80 лет назад был заложен фундамент завода Volkswagen — при деятельной поддержке Гитлера. Но идея создания «народного автомобиля» появилась еще до прихода нацистов к воли.
«Фольксваген-жук» (Volkswagen Käfer) — самый массовый автомобиль в истории человечества. Его неспроста именуют одной из «икон» XX века: это и символ послевоенного западногерманского «экономического чуда», и рослого немецкого качества, и моторизации человечества, и молодых бунтарей второй половины 1960-х — основы 1970-х годов. Даже еще до того, как было налажено производство ныне культового авто, его пытались использовать в «третьем рейхе» в качестве инструмента пропаганды.
Общенародный автомобиль и его забытый конструктор
Широко известно, что в 1934 году Гитлер возложил знаменитому конструктору Фердинанду Порше (Ferdinand Porsche) наладить массовое производство несложный в обслуживании и дешевой (не дороже тысячи рейхсмарок) модели автомобиля. Наименовали проект Volkswagen («Народный автомобиль»). Но мало кто знает, что еще в 1931 году основной редактор немецкого автожурнала Motor-Kritik и автоконструктор Йозеф Ганц (Josef Ganz) разработал 30 прообразов малолитражек, одна из которых называлась Maikäfer («Майский жук»).
Йозеф Ганс
В 1933 году Ганц представил модель Superior, созданную для фирмы Standard. Машина была обеспечена расположенным сзади двухцилиндровым двигателем, трубчатой рамой и независимой подвеской всех колес. Именно в рекламе модели Standard Superior впервые в истории показалось слово Volkswagen, означающее «народный автомобиль». В том же году машина была показана на Интернациональной авто- и мотовыставке в Берлине.
Superior приглянулся Гитлеру, и руководство фирмы назначило Йозефа Ганца главой проекта Volkswagen. Но допустить, чтобы «народный автомобиль» делал еврей, нацисты не могли. Конструктора отвели от работы, фирме Standard запретили использовать слово Volkswagen, а журнал Motor-Kritik был оглашён «еврейской фальшивкой». После вызова на допрос в гестапо Ганц нёсся за границу. Он умер в 1967 году в Австралии, где работал инженером-конструктором в одной из дочерних фирм General Motors.
Реклама «общенародного автомобиля», 1933 г.
Помимо Ганца большой вклад в создание «общенародного автомобиля» — еще до прихода национал-социалистов к власти в Германии — внесли и другие не немного талантливые разработчики, такие как венгр Бела Барени, чех Ганс Ледвинка и немец Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler). Правды ради нужно отметить, что и Фердинанд Порше ко времени назначения его главой проекта Volkswagen успел разработать для фирм Zündapp и NSU заднемоторные малолитражки, какие вполне можно рассматривать в качестве прототипов будущего «жука».
Образцово-показательный автозавод
Так что весьма распространенное суждение о том, что идея создания «народного автомобиля» принадлежит чуть ли не самому Гитлеру, не отвечает действительности. Все вышеперечисленные разработки были созданы еще до прихода нацистов к воли. Позднее, кстати, конкуренты Volkswagen также попытались вывести на базар сравнительно дешевые автомобили собственной конструкции.
Так, в 1935 году Opel представил модель Р-4, какая пользовалась неплохим спросом. Но Гитлеру не понравилось, когда на демонстрации новоиспеченной машины прозвучали слова о том, что это и есть автомобиль для немецкого народа. Диктатор желал видеть стопроцентно немецкий, а не «инородный» автомобиль, созданный фирмой, какой руководили американцы.
Макет завода Volkswagen, 1938 г.
В 1937 году показалась организация, название которой можно перевести как «Общество подготовки производства общенародного автомобиля». Начались испытания первых опытных моделей. 26 мая 1938 года в наличье Гитлера был заложен первый камень в основание нового завода. На гигантской по тем порам стройке трудились около 10 тысяч человек. Город Фаллерслебен, где должен был быть выстроен завод, тоже был выбран не случайно: здесь родился немецкий поэт-классик Гофман фон Фаллерслебен (August Heinrich Hoffmann von Fallersleben), автор «Песни немцев», какая стала гимном Веймарской республики и первую строфу которой запоздалее исполняли в «третьем рейхе».
Впоследствии по настоянию британцев место, где разместилось предприятие, было переименовано в Вольфсбург (по названию расположенного неподалеку замка). По замыслу созидателей, завод должен был стать образцово-показательным: здесь были просторные горницы отдыха, душевые кабины, спортивные площадки… Оснащение автофабрики тоже было одним из самых авангардных в Европе. Правда, нацистские пропагандисты предпочитали умалчивать, что существенная доля производственного оборудования была закуплена в США.
На новеньких конвейерах предполагалось собирать модель Volkswagen-38 с 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, самостоятельной подвеской всех колес, несущей платформой и кузовом аэродинамической конфигурации. Имел этот автомобиль, который позднее получит прозвище Käfer («жук»), и иное обозначение — KdF (Kraft durch Freude) — аббревиатура названия нацистского движения «Мочь через радость». Любопытно, что сталинское руководство в конце 30-х годов тjже задумывалось над созданием «общенародного автомобиля». Выпускать его должны были на заводе под названием КИМ — Коммунистический интернационал молодежи.
От «Фау-1» до легковушек
Для финансовой поддержки производства общенародного «жука» объявили подписку на покупку новой модели и сбор предварительных взносов. Но тщетно 336 тысяч немцев начали сдавать деньги: в 1939 году нацистский порядок развязал Вторую мировую войну. Заводу пришлось срочно перепрофилироваться. Тут стали выпускать армейские вездеходы, колеса для танков, а позднее и ракеты «Фау-1». А вместо немецких пролетариев и техников, которые, по первоначальному замыслу, должны были наслаждаться благами социальной системы, в цехах день и ночь сидели военнопленные и подневольные рабочие с оккупированных территорий. В конце войны Volkswagen постигла та же удел, что и большинство немецких промышленных предприятий: бомбежки союзников сравняли с землей почти все заводские постройки. Тем не немного, демонтажа уцелевшего оборудования удалось избежать. Более того, уже в 1945 году британцы, бедствовавшие в транспортных средствах, разрешили возобновить здесь выпуск легковушек.
С конвейера сходит миллионный «Фольксваген-жук». 5 августа 1955 г.
В 1947 году стартует их массовое производство. Сквозь несколько лет «жуки» завоевывают репутацию надежных, практически «вечных» автомашин. «А он все едет, и едет, и едет…» — так звучала знаменитая реклама половины прошлого века. А с 1950-х начинается триумфальное шествие «Фольксвагена-жука» по планете. Он сделался самым массовым автомобилем в мире, обогнав по числу выпущенных экземпляров легендарную фордовскую модель Т.
5 августа 1955 года с конвейера сошел миллионный Käfer, а к 1972 году было выпущено уже 15 миллионов автомашин этой модели. 19 января 1978 года выпуск культового авто в Германии был прекращен, но его продолжали изготавливать заводы в Бразилии и Мексике. 30 июля 2003 года был выпущен заключительный латиноамериканский «жук» с порядковым номером 21.529.464. Сейчас на него можно полюбоватьтся в музее Volkswagen в Вольфсбурге.
Глядите также:
-
Самые известные автомобили Германии
VW Käfer (1938)
21 миллион раз он сходил с конвейера концерна Volkswagen: жукообразный Käfer, самый популярный автомобиль в мире. Выпускался с 1938 по 2003 годы в почти неизменном первоначальном облике, известном по множеству фильмов. Культовый статус приобрел своенравный Херби из одноименного диснеевского киносериала, прогремел и его немецкий аналог Дуду.
