Немецкие специалисты критически отнеслись к идее администрации США упразднить стандарты потребления топлива новыми автомобилями. Нормы установил предшествующий президент Барак Обама.
О плане пересмотреть закон, устанавливающий к 2025 году верхний предел для потребления горючего новоиспеченными машинами, объявило в понедельник американское Агентство по охране окружающей окружения (EPA), которое возглавляет один из сторонников президента США Дональда Трампа. Закон был зачислен незадолго до ухода из Белого дома Барака Обамы и достался Трампу в наследство от предтечу.
Документ предусматривает, что все производимые в США с 2022 по 2025 годы новые легковые автомашины, а также SUV и пикапы не должны потреблять больше 4,3 литров топлива на 100 км линии. В EPA эту норму назвали «нереалистичной». Также ведомство пообещало подвергнуть пересмотру особые права Калифорнии на установку в этом штате немало строгих экологических стандартов, чем по всей стране.
Изменение климата как «крупнейшая проблема»
Что прикасается Калифорнии, то генеральный прокурор штата Ксавьер Бесерра уже сообщил, что готов отстаивать права калифорнийцев и зачислить развязанную Трампом «войну против экологии». Внимание же зарубежных экспертов вяще привлек план по отмене в США нормы в 4,3 литра. В Германии, являющейся европейским лидером автомобилестроения, заявление EPA специалисты остро раскритиковали.
Известный немецкий эксперт в области автомобилестроения профессор Фердинанд Дуденхёффер (Ferdinand Dudenhöffer) охарактеризовал план администрации Трампа как «эгоистичное преследование своих интересов». В интервью DW он прямо назвал решение «нехорошим и неправильным, которое изолирует Америку и делает мир не лучше, а хуже. «Изменение климата является крупнейшей проблемой человечества, и то, что мастерит Трамп — это просто игнорирование этой проблемы», — подчеркнул Дуденхёффер.
4,3 литра на 100 км пробега
Возмущение популярного эксперта вызвало и то, что закрепленная в нынешнем законе экологическая норма признана EPA «нереалистичной». «Мишень в 4,3 литра на 100 км является реалистичной, причем как для легковых машин, так и для внедорожников и пикапов, какие очень популярны в Америке», — убежден Дуденхёффер.
Фердинанд Дуденхёффер
С ним согласен и Петер Мок (Peter Mock), директор европейского филиалы ICCT в Берлине. Эксперты именно этого независимого международного института первыми заметили большое расхождение между реальными и лабораторными выбросами газов у дизельных автомашин концерна Volkswagen. Расследование привело в 2015 году к крупнейшему дебошу в немецкой автомобильной промышленности, получившему название «дизельгейт».
4,3 литра на 100 км — это «вполне реализуемо с технической точки зрения», согласен Мок. «Двигатели внутреннего сгорания — и бензиновые, и дизельные — еще обладают достаточным потенциалом повышения эффективности. В случае даже незапятнанно бензиновых моторов рост эффективности может составлять до 30%, не сообщая уже о возможностях монтажа дополнительных электрических двигателей, отмечает эксперт.
Равнение — на европейский автопром?
Собственно, реалистичность лимита в 4,3 литра подтверждают и экологические стандарты на европейском континенте. «В Европе мы имеем образцово схожие нормы, только мы дефинируем их через объем выбросов углекислого газа», — напоминает Фердинанд Дуденхёффер.
«Отдельных немецких норм по выбросам углекислого газа нет — у нас работают общеевропейские,- рассказывает Петер Мок более подробно. — Сейчас эти нормы охватывают этап до 2021 года, и одновременно в ЕС обсуждаются стандарты на 2025-2030 годы. И вот льющаяся европейская норма к 2021 году в общем совпадает с тем, что в Америке до сих планировалось к 2025 году. Когда же мы перейдем к той доли, которая касается 2025-2030 годов, то тогда мы окажемся лидерами в этом курсе. Хотя Китай сейчас очень быстро догоняет европейцев — а вот Америка при Трампе, вылито, окажется в этом вопросе в аутсайдерах».
Инвестируйте не в нефть, а в технологии
Петер Мок
Впрочем, Петер Мок оговаривается, что значительны не только нормы на бумаге, но и их соблюдение автомобильными концернами. И здесь европейцам кушать чему поучиться за океаном. «В США разрыв между показателями экологических тестов и реальными показателями выбросов намного меньше, чем в Европе, — признает Мок. — И американские ведомства намного твердее карают производителей за любые попытки манипуляций». Но что касается планов администрации Трампа, то там подход вообще иной.
По словам Мока, они исходят из того, что рынок сам отрегулирует, какие машины производители будут спускать, а покупатели — покупать. «В Европе же мы не уповаем на непогрешимость рынка — и понимаем, что производители нередко ориентируются на показатели текущего квартала, а не на долгосрочные цели. В Китае, уместно, эта позиция выражена еще четче», — добавил немецкий эксперт.
Поэтому он находит вполне обоснованной установление политиками экологических норм для автомобильной индустрии. Основной целью этого является защита окружающей среды. Но не только. «Идея в том, чтобы инвестировать в прогрессивные технологии, так, в гибридные двигатели или производство более легких материалов», — продолжает Петер Мок.
По его обороту, это делает автомобиль несколько более дорогим при приобретении, но позволяет потребителю экономить на топливе: «Экономия может быть весьма существенной. По расчетам Европейской комиссии, в первые два года использования новоиспеченные технологии сэкономят владельцу машины 1-2 тысячи евро».
По словам эксперта, это — «огромное преимущество и для потребителя, и для общества: денежки, которые мы сейчас тратим на закупки нефти из Саудовской Аравии или России, мы начнем инвестировать в новоиспеченные европейские технологии, что пойдет на пользу всему обществу».
Экологические нормы еще «живы»
В цельном Петер Мок еще полагает, что хоронить закон об экологических нормах для двигателей, общепринятый при администрации Обамы, еще рано. «В законе был прописан срок 1 апреля 2018 года, до какого могли быть поданы возражения по документу. То, что случилось в понедельник, — это как раз подача такого противоречия», — разъясняет он.
«Но сделано это поверхностно,- констатирует эксперт. — Возражение EPA очень куцее и содержит лишь описание намерения новой администрации отменить закон. Сейчас Трампу нужно будет привести горы доказательств того, что решение Обамы было неверным». Но, указывает Мок, во поры Обамы были собрано множество свидетельств того, что новые нормы тащат массу преимуществ — как потребителям, так и всему обществу, в том числе в плане новоиспеченных рабочих мест и конкурентоспособности американской промышленности. «Теперь все это надо будет опровергать. Так что упразднить закон будет непросто», — уверен директор европейского отделения ICCT.
Глядите также: