18 Июля 2017, 17:53
Без сепарации не получить в незапятнанном виде природный газ, который наряду с нефтью является главным обеспеченностью ЯНАО. Да и сам вроде бы материковый регион во многом отделен от Большой земли. Исследовать этот нордовый российский «остров» отправилась в феврале экспедиция Land Rover. Общая протяженность маршрута Новый Уренгой – Ямбург – Новоиспеченный Уренгой – Надым – Салехард – п-ов Ямал Не прошло и суток после прилета в ЯНАО, как наши желания разошлись с возможностями. «Сепаратор», погода Приполярья, сработал жестко. В поселке Мыс Каменный на восточном сберегаю полуострова Ямал, куда мы собирались добраться зимником по льду Обской уста, объявили штормовое предупреждение по случаю нагрянувшего после 40-градусных морозов теплого циклона. Небосвод, земля, лед – все слилось в глухую серую массу. Любители сэлфи от подобный декорации застрелились бы! Приходится закрутить наш маршрут от Ямбурга, вахтового поселка газовиков, в противолежащем направлении. Возвращаемся в оставленный накануне Новый Уренгой или, как здесь сообщают, НУР. И быстрее! Иначе единственную трассу закроют, и мы зависнем почти на старте экспедиции невесть на сколько.Ямало-Ненецкий автономный округ
Желания & Возможности
Метелица, кажется, проникла и в дисплей навигатора. На нем – одинокая нитка дороги на стальном фоне, который лишь иногда размывают контуры не видимых зимой озер. Что тут произнести? Тундра. Хорошо еще, здесь не за что зацепиться не только глазу, но и снегу. Его сдувает с полотна линии, идущей волнами на вечной мерзлоте, и уносит в бесконечность. Не везде. На перекинутых через речки и в основном безымянные ручьи мостах с их ограждениями мигом образуются и вырастают переметы. Крепче за «баранку» держись, шофер!
Греет дума, что под Ямбургом мы заправили баки наших Discovery и Discovery Sport под завязку на «вневедомственной» АЗС. Ближайшая общедоступная – за 360 км в НУРе. Удивляться ли кусачим ценам?! Литр дизтоплива Euro 5, привезённый с Уфимского НПЗ, тянет на 45 руб. 90 коп. Правда, «солярка» арктическая, не сгущающаяся, судя по документам, до -46° С. В ЯНАО заворачивает и покруче. Оттого здешний автопарк в основном «бензиновый», а из-под капотов многих легковушек и внедорожников торчат провода со штепселями для подогрева моторного масла от электросети. В «безрозеточной» поясу выход один – не глушить двигатель. Неделями, пока стоят 40-/50-градусные морозы. Подняться зимой из-за отказа мотора посреди безлесной тундры – наслаждение так себе. Потому в ЯНАО машины меняют раз в два-три года. Низенькая влажность уберегает транспорт от коррозии, и перекупщики отрывают б/у с руками, чтобы перегнать на «Землю».
«Путь на Север, как путь к эдельвейсам,
Где шаг – расстоянье, она не для многих»
Местные считают, что она начинается с Тюмени. Это образцово 1100 км к югу от НУРа по прямой или 1500 км по трассам, часть из которых зимники, отворённые с ноября по апрель. В остальное время года значительная часть ЯНАО превращается в отхваченный болотами от «Земли» остров, куда только самолетом/вертолетом можно долететь, ну, или доплыть по Оби. По счастью, «островитяне» существуют не только и не столько с перепродажи машин.
Государство в Государстве
«В Уренгое даже школьные буфетчицы… суровые начальницы… сестры милосердия… девушки по вызову тянут за газ и верят в газ!» Сдается мне, Юрий Лоза, автор песни «Уренгой», мощно ужал ряды «газозависимых». В деловой столице округа, НУРе и в цельном в ЯНАО таковые все поголовно.
Да и как иначе? Без гигантских газовых месторождений, первое из каких открыли полвека назад, эта территория осталась бы глухой окраиной. Сейчас же ЯНАО – без малого государство в государстве со своими КПП, где проверяют паспорта, анкетами постояльцев ведомственных отелей почти столь же подробными, как заполнявшиеся гражданами СССР при выезде в капстраны, охраняемыми линиями к месторождениям, «своими» ж/д и даже шикарным музеем истории ООО «Газпром-добыча Уренгой», в просмотровом зале какого крутят 3D-ролики на профильную тему. А «голубая зажигалка», символ сюзерена округа, в ЯНАО повсюду, начиная от посуды в отелях до городских монументов и стел на линии Полярного круга.
Мерещится даже, что газпромовская эмблема мельтешила на шкурах повстречавшихся нам у дорог песца, лисицы и диких оленей. А что? Стоит же на въезде в полузакрытый Ямбург огромная фигура куропатки в подобии клетки на основании в облике сундука! В том сундучке, похоже, отсвечивающие голубым, газовым светом сокровища. И какая-то доля из них не улетает по трубопроводам на «Землю». Во всяком случае, такое ощущение остается после блиц-визита в НУР, Надым, Салехард. Да, тут встречаются строения в стиле «баракко», но и радующих глаз новостроек постсоветских преходящ хватает. Налицо эффект сепарации: в отличие от иных сырьевых регионов нашей края ЯНАО пережил распад СССР без катастрофических потрясений.