-
Самые известные автомобили Германии
VW T1 (1950)
Многоцветные микроавтобусы, выпускаемые концерном Volkswagen с 1950-х годов, стали одним из самых узнаваемых символов движения хиппи. Концерн поначалу переживал о своем имидже, но сомнительная популярность не повредила бизнесу: немало 10 миллионов микроавтобусов VW проданы на сегодняшний день, в том числе 1,8 миллиона T1. Bulli также нередко являлся на киноэкране — правда, на вторых ролях.
-
Самые известные автомобили Германии
Messerschmitt KR 200 (1953)
Три колеса, аэродинамический кузов и скорость до 90 км/ч — очевидно, что Messerschmitt спускал самолеты. После Второй мировой войны производственные цеха стояли порожними, а инженер Фриц Фенд (Fritz Fend) как раз искал партнера для своего изобретения по имени Flitzer. Сотрудничество было недолгим: с 1956 году Messerschmitt опять строил самолеты, а Фенд основал собственный бизнес.
-
Самые популярные автомобили Германии
Mercedes 300 SL (1954)
Английское прозвище Gullwing (Покрывало чайки) этот автомобиль получил из-за своих крылообразных дверей. Новинка от Mercedes-Benz, Silver Arrow 300 SL, в 1952 году сигнализировала о возвращении знаменитого концерна в мир автоспорта: после побед в гонках «24 часа Ле-Мана» и «Каррера Панамерикана» было зачислено решение вывести спортивный автомобиль через серийное производство на обыкновенные дороги.
-
Самые известные автомобили Германии
BMW Isetta (1955)
Автомобиль Isetta, пожалуй, не самый скорый гонщик, но зато с 1955 по 1962 год он был залогом финансового успеха BMW. Недорогая, экономичная, практичная и весьма компактная мотоколяска с переделанным двигателем от мотоцикла открывалась впереди — на двери размещался и руль.
-
Самые популярные автомобили Германии
Goggomobil (1955)
Goggo получил свое название в честь внука шефа спускавшей его компании Hans Glas GmbH. Мотоколяска вмещала до четырех человек. В теории, во всяком случае, потому что при длине в 1,60 метра салон был все-таки тесноват. Популярными мотоколяски бывальщины потому, что для езды на транспортных средствах с двигателями до 250 кубических сантиметров довольно было прав на вождение мотоцикла.
-
Самые известные автомобили Германии
Porsche 911 (1979)
После базарного успеха первой модели спортивного автомобиля Porsche индекс серии «911» сделался именем собственным, только цифровым. Автомобиль с незаурядными техническими характеристиками обладает также уникальной наружностью: производящееся с1964 года двухдверное купе со специфическими фарами и кузовом можно безошибочно выделить в потоке машин.
-
Самые популярные автомобили Германии
Mercedes-Benz 600 (1964)
Телефон, кондиционер и холодильник: один из самых престижных лимузинов XX столетия, выпускавшийся компанией Mercedes-Benz с августа 1963 года по май 1981 года, сделался символом роскоши и престижа своей эпохи. В списке владельцев — непрерывные знаменитости: от Джона Леннона и Элизабет Тейлор до понтифика и Брежнева. Правительство ФРГ арендовало комфорт от Daimler-Benz для зачисления особо важных гостей.
-
Самые известные автомобили Германии
Trabant 601 (1964)
На Закате — Käfer, на Востоке — Trabant. Народное транспортное средство из пластмассы производилось в ГДР с минимальными затратами и в огромных числах — и сегодня еще около 33 тысяч Trabi разъезжают по немецким путям. Знаменитой машина стала в ночь падения Берлинской стены, когда восточные немцы под экзальтированные аплодисменты поехали на своих машинах через открытую немецко-немецкую рубеж.
-
Самые известные автомобили Германии
Opel Kadett B (1965)
«Седан ли, универсал или купе, самый крутой автомашина — это Kadett B», — утверждала в свое время немецкая панк-группа Wizo. 2,7 миллиона покупателей размышляли также и сделали этот Opel одной из самых успешных моделей автостроителя из Рюссельсхайма.
