Прививка мужественности
Ну наконец-то! Гладко четверть века спустя японцы вновь пальнули из своей дизайнерской пушки. Действительно, из четырех предыдущих поколений «рафика» на раз вспоминается лишь ослепительная внешность легендарного родоначальника по имени ХА10. Затем руководство «Тойоты» надолго взяло на вооружение лозунг «Банальность правит вселенной!», и последующие три поколения RAV4 усердно воплощали эту идею.
И тут — ба-бах! В машине со столь же банальным и вполне ожидаемым внутренним индексом ХА50 от манеры серой мышки не осталось и кончика хвоста. Более того, японцы дерзнули совершить немыслимое по меркам нашего поре: отбросив политкорректную унисекс-стилистику, наделили пятый «рафик» явными признаками мужского автомобиля! Согласитесь, фактура утес и льда, на которую ориентировался шеф-дизайнер проекта Тацуя Сонода, больше соотносится с небритыми щеками, чем с маникюром.
Совершая стилистический переворот, как и чуть ранее с новоиспеченной Camry, стилисты Toyota использовали капитальную точку опоры — запросы и вкусы емкого US-рынка, где RAV4 традиционно идет на ура. Огромный шаг навстречу понятиям американцев о прекрасном лишь добавил очков RAV4, что подтверждают результаты продаж модели в США в 2019-м. Россияне тоже не вон делить автомобили по гендерному признаку, и, вполне возможно, с появлением ХА50 нас ждет изменение баланса спроса на «рафики» в мужскую сторонку.
Загадки интерьера
Переворот в мозгах из края в край! Как стыкуются с грозным обликом кардинально переработанной машины крошечные, гладкие до тактильной неразличимости кнопки адаптивного круиз-контроля на руле? А ведь сама система трудится отменно: позволяет задавать скорость с шагом 1-5-10 км/ч и благодаря радару с широким сектором захвата почти безошибочно реагирует даже на подрезающие вас авто. И достоверно не дамскими пальчиками жать на напоминающую зазубренный тупой нож линейку недотумблеров регулировки 2-зонного климат-контроля и обогрева заднего стекла.
За появление автоматического режима всех стеклоподъемников многие скажут спасибо. Но как разглядеть в тьме уйму отвечающих за разные функции кнопок на водительской двери, если слабеньким светодиодом поблескивает один-единственная? И каким анатомическим строением должен обладать организм за рулем, чтобы пользоваться находящимся в слепой поясу слева на торпедо блоком с кнопками обогрева руля и лобового стекла?
Пятиместный салон вроде бы вполне современен по конфигурации, но в нем отчетливо звучат и ретро-мотивы. Взгляните на графику вздыбившегося на передней панели планшета мультимедийной системы, в российской версии утерявшей совместимость с приложениями Android Auto и Apple CarPlay.
В деталях интерьера отыщется еще чертова дюжина дьяволят. Взять желая бы съемные рельефные коврики из резиноподобного пластика в нишах торпедо. Отличная идея! Да только эти вставки оттаивают до состояния, в каком они способны удерживать те же смартфоны, наверное, при температуре в салоне за +30°С. Против обогрева боковых секций дивана и воздуховодов в торце напольной консоли никто не возразит, но многим покажется чрезмерным наклон спинки заднего сиденья, а соответственнее регулировки нет. По счастью, можно изменять заполняемость приборки, поскольку в самом насыщенном режиме глаза разбегаются, пытаясь обнять россыпь мелких символов, многоцветье которых затмевает гирлянду на новогодней елке.
Паркетные упражнения
С пробочных скоростей RAV4 с топовой 2,5-литровой атмосферной «четверкой» не рвет с пункты в карьер при резком нажатии педали газа, зато обнаруживает солидную прореху в шумоизоляции моторного отсека, и оттуда доходит явно не бельканто. Да еще это взбрыкивание в недрах АКП8, сопровождающее блокировку гидротрансформатора при переходе с первой на вторую ступень… Выбирающих «рафик» для города, пожалуй, вяще впечатлит дуэт использующей тот же комбинированный впрыск 2-литровой 149-сильной «четверки» и вариатора Direct Shift с редукторной первой передачей. Или даже сочетание того же двигателя с 6-ступенчатой «механикой», желая в последнем случае придется довольствоваться передним приводом.
Что ж, примем к сведению: 199 безнаддувных «лошадей» топ-двигателя не из тех, что ежесекундно колотят копытами, изрыгая из ноздрей клубы дыма и адское пламя. Но «дайте ходу пароходу», и флагман линейки RAV4 докажет, что его мотор неспроста принадлежит к серии Dynamic Force, особенно если выбрать спорт-режим силового агрегата или вручную переключать АКП. Ведь добегает он до «сотни» на 1,3 секунды скорее версии с МКП6 и на 2,5 с раньше вариаторного собрата.
Только при этом — не обессудьте. Большая удача увидеть на экране борткомпьютера смысл расхода топлива менее 9 л/100 км, а при толкотне в пробках на незагруженном автомобиле цифры способны вырасти немало чем на треть. Радует, что все версии дозволено заправлять 92-м бензином. Вот что значит следование американским стандартам! Некоторое снижение мощности двигателей в российской спецификации в угоду налоговым соображениям — плюс для долговечности силовой установки, как и отсутствие турбин.
2,5- и 2-литровая
«четверки» с рослой для атмосферников степенью сжатия (13:1) для повышения эффективности используют фирменную систему комбинированного впрыска бензина и фазовращатели на впуске
Вариатор
Direct Shift, какой может агрегатироваться с 2-литровым мотором, имеет редукторные первую и заднюю передачи. Это обеспечивает хорошую стартовую динамику и позволяет подвигаться внатяг без ущерба для трансмиссии
Минус — то, как подробно машина сообщает водителю и пассажирам о выраженных стыках и даже попросту нашлепках асфальта. Обвинить в этом впервые доступные для модели 19-дюймовые покрышки сложно, ведь у подобный «обуви» солидный 55-й профиль. И потом новый «рафик» всюду находит колейность. Впрочем, эта проблема решается отключением системы контроля рядности, назойливо применяющей поисковое руление. Само же шасси к реальным долевым бороздам в асфальте совершенно невосприимчиво. Но что делать с плавностью хода, в городских условиях оставляющей желать лучшего? Может, инженерам «Тойоты» не стоило заморачиваться с розыском особого, российского, пути и сохранить для нашего рынка более мягкий американский вариант настроек шасси?
Ну да японцы, даже не декламируя Гоголя, знают отношение русских к быстрой езде, а с ней валкость в поворотах несовместима. И новый RAV4, сборку какого ведет питерский завод TMC, готов к слалому. Причем не только на ровном асфальте. Автомобиль, пересевший на всеобщую с Camry платформу TNGA-K и с увеличенной на 57% (!) по сравнению с предшественником жесткостью кузова отлично держит курс, легковесно, надежно управляется и на нашем типичном проселке. Ни пробоев подвески, ни биений на руле. Вот где шасси в российском исполнении по-настоящему комфортно! И на каком товарищем околопремиальном «японце» столь эффективна шумоизоляция днища и колесных арок от пескоструя и стаккато камушков?
Съезжаем с асфальта
Пора изведать RAV4 офф-роудом, тем более что выхлопная труба под днищем 2,5-литровой версии больше не выпирает призывно книзу в ожидании встречи с корягой или каменюкой. С другой стороны, клиренс всех ХА50 в российском исполнении поджат до 200 мм vs 213/218 мм модели для US-рынка. Так что раскачка кузова — табу, если беспокоиться о сохранности выпирающей квадратной «челюсти» переднего бампера и улучшающих аэродинамику пластиковых щитов по всей площади днища.
Жалко, мороз межсезонья уже не позволил испытать машину в хлябях и на рыхлом песке и еще не позволил — на снегу. Хотя варианты настройки силового агрегата, привода 4х4, электроусилителя руля и ESP под такие обстоятельства предусмотрены «рафиковской» новинкой, системой Multi-Terrain Response. Ничего, остается еще режим «Камни & Грунт». В самый раз для штурма 30-градусного подъема вышиной с пятиэтажку. Ни надрывного воя двигателя, выдающего максимум момента на верхах, ни дыма из-под буксующих покрышек: «рафик» с 2,5-литровой «четверкой» уверенно подвигается внатяг и без труда принимает рестарт после остановки на полпути к вершине, благо отлично отработал ассистент поддержки при подъеме по склону. А на столь же крутом спуске удивляешься, насколько и в такой ситуации успешно замещает понижайку 1-я передача АКП: скорость в каких-то 2 км/ч помогает поддерживать система самодействующего подтормаживания. Она подтверждает свой класс, когда кроссовер ползет по еще более крутому спуску на задней передаче.
В нынешних российских реалиях RAV4 с его впечатляющим ценником от 1 756 000 до 2 661 000 руб. едва ли вклинится в борьбу за венец в сегменте SUV, но он точно останется в нем заметной фигурой. Залогом тому фактурная внешность, просторный салон, насыщенность разно-образными технологиями, достойная управляемость и впечатляющий потенциал на бездорожье. Не позабудем и про традиционно высокую в России остаточную стоимость моделей Toyota.
Нельзя сказать, что отличные нешипованные зимние покрышки Nokian Hakkapeliitta R3 SUV тут бывальщины ни при чем, но и они бы не выручили при диагональном вывешивании. А с ним «рафик» справился играючи благодаря Dynamic Torque Vectoring. Этот тип трансмиссии 4х4, какой положен топ-версиям модели, не только делает управляемость RAV4 более строгой и точной на петляющих дорогах, но и эффективный помощник вне асфальта. Все благодаря пакетам фрикционов на задних полуосях, при пробуксовке передка принимающим до 50% момента и позволяющим успешно имитировать блокировку межколесного дифференциала. Желаете получить схожую трансмиссию 4х4, а заодно и подобие функции «прозрачный капот и корма» в сегменте среднеразмерных SUV? Тогда вам ровная дорога в premium-сегмент. Может, что и отыщите по цене почти на миллион дороже.
Истинный RAV
Конечно, с продвинутым приводом 4х4 «рафик» тоже недешев. С 2-литровым мотором и CVT он обойдется в 2 290 000 руб., а с 2,5-литровым двигателем и АКП8 — в 2 661 000 руб. Но у «Тойоты» эти суммы вводят сниженную спеццену трех плановых ТО (от этого можно отказаться) до пробега 30 000 км, после прохождения каких у официальных дилеров вы бесплатно получаете четвертый год гарантии. При подсчетах внесите поправку и вот на что: в пятом своем поколении «рафик» обратился в машину с двойным дном. А под вторым скрывается не просто «паркетник», а настоящий RAV — Recreation Activity Vehicle, «Автомашина для активного отдыха». Классный автомобиль.
Loading…