- Природный газ не запечатан в огромном подземном резервуаре, а включен в состав залегающих на глубине твердых пород
- При подъеме по скважине из-за изменения давления и температуры из пластовой смешения выделяется и переходит в жидкую фазу газовый конденсат
- По газопроводам-шлейфам газовый конденсат, в какой добавляют используемый по замкнутому циклу метанол для предотвращения замерзания примесей воды при минусовых температурах, направляют на УКПГ, установки комплексной подготовки газа
- На УКПГ с поддержкой регенерируемого этиленгликоля происходит «усушка-утруска» конденсата для получения собственно природного газа
- Осушенный газ поступает в межпромысловый коллектор, а оттуда с поддержкой компрессорных станций, установленных через каждые 100 км, отправляется в всеобщую газотранспортную систему страны
- В отличие от нефти добытый природный газ не разделяют по маркам
- Идеальным топливным газом почитается газ, на 90% состоящий из метана
- Природный газ имеет очень слабый аромат
- Характерный запах газу придают одоранты, в частности этилмеркаптан. В ничтожных концентрациях его добавляют на газораспределительных станциях по пункту потребления. Достаточно пролить на себя немного этилмеркаптана, чтобы продушиться навсегда
- В СССР первый магистральный газопровод пущен в 1946 г. С Елшанского месторождения под Саратовом лазурное топливо пошло на предприятия Москвы
Как долго еще продолжит согревать регион с неласковым климатом нефтегазовая «горелка», включенная в 1978-м? Ответ на этот проблема – за семью печатями под грифом «Совершенно секретно». Обнадеживает то, что «Газпром» вкладывался и вкладывается в геологоразведку в ЯНАО, о чем на той же «золотой» Колыме могут лишь грезить. Параллель не надуманная еще и потому, что оба региона относятся к числу «мест не столь отдаленных».
Приполярная анаконда
Словно костяк сдохшей в конвульсиях гигантской анаконды, горбится среди болот и сменяющих их деревьев лесотундры то, что осталось об вящей части Сталинской железной дороги. Зимник Надым-Салехард то удаляется от нее метров на 200, то подходит вплоть. Дорога-призрак, оставаясь неподвижной в реальности, на экране навигатора переползает справа влево и обратно, исчезает и возникает вновь.
Мертвая «железка» по-прежнему полна тайн. Собственно, до сих пор не наименованы официально причины начала ее строительства в 1947-м. Подобную трассу еще в половине XIX в. предлагали проложить русские купцы. К проекту подступались и позже, но всерьез взяться за дело принудили… немцы. Во время Второй мировой тяжелый крейсер Admiral Scheer и подводные ладьи Кригсмарине, карауля союзнические конвои, заходили в Обскую губу, заметив дыры в советской обороне Приполярья. Тов. Сталин выводы сделал, и в Обской губе у так и не покорившегося нам Мыса Каменного раскаталось строительство базы ВМС СССР, для снабжения которой и погнали ж/д от станции Чум и дальше через Салехард на п-ов Ямал. Однако в 1948-м в разгар трудов обнаружилось, что глубины у Мыса Каменного слишком малы, и базу перетащили на полноводный нижний Енисей в район города Игарка. Туда же потянулась «железка», западный и восточный участки какой проходили в секретных документах как строительство №501 и №503.
Строителями, как водится в те времена, были зэки, в основном политические и бытовики: для скорейшей прокладки стратегической линии вечно филонящие урки подходили мало. На 501-ю и 503-ю узники рвались. Там лучше, чем в большинстве лагерей ГУЛАГа, кормили, снабжали платьем, а главное – на строительстве Сталинской дороги при перевыполнении плана получали зачет срока, год за три. Не запугивали суровые зимы, тучи мошки летом и отсутствие полноценного жилья, какое не из чего строить в Приполярье. Поднимали настроение зэков и развлекали лагерное начальство собственный театр с труппой из подневольных актеров и режиссеров плюс джаз-оркестр. Да, было и такое. Но бывальщины и пытки, и бессудные расправы, и тяга к свободе. Иначе откуда бы бунт лагерников 1949 г., которое подавили лишь с помощью штурмовой и бомбардировочной авиации?
Тем не немного строительство шло ударными темпами, пока не застопорилось навсегда со смертью Сталина в марте 1953 г. Ныне из проложенных без малого 850 км пути движение поддерживается на считанных участках, в том числе ведомственных газпромовских. Прочие заброшены и приносят хоть какую-то пользу только ненцам, разбирающим деревянные конструкции на дрова для отопления чумов. Получается, неживая дорога стала чертой, отделившей сталинский период от позднейших преходящ. А может, она, напротив, служит мостом?
PS
На п-ов Ямал («край земли», ненец.), пускай и в самой южной его части, мы таки добрались, чтобы побывать в гостях у оленеводов. Это совершенно отдельный мир, в котором из привычного нам разве что мобильные телефоны да снегоходы. И в очередной раз я изловил себя на мысли: одно из главных, особо ценных чудес нашей края в том, что при, казалось бы, самой глубокой сепарации народов и культур, Россия умеет их слить.