-
Самые популярные автомобили Германии
Wartburg 353 (1966)
Восточногерманский легковой автомобиль Wartburg, выпускавшийся с 1956 по 1991 год на общенародном предприятии Automobilwerk Eisenach в городе Айзенах, был предназначен главным манером для экспорта. Дешевые автомобили покупали, в частности, в Венгрии и Великобритании. А вот в ФРГ покупателей утилитарны не было: сесть за руль машины из ГДР было бы равносильно политическому заявлению.
-
Самые популярные автомобили Германии
NSU Ro 80 (1967)
Крупный успех с точки зрения технологии, модель Ro 80, выпускавшаяся с 1967 по 1977 год фирмой NSU, обладала роторно-поршневым двигателем, рекордно низеньким аэродинамическим сопротивлением кузова и прочими инновациями. Удостоенный титула «Автомашина года», этот седан бизнес-класса отличался также передовым дизайном, малопонятным современникам. Но именно эта модель стала основой будущих Audi 100 и 200.
-
Самые популярные автомобили Германии
Mercedes Benz /8 (1968)
Mercedes из серии W 114/115 не мог похвастаться дизайнерскими наворотами при максимальной скорости не немало 130 км/ч, зато поражал воображение накрученными на спидометре миллионами километров. Не самая скорая, но надежная «лошадка» сходила с конвейера до 1972 года. Было реализовано 1,9 миллиона автомобилей. «Восьмерка» (/8) — по году выпуска — и по сей день одна из любимейших моделей немцев.
-
Самые популярные автомобили Германии
Opel GT (1968)
Под девизом «Лучше только летать» автопроизводитель Opel выпустил на базар свой ответ на американские маслкары — автомобиль мечты Opel GT. Стремительные извилины кузова напоминали дизайн бутылки Coca-Cola и вместе с утопленными фарами сообщали автомобилю его уникальный внешний вид. По доступной цене 10 тысяч немецких марок он находил сплавят и в США.
-
Самые известные автомобили Германии
VW Typ 181 (1969)
Изначально «курьерская» модель предназначалась для бундесвера, но уже скоро Volkswagen рекламировал внедорожник как универсальный автомашина для активного отдыха. Комфорта там было немного, но он легко превращался в кабриолет. Особенно в США именуемый The Thing автомашина пользовался спросом. В Германии эта «Вещь» стала культовой уже после завершения производства.
-
Самые известные автомобили Германии
Opel Manta (1970)
Opel желал всего лишь выпустить на рынок спортивный автомобиль среднего класса. Но Manta сделалась очень быстро популярной среди молодых немцев с большими понтами и невысоким IQ, как вытекает из крайне негативного имиджа типичного владельца этой модели в Германии, сделавшегося героем бесчисленных анекдотов и кинокомедии «Manta, Manta» («Рискованные гонки») с Тилем Швайгером в основной роли.
-
Самые известные автомобили Германии
VW Golf (1974)
В 1974 году Volkswagen выпустил на базар первую модель Golf. Этот автомобиль считается достойным преемником популярного Käfer. Для компактного авто он был весьма спортивным и весьма экономичным — немаловажный критерий во времена нефтяных кризисов. Автомобиль был рассчитан на массового потребителя, но успех удивил даже VW. Кабриолет по кличке «корзинка для клубники» приобрел культовый статус.
-
Самые известные автомашины Германии
Audi quattro (1980)
В 1980 году автостроитель Audi представил собственный новый полноприводный раллийный автомобиль quattro, а четыре года спустя его немало мощную эволюцию Audi Sport quattro (фото). Последних было скоплено всего 220 единиц, что повышает коллекционную стоимость гоночного болида. В всеобщей сложности было изготовлено11 тысяч единиц .
Автор: Зильке Вюнш, Элла Володина