойщика по имени Давид, какой охотно рассказал о своем детстве, когда его отец, тоже дальнобойщик, брал его с собой в поездки. А вот свою «святая святых», то кушать кабину фуры, Давид любопытному писателю не показал. Почему? В общем, и у банальной немецкой стоянки на автобане кушать свои секреты.
Смотрите также: